bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Гимны светилу в январе

Мария Блажевич исполнила сочинения  Баха и Цоя на солнечную тему.

Бесстрастная статистика утверждает: в январе в Томске два дня солнечных. Этот  среднеарифметический результат был опровергнут уже 3 января. Днем – самим светилом, которое явилось миру в морозной дымке, а вечером – концертом «Орган по имени Солнце», где каждое произведение несло в себе мощный заряд солнечной энергии.

Концерт был выстроен Марией Блажевич,  выступившей в роли главной жрицы в храме Солнца, согласно движению светила по небосклону.  От рассвета до заката.



На «рассвете» восславили лучезарного бога Аполлона, которого древние греки считали богом Солнца, маршем австрийцу Антону Брукнера. Соведущий концерта  Денис Киреев сообщил публике некоторые подробности: до 1937 года считали, что марш принадлежит «перу» Брукнера, но позже появились сомнения.  И хотя авторство этого оптимистического марша пока не установлено точно, но это не мешает его исполнять. Мария Блажевич вложила в орган столько страстности и радости, что марш прозвучал призывом…к танцу.

По контрасту с солнечным, хотя и несколько холодным  «Утром» Эдварда Грига прозвучала пьеса «В пещере горного короля» из той сюиты норвежского композитора. Но эту инфернальную, по сути, музыку в контексте концерта можно было истолковать как борьбу Света с  Тьмой. Тьма усилиями исполнительницы и композитора была изгнана, и снова зазвучал гимн в честь бога Солнца, но уже сочиненный немецким композитором Иоганом Пахельбелем – Ария «Солнце» из кабалистического цикла «Гексахорд Аполлона», исполненная на клавесине.



Когда же светило достигло зенита, то в органном зале прозвучала фантазия, сочиненная Марией Блажевич на тему песен неувядаемой группы Beatles. Это была томская премьера. Своим исполнением Мария показала, насколько солнечные  песни пела знаменитая четверка из Ливерпуля. Фантазия публикой была принята «на ура».

Музыка барокко во главе с самим Иоганном Себастьяном Бахом (его Токката, адажио и фуга до-мажор открыла второе отделение) сменялась музыкой романтиков (кроме Грига, прозвучало произведение Ш.М. Видора), классические сочинения – переложением рок-музыки на орган. А светило уверенно сияло с небосклона. Оно дарило свою энергию в виде маленького рэгтайма для педали соло в сочинении И. Михеля.  Сияло в мажорном Анданте для органа в часах В. А. Моцарта.



Новую трактовку темы «солнца» подарили сочинения Жана Батиста Люлли.  Как известно, композитор жил в эпоху Людвига XIV, прозванного «Король-Солнце».  Именно Людовику и была посвящена симфония «Te Deum», сыгравшая роковую роль в жизни самого Люлли. Король выздоровел, а композитор умер.

На закате концерта прозвучали органные обработки рок-хитов. Сначала публика угадывала мелодии таких групп, как Deep purple, Status Quo, Skorpions и других популярных рокеров. А завершило концерт попурри из песен о Солнце.  В органной композиции  Мария Блажевич объединила и опус Рихарда Штрауса «Так говорил Заратурстра», и танго «Утомленное солнцем», и рок-хит Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце» и даже гимн детству и солнцу «Пусть всегда будет солнце».

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.