bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

О фундаменте романса и русской душе


Томск в шестнадцатый раз принимал у себя Сибирскую Романсиаду

Русский романс сродни русскому характеру или русской душе. В каком-то смысле «романс» и «душа» - синонимы. Ибо без души романс не поется. В этом мнении сходятся все певцы, в чьем репертуаре есть романсы. Сибирская Романсиада, прошедшая в Томске в шестнадцатый раз, дала повод еще раз задуматься о природе этого жанра и необходимости его сегодня. Организатором конкурса вновь выступила Томская филармония.



- Романс – ранимый, хрупкий жанр, - с таким неожиданным заявлением выступила создатель и бессменный художественный руководитель международного конкурса молодых исполнителей русского романса, заслуженный деятель искусств России, заслуженная артистка России Галина Преображенская, открывая гала-концерт победителей конкурса.

Для тревоги за судьбу жанра в XXI веке есть основания. Дело не только в том, что ему все сложнее и сложнее противостоять натиску массовой культуры. Меняется отношение к жанру и самих исполнителей: романс заменяют песней. И во втором отборочном туре, где по условиям конкурса могут звучать современные произведения, такая замена происходила довольно часто.



- Мне не нравится, что ребята поддаются общему поветрию – им кажется, все легко, все просто. Взял песенку, написал на нотах «романс» – и дело сделано. А романс сложен, он ревнив, это не песня. Хотя романс в чем-то схож с песней. Но в нем иной уровень поэзии, иной уровень чувствования - более сложный, более драматический. Поэтому в романсе мы ищем театр, иногда не находим, но романс идет на драматизацию, - так рассуждала создатель Московского Дома романса, "мама" Романсиады Галина Преображенская после завершения отборочных прослушиваний.



Количество участников нынешнего конкурса (их было чуть более 50, а не 70 и даже не 100, как в первые годы конкурса) тоже говорит о сложном периоде, который переживает романс как жанр, как особый вид музыкальной культуры.
 
К счастью, у него есть не только подвижники, но и защитники: 25 октября Всемирная организация ЮНЕСКО приняла «Романсиаду» под свой патронат. Другими словами, русский романс приравняли к статусу памятников - к охраняемым объектам культуры. Этой радостной вестью Галина Сергеевна поделилась с томичами, и зал выразил одобрение восторженными аплодисментами.



- Несмотря ни на что «Романсиада» ширится и растет, - успокоила любителей романса Галина Преображенская. В этом году одиннадцать регионов проводили отборочные туры. Начали в Рязани, потом переехали в Италию (Сан-Марино), потом к нам присоединилась Киргизия. Затем Казахстан отметил 20-летие «Романсиады» на своей земле. В музейной Гатчине собрались все северные города, а московский район Марьино по традиции собирал певцов всей средней полосы России. Затем была София, откуда я к вам прилетела, а завтра уеду в Прагу, оттуда в Гамбург. И везде «Романсиада».



Томск по традиции встречает «Романсиаду» в середине ноября. В России это последний отборочный тур перед финалом конкурса, который традиционно проходит в декабре в Колонном зале Дома Союзов. География Сибирского тура, пожалуй, самая большая – от Урала до Дальнего Востока. Но более всего представлены несколько центров, где есть музыкальные вузы – это Красноярск, Екатеринбург и Новосибирск.

В этом году, на удивление, Урал оказался представлен только одним человеком, зато Татьяна Черноскутова взяла качеством, заняв первое место в основной номинации, где состязались певцы от 17 до 27 лет.


Золотые десять лет отведены для тех, которые уже серьезно занимаются вокалом и только с музыкой связывают свою судьбу.  Это время, когда голос входит в силу и обретает свою неповторимость.





- Надо помнить, романс всегда обнажает внутреннюю сущность исполнителя, - говорит член жюри, народная артистка России Людмила Травкина. - Если нет ничего за душой, не стоит даже прикасаться к романсу. Техника не поможет. Без культуры романс будет звучать фальшиво, дешево, неприлично, неприятно.



К таким же открытиям приходят и участники конкурса. Среди 30 конкурсантов основной номинации были те, кто в Томск приезжает не первый раз и уже знает, что жюри оценивает не только голосовые данные, но и умение создать образ, умение подать романс. Сложнее всего, как ни странно, дается классика. Романсы Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Варламова, Глинки, Алябьева только на первый взгляд кажутся знакомыми, изученными, но именно в их известности и таится подвох. Как сделать романс личным высказыванием, личной историей? Те, кто постиг или хотя бы приблизился к тайне, прошли во второй тур.

Среди них оказались и два студента Новосибирской консерватории, которые приехали из Харбина – Е Тэн и Чэн Цун. Для них романс оказался еще и дверью в русскую культуру. Романсы Глинки, Чайковского и Римского-Корсакова потребовали от них не только иной артикуляции, но и иного, не типичного для них, проявления чувственности. Зато Давит Есаян из Красноярска был свободен в проявлении своих эмоций и покорил публику рахманиновским грустным романсом «Я опять одинок», а на гала-концерте показал свой темперамент в «гусарском» романсе «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру».




- С каждым разом все сложнее подбирать репертуар, - призналась шестнадцатилетняя красавица Екатерина Кроватьева.
Томск помнит ее совсем маленькой девочкой, когда она четыре года назад впервые вышла на сцену филармонии в дуэте с еще одной такой же «надеждой Романсиады». Нынче она выиграла свою номинацию «Надежды», убедив жюри во главе с профессором, народным артистом России Николаем Голышевым.

- В следующем году она вступит в основную группу конкурсантов. И вступит подготовленная, с репертуаром, зная, как себя вести на сцене, зная стилистику романса, зная, что такое публика и как с ней взаимодействовать, - говорит о Кате, как о будущем «Романсиады» Галина Преображенская. - Я благодарю Томск за то, что он готовит фундамент «Романсиады». Здесь школа создана. И здесь участники постепенно переходят из одной номинации в другую, сохраняя в себе культуру, понятие о слове, о мелодии, о благородстве, о душе.



Именно этот «фундамент» и есть отличительная черта Сибирской «Романсиады» от других региональных туров. В этом году в номинации "Надежда Романсиады" приняло участие 15 человек.  Логично, что гала-концерт победителей конкурса начали с самой юной участницы – шестилетней Алёны Клёновой из Новосибирска. Старинный романс «В Лунном сиянье снег серебрится» звучал в ее исполнении неожиданными веселыми «динь-динь-динь».

- Конечно, этот романс «великоват» для нее, но я привезла сборники романсов, где есть подходящие для детей романсы. Надеюсь, они помогут правильно подбирать репертуар. Романсы, конечно, тоже о любви, но не о любви неразделенной, не о грусти, - прокомментировала выступление Галина Преображенская.

Что такое романс и почему он волнует душу и сто, и двести лет спустя? На этот вопрос каждый из участников конкурса отвечает своим выступлением, отвечает для себя, даже если вопрос не звучит вслух.



- Романс - это настоящий кладезь самых различных чувств. В небольшой миниатюре можно прожить целую жизнь, причём как свою, так и чужую, - считает Юлия Перетокина, обладательница Гран-При Сибирской «Роиансиады». - Можно выбрать романс, сюжет которого в чем-то пересекается с твоей жизненной ситуацией, вспомнить какие-то собственные переживания, а можно взять и примерить на себя совершенно иной несвойственный тебе образ. Это ценно для любого артиста. Как певица я люблю романсы ещё за то, что камерная природа жанра стимулирует меня к постоянному поиску новых красок голоса. Это очень полезно.

На конкурсе Юлия представляла Красноярск, где работала. Но родом она из Томска, и на конкурсные прослушивания, на гала-концерт пришли ее родные и знакомые. Поэтому мы смело можем утверждать, что Сибирь в финале международного конкурса «Романсиада» будет представлять томичка. Но и единственная представительница Урала – Татьяна Черноскутова, ставшая победительницей в основной номинации «Романсиада», тоже едет в Москву.


Томская филармония по традиции не только выступает в роли организатора конкурса, но и выставляет своих вокалистов на конкурсные состязания. На этот раз филармонию представлял Вячеслав Клименко, и он стал лауреатом третьей степени.
- Я поздравляю Томск и Томскую филармонию с новым красивым баритоном. Встречайте – Вячеслав Клименко! - основатель «Романсиады» дала «зеленый свет» молодому таланту.



Гала-концерт «Романсиады» - для многих прошедших конкурс действительно становился серьезным трамплином в будущее. Кто-то ушел в эстраду, как Николай Басков и Сергей Волчков, а кто-то поет в Большом театре, выступает на сцене Метрополитен-опера. Сергей Дудинский, который стал приглашенным гостем томской  "Романсиады",  сегодня активно гастролирует по России и за рубежом, он желанный гость в программе "Романтика романса" и победа на телеконкурсе "Живой голос" к нему пришла тоже после победы в "Романсиаде". 




Для томичей и для участников гала-концерта Сергей Дудинский подарил два романса. Свое приношение романсу и поздравления победителям пропели и члены жюри - народные артистки России Людмила Травкина и Лариса Марзоева во главе с председателем Николаем Голышевым, народным артистом России, профессором Уральской консерватории.  

- Зачем нам нужен романс? – размышляла на сцене Галина Преображенская. - Да для того же, зачем нам нужен Достоевский. За тем же, зачем нужен Пушкин. Увы, сегодня русская культура нивелируется, но ни в коем случае русская культура не должна забывать свои корни. А романс – это корни. И я благодарю Томск, то он хранит фундамент. Томск дает огромный заряд бодрости и сибирского «бензина», настоянного на кедровых шишках. Наш «мотор» обязан работать.

С итогами Сибирского тура «Романсиады» можно познакомиться на сайте филармонии: https://cloud.mail.ru/public/4aRA/BKWDnysLE

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото:   Игорь ВОЛК.