bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Чашечка кофе и три юбилея

День музыки в Томской филармонии отметили «Кофейной кантатой» Баха, «Бахианой» Вилла-Лобоса и скрипичным концертом Вивальди

Штирлиц был не прав. Запоминается не только последняя фраза. Запоминается то, что хочешь запомнить. Порог ожидания у слушателей на концерте «Бах, кофе и Бразилия» был сформирован, как только Дмитрий Ушаков объявил о том, что в антракте каждого из слушателей ждет чашечка кофе «от Баха».

Более того, некоторые шли на концерт вооруженными переводом «Кофейной кантаты» Баха, поэтому пребывали в полной уверенности, что исполнители не отступят от партитуры ни на ноту, и угостят, как полагается по сюжету, напитком, который почему-то запрещали в баховские времена. Но даже те, кто пришел, не зная содержания «кофейного» опуса Баха и мотива его написания, сразу включились в действие.


Их симпатии были полностью на стороне очаровательной Лизхен – Вероники Цай, превозносившей ароматный напиток и не боявшейся отцовского наказания, а попытки ее отца, Шлендриана - Руслана Балягова - вызывали лишь усмешку. Партия рассказчика (ее исполнил Павел Никитин ) не предполагает субъективного отношения к спору отца и дочери, но исполнитель создал ощущение у слушателей, что его Рассказчик не разделяет бытовавшее во времена Баха предубеждения против кофе.




Кофе в антракте с успехом заменил бокал шампанского, который обычно подается слушателям во время концертов абонемента «Классика без предрассудков». Концертом 1 октября стартовал этот полюбившийся томичам абонемент.

Не только кофеманы, но и поклонники Баха помнят, что «Кофейная кантата» уже звучала в Органном зале два года назад в исполнении тех же солистов в сопровождении Томского Академического симфонического оркестра. Правда, в этот раз за дирижерским пультом стоял Вячеслав Губанов. Кроме того, стоит отметить замечательное соло флейты Евгения Некрасова. Что же побудило вновь вернуться к этому отчасти сатирическому произведению?



Оказывается, на нынешний год приходится 285- летие самой «Кофейной кантаты». В 1732 году в Лейпциге вышел в свет сборник стихов известного поэта Хенрици Пикандера под названием «Свежие шутливые и сатирические стихотворения», который завершался незамысловатым стихотворным рассказом о том, как Шлендриан, обычный городской житель, уже несколько в годах, запрещал своей молодой дочери Лизхен пить кофе.

Приуроченный к Международному Дню музыки и проведенный 1 октября концерт, стал поводом вспомнить еще о двух юбилеях. Во-первых, о 340-летии со дня рождения великого Рыжего священника – Антонио Вивальди, получившего свое прозвище вполне заслуженно. Во-вторых, о 130-летии со дня рождения бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса, чья музыка и представляет Бразилию в мировом классическом наследии.


Великий венецианец был представлен Концертом, в котором солируют сразу четыре скрипки. То есть сам Вивальди дал возможность четырем скрипкам томского оркестра продемонстрировать свое мастерство. В Концерте для 4-х скрипок с оркестром си минор солировали Анна Штрауб, Нана Штабкина, Татьяна Строкова, Екатерина Гейль. В таком составе скрипичный квартет выступал впервые.



Вероника Цай, исполнив арию №5 из «Бразильской Бахианы» сделала подношение юбиляру и связала воедино «Кантату» и одну из самых вдохновенных страниц творчества Вилла-Лобоса. Известно, что бразилец преклонялся перед Бахом, вдохновлялся его творчеством и посвятил великому композитору девять сюит, написанных для самых разных инструментальных составов. «Здесь перед нами «контрапунктическое соединение» стиля И.С. Баха и истинно бразильского музыкального начала», - заметил Дмитрий Ушаков.


Вслед за прекрасной кантиленой в исполнении оркестра прозвучала Токката – финал второй сюиты, который имеет подзаголовок «Паровоз в глубинке». Маэстро Губанов этой очаровательной пьесе, описывающей впечатление путешественника в глубинных районах Бразилии, придал обаяние «паровозика из Ромашково», но только на бразильский лад.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.