bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Властелин колец в гостях у короля

Абонемент "Орган плюс" открыли две российские премьеры и одна мировая.

«Властелин колец» - это метафора или по-настоящему»? - вопрос слушателя попал не в бровь, а в глаз. Называя свой концерт, в котором солировала валторна, по названию известного фильма, его организаторы сделали ставку на метафору, которая вызовет привлекательные ассоциации. И не ошиблись – концерт прошел при переполненном зале.

Редкое сочетание



Метафора возникла неслучайно. Во всем «виновата» форма валторны – скрученная в кольца пятиметровая труба с большим раструбом. Справедливо будет и другое сравнение. Валторна – это усовершенствованный охотничий рог. Если на ней сыграть призывный сигнал, олени поймут. Но в Органном зале была не королевская охота, а королевский прием. Валторна выступала в дуэте с органом, считающимся королем инструментов.

Сочетание орган + валторна – редкое и необычное. Крайне мало композиторов, которые бы писали для такого инструментального дуэта.  Музыканты, участвующие в концерте, не просто разыскали пьесы, а сделали из концерта настоящее музыкальное Событие. За один вечер были исполнены две премьеры - российская и мировая. К сожалению, заметили это только 300 человек в 500-тысячном Томске. Тем важнее рассказать, что же произошло в субботний вечер 23 сентября в Органном зале Томской филармонии.

Абонемент «Орган плюс», в рамках которого и проходил концерт, уже третий год удивляет публику различными вариациями органной музыки в сочетании с инструментами симфонического оркестра. В этом и заключается уникальность этого формата. На этот раз в первом концерте абонемента акцент был сделан на валторну, как  на инструмент с теплым, певучем, лирическим звучанием.



Лиричность валторны продемонстрировал Захар Никифоров в нежной «Паване» Г.Форе, которую он исполнил вместе с Марией Блажевич (орган) и в сюите №1 (Романс и Фугато) современного немецкого композитора  Г.А. Штамма. Элегическое настроение поддержал и дуэт органа с виолончелью. В исполнении Дмитрия Ушакова и Евгении Никифоровой прозвучала «Песня без слов ре мажор»  Мендельсона-Бартольди.




Виолончель в концерте «Властелин колец» возникла по двум причинам. Первая - ее звук дополняет и усиливает певучесть валторны и гармонически сливается с органом, делая выразительной и отчетливой лирико-драматическую краску в концерте. Вторая – возможность представить семейный дуэт Никифоровых, хотя валторна и виолончель вместе вышли на сцену только под конец концерта, для исполнения Сюиты в старинном стиле (транскрипция для валторны, клавесина и органа) в шести частях Альфреда Шнитке. Была и третья причина – струнный инструмент добавлял симфонический объем камерному концерту. Поскольку виолончель часто уподобляют женщине, то именно виолончели Евгении Никифоровой доверили самую чувственную партию в Концертном танго и Фугато Астора Пьяццоллы, которые завершали первое и второе отделения.

Первые в мире

Сюрпризом для слушателей и кульминацией первого отделения, несомненно, стала «Колыбельная для Давида» Дмитрия Вареласа. Томичи первыми в мире услышали сочинения русского композитора, который сегодня живет в Канаде. Это было почти авторское исполнение. Ведь пьеса посвящена «старому другу Захару Никифорову» и им же была исполнена в дуэте с Дмитрием Ушаковым (орган).



- С Дмитрием Вареласом мы учились вместе в консерватории в Ташкенте, и с тех пор дружим. А у него такое правило: каждое произведение, что он пишет, посвящает своим друзьям. Так случилось, что из его друзей валторнист только  я один. Сын у Дмитрия родился в 2014 году, летом 2015-го года я получил ноты с посвящением. Для меня это большая честь. Такой знак внимания дорогого стоит. Дмитрий – талантливый композитор, причем, композитор в третьем поколении, у него дедушка и отец тоже писали музыку. Его произведения исполняют различные оркестры, недавно он записал свои произведения с Лондонским филармоническим оркестром. Дмитрий пишет для инструментальных ансамблей и для солистов. Поскольку по первому образованию он флейтист, то у него много пьес для духовых инструментов, хотя любит и виолончель. Я давно хотел исполнить «Колыбельную», но не было подходящего случая, пока не случился этот концерт. Своим исполнением я отблагодарил своего друга за посвящение. Теперь  «Колыбельная для Давида» получила сценическую, концертную жизнь.

Торжественная партия органа открывает это современное сочинение. Когда вступает валторна, музыка меняет свой характер, она становится нежнее, романтичнее, мягче. Лирическая мелодия, в которой звуки валторны будто оплетают, обнимают звуки органа, рассказывает о и радости, которую испытывают взрослые, глядя на малыша, и это разговор о мечте – валторна и орган мечтают вслух о будущем ребенка…  

Сен-Санс через сто лет



На этом концерте получило сценическую жизнь и сочинение выдающегося французского композитора Камиля Сен-Санса. Офферторий для валторны и органа –  сочинение на законченное, оно одно из последних в судьбе Сен-Санса, Пролежав в бумагах композитора почти сто лет, уже в XXI веке было оцифровано и выложено в сеть. Именно это обстоятельство и способствовало тому, что к нему обратились томские музыканты.

- Я очень обрадовался, когда  в Парижской национальной библиотеке нашел скан этого сочинения Сен-Санса с автографом автора, - рассказывает Дмитрий Ушаков.  – Во-первых, оно – оригинальное сочинение для инструментального состава орган плюс валторна. Во-вторых, в России его никто не исполнял до нас.  Главная причина в том, что оно не было дописано. Сен-Санс успел создать только две трети музыки, остановившись перед репризой. Мы дополнили Офферторий до нужного размера, взяли убедительную каденцию из первой части…  

Органное вступление  с пафосными протяжными нотами подхватывает валторна, но ее мягкое опевание основной темы не снижает высокую ноту общения со Всевышним, но переводит его в регистр личностного признания. С другой стороны, звуки валторны можно расценить и как призывный голос архангелов. Впрочем, музыка настолько яркая, настолько богатая на звучащие в ней темы, что у каждого слушателя она рождала свои ассоциации и чувства.

Во втором отделении к радости многих слушателей прозвучала музыка, сочиненная Г.Шором к фильму «Властелин колец». Исполнение на органе киномузыки – давно сложившаяся традиция Томской филармонии, и такая форма знакомства слушателей с миром музыки давно оправдала себя.  Но рядом с этим модным трендом, проверенная временем классика.  Ни один органный концерт не обходится без И.С. Баха, вот и  на этот раз музыка Великого кантора в четыре руки расставила все точки над i в концерте.

Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.