bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Как искали новые имена
Профессора московских вузов дали мастер-класс юным музыкантам Томской области



Мастер-классы Благотворительного фонда «Новые имена» имени И.Н. Вороновой – это органичная часть фестиваля «Денис Мацуев и друзья». Они всегда сопутствуют ему, где бы ни проходил фестиваль. Это правило действует с тех пор, как Фонд возглавил Денис Мацуев,

Фонд «Новые имена» сегодня - это успешно действующий механизм отбора и поддержки талантливых юных музыкантов из российской провинции. Это и помощь в организации гастролей, и покупка инструментов, и летняя творческая школа в Суздале. Некогда сам Денис Мацуев был его стипендиатом, и это открыло ему путь на многие мировые сцены. Для него «Новые имена» - это большая семья, часть его жизни.

- Это мое условие всегда, куда бы я ни приехал – отбор лучших музыкантов Фондом «Новые имена», - заявил Денис Мацуев на завершающем концерте фестиваля.

Мастер-классы и открыли программу фестиваля. Около сорока заявок из школ Томска и области было подано для участия в мастер-классах. В три часа пополудни 24 сентября в трех залах – Камерном, Органном (Томская филармония), «Хрустальном» (Томский музыкальный колледж) началась работа ведущих педагогов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской Академии музыки имени Гнесиных с учениками томских музыкальных школ и школ искусств.

«Молодец, выдержала!»



Именно работа. С уст Алексея Кошванца, заслуженного артиста России, заведующего кафедрой скрипки и альта Гнесенки, то и дело слетает именно это слово. «Твоя работа - внимательно читать текст», - говорит он, обращаясь к Кристине Евсюковой, ученице Александра Штабкина (детская школа искусств №3). Кристина вместе с педагогом, артистом симфонического оркестра, приготовили для мастер-класса две довольно сложные для ее возраста пьесы – «Размышление» Ж. Масне и «Тарантеллу» Г. Эллертона.

Алексей Анатольевич внимательно слушает «Размышление» и неожиданно задает вопрос: что нужно сделать, чтобы звук стал громче? Девочка, стесняясь, еле шепчет ответ. «Правильно, прижать плотнее смычок», - пытается ободрить ее московский педагог.

Чтобы ребенок почувствовал себя свободнее на сцене, Кошванец рассказывает ей и присутствующим в Камерном зале педагогам и другим участникам мастер-классов, эпизод своей биографии и биографии своего учителя, смысл которого: путь к мастерству лежит через работу над ошибками. Но иногда дело не только в технике игры. Часто смысл пьесы, предложенной преподавателем, ускользает или не понимается учеником. Ребенок просто заучивает ноты, не вникая в содержание произведения, и здесь уже начинается работа с педагогами.

- История музыки повторяет историю развития человечества, - говорит Алексей Кошванец. – Поэтому в твоем возрасте лучше играть сонаты Вивальди, Корелли. Но ты, молодец, выдержала мои замечания.

Так же внимательно, обращая внимание и на целое, и на детали профессор Кошванец работает с другими учениками.

Для участия в этом мастер классе было подано девять заявок, но пришли и те, кто просто хотел поучиться на чужих ошибках, услышать требования, которые сегодня предъявляет высшая школа к будущим своим абитуриентам. Поэтому Алексей Кошванец не делал скидку на юный возраст, а разговаривал с детьми, как со студентами.


В поисках выразительности




Второй день мастер-классов начался по расписанию: в десять утра Алексей Кошванец и Александр Струков уже прослушивали первых учеников, после обеда к Петру Глубокому пришли вокалисты, которые не успели прослушаться в первый день. Из трех направлений самой многочисленной оказалась группа пианистов – 19 человек.

…На сцене Органного зала рядом стоят два рояля. Один для мастера, другой для ученика. Александр Сергеевич Струков, профессор Московской государственной консерватории, выслушав внимательно приготовленное произведение, заводит разговор о музыке, о композиторе, чье сочинение выбрал ребенок, и только потом – о технике исполнения.

- У Баха много событий в одном произведении. Хорошо, что ты слышишь разные интонации в «Двухголосой инвенции». Сыграй, пожалуйста, тему, - просит он Михаила Степанова, ученика 4-й музыкальной школы Томска.
Михаил играет, профессор утвердительно кивает головой и на примере сыгранного текста показывает, как одна и та же фраза может звучать по-разному, может получить другой смысл, если ее играть выразительно, тише или громче, с разными приемами.

- Чтобы получилась полифония, ты должен слышать разные интонации, которые нашёл. И помнить, что сильные доли могут быть в разных местах – то в правой руке, то в левой, - говорит профессор, глядя на мальчика.

Тот понимающе кивает в ответ. Александр Струков остается доволен уровнем подготовки ребенка, его живыми реакциями, быстрым пониманием сути замечаний. Видя такую отзывчивость ученика, профессор показывает несколько упражнений и приемов выразительного звукоизвлечения.
- Чувство меры у музыкантов должно быть сильно развито. Если играешь с преувеличениями, то получается романтически, а у Баха несколько иначе написано.

Все, что говорит московский профессор, фиксируют на видеозапись или к себе в блокноты педагоги томских школ и родители. Потому что замечания, которые делаются вроде бы по конкретному поводу, носят системный характер.

- Александр Сергеевич обращает внимание не на постановку рук и даже не на репертуар, а на само звучание музыки, - говорит Ирина Строкова, преподаватель фортепиано Томского музыкального колледжа.

Вокалу нужно отдать все



Петр Сергеевич Глубокий обладает колоссальным опытом не только педагогическим, но и сценическим. И всем этим богатством народный артист России, ведущий мастер-класса по академическому вокалу делился охотно.
- Вы распелись? – первый вопрос к каждому из участников.

Дети, пришедшие на занятия к профессору Московской консерватории со своими школьными концертмейстерами и педагогами, утвердительно кивают головами.

Для прослушивания они приготовили произведения, которые входят не только в школьную программу, но и звучат на конкурснах, как «Форель» Шуберта, «Альпийская пастушка» Дж. Россини, «Жаворонок» М. Глинки, «Ave Maria» Баха-Гуно. Ведь многие из учащихся музыкальных школ и школ искусств - постоянные участники филармонического конкурса «Дети играют с оркестром» или международного конкурса молодых исполнителей романса «Романсиада», как Артем Бобровицкий из поселка Кисловка Томской области, Валентина Срек из Асино. Или солисты Сводного детского Томской области Арина Кириллова, Наталья Кожеурова,  Андрей Павлов.

И все-таки сразу после прослушивания Петр Сергеевич предлагает каждому выполнить какое-либо вокальное упражнение.

Арине Кирилловой, которая, на наш взгляд, замечательно спела «Жаворонка», Глубокий дает советы по дыханию и просит добавить интонационную выразительность. Арина тут же показывает, как она поняла рекомендацию профессора.
И тут же в зал совет от народного артиста: не пренебрегайте вокальными упражнениями, выполняйте их каждый раз.
Вокальные упражнения вроде бы самые простые – обычная гамма на слог «ля». Но только после выполнения этого упражнения дуэту студенток колледжа получается пропеть «ускользающее» слово.

В «Хрустальный» зал Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова, который выступил партнером филармонии в проведении мастер-классов, пришли и студенты. Их главный вопрос- просьба: «Послушайте меня. Есть ли голос?».
Профессор не может отказать студенту в такой просьбе, но придирчиво спрашивает: «Вы намерены заниматься вокалом или дирижированием? Мой совет – выберите что-то одно. Вокал – не хобби, это сложная работа. Вокалу нужно отдать всего себя».

Елена Синица на встречу с Петром Сергеевичем приехала аж из Новосибирска, где сейчас учится в Новосибирской консерватории. В живом общении на сцене тут же обозначился общий круг знакомых среди преподавателей консерватории. Послушав Елену, профессор Московской консерватории советует «развивать низы». «Из тебя выйдет отличное меццо-сопрано».

Петр Сергеевич Глубокий отметил еще одну особенность нынешних мастер-классов: к нему и в этот раз пришли те, кто был в прошлом году, но уже с новыми произведениями, с новыми вопросами. Значит, польза от мастер-классов налицо.

- Больше естественности и осмысление текста, - просит он юных исполнителей романсов. – О чем поется в этом романсе?

Работает с каждым участником не только над техникой, особенно над дикцией, но и пытается вывести на более общие размышления о природе человеческого голоса, о вокальном даре. И каждому ребенку мастер-классов вручает дипломы за участие в мастер-классе.

Итоги



В обед 26 сентября профессора на «совете в Филях» приходят к выводу, что только два участника мастер-классов достойны стать стипендиатами Фонда «Новые имена». В протокол вносятся имена Арины Кирилловой (педагог по вокалу – Лариса Сальникова) из детской школы искусств №1 им. А. Рубинштейна и Анны Мамаевой (педагог по фортепиано – Светлана Жолобова). Но к участию в гала-концерте приглашены Кристина Евсюкова (преподаватель Александр Штабкин) и Инна Вайберт из поселка Мирного.

К 15.00 часам все участники мастер-классов, их педагоги и слушатели, приехавшие на концерт из районов области, собираются в Органном зале, чтобы узнать, кто от Томской области станет стипендиатом Фонда «Новые имена».

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.