bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Фестивальный аккорд


Денис Мацуев и его друзья представили музыку с разных сторон

«Даже в Нью-Йорке я не задерживаюсь так долго, как в Томске», - признался Денис Мацуев, едва ступив на томскую землю. Четыре дня фестиваля «Денис Мацуев и друзья», с 24 по 27 сентября, и определили срок пребывания на томской земле одного из выдающихся музыкантов мира.



Роман с Томском, который у пианиста сложился четыре года назад благодаря дружбе с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным (хотя первый раз Денис Мацуев выступал на томской сцене в 1992 году), нынче получил свое сценическое и внесценическое развитие. Четвертый приезд музыканта и общественного деятеля был расширен до размеров фестиваля,  объединившего три концерта с участием народного артиста России и концерт томских стипендиатов фонда "Новые имена".



- Как только в Томской филармонии появился новый Steinway – сразу появился стимул сюда приезжать, - заметил Денис Мацуев. - Наличие этого инструмента вкупе с замечательной публикой, прекрасным оркестром, позволяет включать Томск в гастрольный график.

 


День первый. Классика. Открытие




Благородным сочетанием европейской и русской классики  - музыкой Бетховена и Рахманинова - Томская филармония 24 сентября открыла свой 72-й концертный сезон. Открыла необычно - фестивальным аккордом.  Второй год подряд Денис Мацуев при поддержке администрации Томской области собирает на томской земле своих друзей, выдающихся музыкантов современности, чтобы подарить сибирякам грандиозный музыкальный праздник.



Фестивальный формат  открытия сезона сразу установил высокую планку. За два вечера, 24 и 25 сентября, Томский Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко вместе с солистом – народным артистом России Денисом Мацуевым - представили публике сложнейшие и редко исполняемые произведения мирового симфонического репертуара – Четвертый фортепианный концерт Сергея Рахманинова и Третий фортепианный концерт Петра Чайковского. Оба сочинения прошли по разряду томских премьер.
 
Но первым прозвучал Бетховен. Включив в программу сольного исполнения 31-ю сонату, Денис Мацуев тем самым связал нынешний и предшествующий фестивали. Однако если в прошлом году пианист представил только 31-ю сонату, которую исполнял впервые и хотел опробовать перед мировым турне, то в этом году томичи услышали сразу две – 17-ю и 31-ю.



Объединив программную семнадцатую сонату, которую сам композитор сравнивал  с шекспировской «Бурей», а Ромен Ролан назвал «прямой речью в музыке» («Это он, он сам!»), с романтическим опусом позднего Бетховена, редко исполняемого, пианист зарифмовал главные темы творчества композитора: от тьмы – к свету, борьба человека с судьбой. «Владычество мысли, которая парит в высоте» - так словами великого Ромена Ролана можно охарактеризовать исполнение Денисом Мацуевым 17-й сонаты. Вторая соната звучала как триумф радости. Сам исполнитель считает ее одной из выдающихся работ Бетховена, слышит в ней торжество света и радости.


Томский Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко во втором отделении продолжил тему Бетховена – преодоление страданий в героической борьбе - в Увертюре №3 к опере «Леонора».  Это сочинение нынешним составом оркестра не исполнялось, для маэстро Ткаленко Увертюра тоже стала первым опытом. И, надо заметить, успешным опытом.



А потом наступил момент испытаний. Оркестру предстояло сыграть сложнейшее сочинение русского композитора ХХ века вместе с выдающимся солистом. Притом, что до концерта была только одна совместная репетиция Четвертого концерта Рахманинова. Это сочинение, по мнению Мацуева, незаслуженно забыто. Но и в репертуаре пианиста оно появилось недавно. Незадолго до фестиваля в Томске, он первый раз исполнил его в Иркутске, на фестивале «Звезды на Байкале».  Поэтому томское исполнение Четвертого концерта Рахманинова смело можно назвать и томской премьерой, и премьерой для исполнителей.



Пока звучал Концерт, на память пришел случай с Шаляпиным в Англии. Певца спросили, что нужно читать, чтобы лучше почувствовать душу русского человека, он ответил: «Слушайте Рахманинова». Этот совет можно повторить и сегодня, и сегодня он звучит актуально. Четвертый фортепианный – это исповедь русской души.

- Первый день фестиваля был необычным, - поделился своими ощущениями Денис Мацуев на следующий день после концерта. - Потому что совместили концерт с оркестром с сольным концертом. Для солиста это очень сложно. Потому что нужно мгновенно перестроиться. Когда ты играешь две сонаты Бетховена – это одно состояние. Когда ты выходишь с оркестром играть Четвертый Рахманинова - нужно поменять полностью и звуковой баланс, и энергетику. Четвертый фортепианный концерт Рахманинова – один из сложнейших в ансамблевой музыке. Но в Томске такая атмосфера, что она тебя вдохновляет. От публики идет необычайная волна энергетической поддержки, это дорогого стоит. Видно, как публика ждет события.


- Томский оркестр с блеском справился, наверное, с одним из самых трудных Концертов в репертуаре для ансамбля – Четвертым Рахманинова, - оценил работу оркестра и дирижера выдающийся исполнитель. - Поверьте, это действительно очень сложно сыграть при минимуме репетиций. Они очень хорошо подготовились. Я поздравляю маэстро Ткаленко, который провел колоссальную работу.


В благодарность слушателям за «понимающую тишину» Денис Мацуев исполнил два фортепианных шедевра «Грезы» Роберта Шумана и композицию «В пещере горного короля»  из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».

В антракте

В зале был один человек, который не просто слушал и получал удовольствие от того, как эмоционально, выразительно играет Денис Мацуев, но он с пристрастием вслушивался, какие звуки издает рояль, как он себя ведет, выдерживая мощные стаккато пианиста или стремительные глиссандо.



Этим внимательным слушателем был настройщик роялей Владимир Иванович Спесивцев, который работает с Мацуевым уже много лет. И где бы ни выступал музыкант, прежде чем он сядет за инструмент, этот рояль или фортепиано сначала прослушает «доктор» Специвцев.

Томский Steinway после прошлогоднего фестиваля он нашел в удовлетворительном состоянии.

- Его даже настраивали. Но мне все равно пришлось каждую клавишу перенастраивать. Дело не в том, что я настраиваю с учетом манеры игры Дениса Мацуева, Настраиваю так, чтобы было идеальное звучание этого инструмента.



День второй. Гала-Чайковский



Гала-концертом Петра Ильича Чайковского назвал Денис Мацуев второй день своего фестиваля. Так как в программе были заявлены исключительно произведения композитора, как популярные и часто исполняемые, так и те, что  незаслуженно редко исполняются.



Но тему русской музыки мирового уровня открыл другой гений - Михаил Глинка. Увертюрой к опере "Руслан и Людмила" Томский Академический симфонический оркестр под управлением Ярослава Ткаленко предварил встречу с российско-итальянским скрипачом Сергеем Крыловым, который солировал в Концерте для скрипки с оркестром.

Запредельная виртуозность, мощный темперамент, интеллект вкупе с чувственностью, уникальная исполнительская манера, страсть, лидерские качества – все это увидела, услышала публика и была покорена этим музыкантом, который впервые выступал на сцене БКЗ и вообще в Томске.  



В музыкальной биографии этого выдающегося скрипача, потрясшего зал своим исполнением очень популярного произведения Чайковского, нет конкурса  имени Чайковского. «Но если бы участвовал – обязательно победил бы», - сказал на пресс-конференции о своем друге Денис Мацуев. Впрочем, отзыв Мстислава Ростроповича, который некогда заявил, что «Сергей Крылов входит в пятерку лучших современных скрипачей мира», стоит победы в любом конкурсе.

Эту блестящую рекомендацию Сергей Крылов сполна оправдал перед томичами. И зал ответил восторженными овациями.



Второе отделение, по словам Дениса Мацуева, стало «финалом конкурса имени Чайковского»,  ибо оба, и сам Мацуев и виолончелист Нарек Ахназарян, выступали с Томским оркестром как два финалиста этого престижного мирового конкурса. Об исполнительской технике Нарека Ахназаряна европейская и американская пресса отзывается в превосходных тонах, называя самого виолончелиста «зрелым феноменом».



Игра Ахназаряна, недавно получившего звание Заслуженного артиста Армении, поразила томского слушателя виртуозностью и чувственной романтикой.

Виолончель Нарека Ахназаряна в руках музыканта, казалось, была живым существом, отвечавшим на каждое движение души, воспроизводившая мысли и чувства исполнителя. Слитность музыканта и инструмента на какое-то время даже заставила забыть о музыке, побуждая просто любоваться руками музыканта, ловить движение его смычка, следить за наклоном головы исполнителя и грифа виолончели. А между тем Ноктюрн для виолончели с оркестром и Вариации на тему рококо  солистом и оркестром были исполнены превосходно, безукоризненно по технике, нежности чувств и глубине мысли.
Концертное произведение вне концертного жанра – Вариации с рококо – томский слушатель в марте 2015 года слышал в исполнении еще одного лауреата конкурса имени Чайковского – Сергея Антонова, а затем в мае 2016 года это же сочинение исполнил еще один выдающийся виолончелист – Александр Князев. Нарек Ахназарян нашел свои интонации, выстроил свою внутреннюю логику пауз и штрихов, чтобы очень популярное произведение прозвучало, как личное послание в зал.



Но потрясение зал испытал, когда Нарек на бис исполнил «Плач» (Lamentatio) современного сицилийского композитора Джовани Соллима. Пел музыкант, пела его виолончель, и это был какой-то эпический плач, в голосе музыканта слышны были страдания целого народа. Универсальная, уникальная музыкальность молодого виолончелиста привела восторг и рядовых слушателей, и профессиональных музыкантов.



Третий фортепианный концерт – одно из последних сочинений Чайковского, которое он инструментовал всего за месяц до своей кончины, завершал второй фестивальный вечер. Своим содержанием Концерт интриговал подготовленного слушателя не меньше, чем желание широкой публики увидеть еще раз на томской сцене Дениса Мацуева. Ведь в Томске до сих он не звучал.

- Петр Ильич не успел его дописать. Первая часть – замечательная. Мы с Валерием Гергиевым исполняем ее часто, - рассказывал на пресс-конференции Денис Мацуев. – Возможно, поэтому его не берутся исполнять. Я часто играю все три концерта Чайковского в один вечер. Так повелось, что Первый знают все, а Второй и Третий – практически никто. Я пробил эту «стену» во многих странах мира. Я играл  Третий концерт Чайковского на знаменитом фестивале «Промс» в лондонском Альберт-холле. И это было первое исполнение на «Промс»!  



Историю написания последнего Третьего фортепианно концерта кратко изложил слушателям Дмитрий Ушаков, перед тем, как представить исполнителей. Так как в зале было много молодых людей, студентов и учащихся музыкальных школ, информация о том, что Концерт вырос из ненаписанной симфонии, помогла сориентироваться в восприятии музыкальной формы сочинения. Некоторые музыковеды считают, что Третий концерт воспроизводит концертную модель Ф. Листа, но вместе с тем отмечают, что одночастный Концерт Чайковского – скорее, развернутое сонатное аллегро: рядом с лирической темой любви неожиданно возникают гротескные образы, идущие от «Щелкунчика», и даже зловещая тема Фатума.

Затаив дыхание, как один человек, слушал зал это сочинение. Тишину прерывали только щелчки фотоаппаратов. В зале мелькали огоньки мобильных телефонов и планшетов: каждый понимал, что присутствует на историческом концерте. Одно имя Мацуева заставляет сегодня трепетать сердца любителей классической музыки, а когда он исполняет премьерное сочинение, то хочется зафиксировать на память не только каденцию, которая стремительно уходит на коду и ведет к громогласному завершению, но все лирические пассажи, все динамические контрасты. С другой стороны, всем известен мощный темперамент солиста, и многие внимательно и с пристрастием следили за игрой оркестра и нашли, что оркестр выглядел достойным партнером солиста.

После долгих оваций  Денис Мацуев на бил исполнил пьесу Паганини.  Снова взрыв эмоций и фейерверк аплодисментов.



- Я слушал концерт и смотрел, как они ведут диалог  друг с другом три выдающихся музыканта, и каждый не похож на другого, - поделился впечатлением заслуженный артист России, проректор Российской Академии музыки Алексей Кошванец.  – Точно по Мандельштаму: сам себе цветок и сам себе садовник. Три цветка и каждый по-своему интересен и оригинален.  При всей дружбе  – это, безусловно, та самая здоровая конкуренция, которая ведет к сотрудничеству. Один : я покажу вот эту грань, а другой – а я покажу вот эту, третий: я удивлю  тем-то.

День третий. Семья "Новых имен"



Экватор фестиваля пришелся на событие, которое всегда связано с именем Дениса Мацуева, но стоит особняком в его концертных программах. Это гала-концерт юных музыкантов – стипендиатов Благотворительного фонда «Новые имена» им. И.Н. Вороновой.  Этот концерт - самый загадочный. Ибо до самой последней минуты слушатели не знают его участников. Даже сам президент фонда, Денис Мацуев, не знает. Интрига раскрывается на глазах у зрителей, когда ведущий называет имена стипендиатов, и они выходят на сцену.

Томск благодаря фестивалю «Денис Мацуев и друзья» участвует в этом отборе будущих «звездочек» российского, а может быть, и международного масштаба второй раз. В прошлом году семью «Новых имен» пополнили три томских ученика Майя Труфанова (фортепиано), Валерия Тиунова (вокал) и Даниил Грушко (баян). В этом году отбирали из 35 претендентов, именно столько заявок из школ искусств и музыкальных школ Томской области поступило для участия в мастер-классах.

Три дня, с 24 по 26 сентября, профессора Московской государственной консерватории и Российской Академии музыки  Петр Глубокий (академический вокал), Александр Струков (фортепиано) и Алексей Кошванец (скрипка) прослушивали и занимались с детьми. Но имена будущих стипендиатов Фонда «Новые имена» оставались тайной до начала гала-концерта.

К трем часам 26 сентября в Органном зале собрались не только участники мастер-классов, их педагоги, родители, но и педагоги всех томских музыкальных школ, приехали дети из  районов области, среди зрителей были и люди с ограниченными возможностями в движении, но с безграничной радостью в сердце. Все с нетерпением ждали появления Дениса Мацуева.


Еще накануне, отвечая на вопросы журналистов, Денис Мацуев признался, что приготовил для юных музыкантов, участников мастер-классов, сюрприз, а для него сюрпризом станут  имена новых лауреатов. Он подчеркнул, что важен не размер стипендии (каждый год он разный), а сам факт попадания в семью «Новых имен».

-  Звание стипендиата «Новых имен» дороже денежного наполнения.  Важно – тебя заметили. Ведь наш отбор - это не конкурс и не спорт. Поверьте, получить стипендию – это престижно, это серьезная история.

Насколько серьезная? Народный артист России всегда обращается к своему личному опыту и рассказывает историю, как он стал членом «Новых имен».

 - Я себя  не отделяют от «Новых имен», - сказал президент Фонда «Новые имена» на гала-концерте юных музыкантов, перед тем, как огласить имена новых стипендиатов. -  Самые яркие события, самые большие успехи связаны с «Новыми именами», с Иветой Николаевной Вороновой. В конце Советского Союза она проехала  по всей стране, в которую еще входили 15 республик, и отобрала первую команду молодых музыкантов. Они сейчас прославляют нашу великую русскую исполнительскую школу. Имя этой удивительной женщины, придумавшей проект, носит сегодня Фонд. Она не была музыкантом, но у нее было удивительное чувство предвосхищения: в маленькой «искорке» увидеть большие перспективы. Она никогда не ошибалась. Сегодня наша миссия – зажигать огонь новых имен.



Этой традиции уже почти 30 лет, столько же, сколько существует Благотворительный фонд "Новые имена". Правом зажечь огонь в свое время воспользовались Папа Римский и королева Великобритании. В Томске огонь зажег начальник департамента по культуре и туризму Томской области Павел Волк. Он поздравил всех собравшихся с тем, что у юных томичей появился реальный шанс сделать серьезную музыкальную карьеру.



Именно с церемонии зажжения огня и началось важнейшее событие и в культурной жизни региона. Ведущий концерта, художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков огласил первое имя – Анна Мамаева, детская школа искусств, Северск. И на сцену поднимается восьмилетний ангел в белом платье. Денис Мацуев, человек атлетического, могучего телосложения, осторожно пожимает руку новому стипендиату фонда и вручает букет. Ведущий тем временем называет следующее имя – Арина Кириллова, воспитанница томской школы искусств №1 им. А. Рубинштейна. На сцене появляется белокурая красавица в насыщенно небесном платье.

- Вот какие у нас сегодняшние стипендиаты. Настоящие принцессы! -   не скрывает своего восхищения Денис Мацуев. - Я желаю вам, как можно дольше оставаться на этом месте. На сцене. Это самое магическое место на земле.


 

В зале были еще два человека, которые могли стать рядом с принцессами – это их педагоги. Следуя сценарию церемонии награждения букеты цветов вручили Светлане Жолобовой (Северск) и Ларисе Сальниковой (Томск).

Предупреждая вопрос, что же дальше, президент Благотворительного фонда «Новые имена» очертил перспективу: это и консультации у ведущих педагогов московских музыкальных вузов, и возможный переезд в Москву, и помощь в участии в различных конкурсах и в организации гастролей.

- Наша задача – пополнение нашей семьи каждый год детьми из каждого региона. Где бы я ни играл – фестиваль или конкурс – мое условие – отбор в фонд «Новые имена», это мастер-классы ведущих педагогов Московской консерватории. За новым пополнением мы следим. В хорошем смысле слова….

После церемонии  наступило время предъявить сюрприз и Денису Мацуеву. Он сел за старый рояль и совершенно потрясающе сыграл Большую сонату Петра Ильича Чайковского. Все слушали с замиранием и не верили своему счастью – услышать игру одного из самых известных пианистов мира, быть свидетелем, как из-под его пальцев вновь рождается великая музыка русского гения…



Играть после Мацуева – испытание повышенной сложности, но стипендиаты прошлого года и нынешние члены большой семьи достойно справились с ним. Вместе с Анной Мамаевой (фортепиано)и Ариной Кирилловой (вокал)играли и пели прошлогодние стипендиаты Даниил Грушко (баян), Майя Труфанова (фортепиано), Валерия Тиунова (вокал).. В концерте приняли участие и девочки, на которых обратили внимание педагоги московских вузов, - Кристина Евсюкова (скрипка, школа искусств №3) и Инна Вайберт (фортепиано, школа искусств, п. Мирный).




День четвертый. Классика и джаз



Завершился фестиваль феерическим джазовым шоу.



- Это приношение особому искусству, перед которым я преклоняюсь – приношению джазу. Импровизация, которая сейчас будет царить на сцене, адресована вам - моей любимой томской публике, - объявил маэстро Мацуев в начале концерта.

По ходу действия тот драйв, тот запредельный накал чувств, который испытывали музыканты и слушатели, маэстро называл «сумасшествием». Это было действительно сумасшедшее шоу великолепнейших артистов - Софьи Тюриной (саксофон), Кати Филимоновой (ударные), Аркадия Шилклопера (валторна, альпийский рог), Андрея Иванова (контрабас), Александра Зингера (ударные) и Дениса Мацуева (фортепиано)!!!



Классический музыкант Денис Мацуев своими руками, из-под которых двумя днями раньше рождалась великая классическая музыка, играл свою импровизацию на основе блюзовых хитов, в композиции отчетливо звучала тема Джорджа Гершвина. Поскольку накануне музыкальный мир отметил день рождения Гершвина, то такой поклон в сторону уникального гения, который соединял в себе «и классику, и джаз», можно было расценить, как приношение и лично автору знаменитой «Рапсодии в стиле блюз». Кстати, именно это сочинение он исполнял в прошлый приезд. И тоже заканчивал фестиваль джазом. Когда опыт повторяется – это уже традиция.



В этот вечер свои законы и правила действительно устанавливала Ее Величество – Импровизация. Выход музыкантов на сцену тоже был импровизационным. Первым вышел Мацуев и легко пробежался по клавишам. Он только начал тему, как на сцену вышел Андрей Иванов и на контрабасе продолжил начатую тему, следом свое место на сцене занял Александр Зингер, и его ударная установка тут же включилась в импровизацию.  Так и разговаривали три великолепных джазмена – поочередно солируя, или играя одновременно, понимая друг друга с первых нот.



Когда на сцену Большого концертного зала вышел Аркадий Шилклопер  с альпийским рогом, зал охнул от неожиданности. Некоторые сразу на глаз стали прикидывать: три или пять метров в длину эта «дудка». В Альпах она достигает пяти метров, а в Западно-Сибирской низменности такие великаны – гости редкие. Всемирно известный валторнист Аркадий Шиклклопер играет на трехметровом инструменте.  Возможно, он единственный музыкант в мире, прославившийся игрой на альпийском роге. Как он сам любит рассказывать, когда он впервые вышел с этим трехметровым чудом на сцену, он даже не думал о гастролях по миру, просто хотел показать инструмент. Сегодня – он непревзойденный мастер игры на альпийском  роге, в чем вчера убедилась томская публика. И хотя этот деревянный духовой инструмент, родственник древней валторны, чаще звучит во время фольклорных праздниках, но и в джазовый концерт он вписался превосходно.  В композиции на тему хора «Улетай» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» Шилклопер играл на валторне, а сочинения Мацуева – на трубе.



Вечер был полон открытие. Имя первого открытия – Софья Тюрина. Десятилетняя опытная, как ее представил Денис Мацуев, саксофонистка потрясла и покорила зал.
Она на одном дыхании сыграла джазовые вариации на тему Чардаша В. Монти, а потом знаменитый Полет шмеля Н. Римского-Корсакова!



Секрет ее виртуозности открыл ведущий вечера Денис Мацуев - девочка наделена уникальным даром - перманентным дыханием, которое позволяет выдыхать носом и не прерывать музыкальную фразу. Поэтому музыка лилась потоком. Но Софья поразила и своим артистизмом и спокойным достоинством. Она действительно составила достойный дуэт и народному артисту Денису Мацуеву, и Аркадию Шилклоперу, и Андрею Иванову, и Александру Зингеру во время исполнения джазовой обработки «Улетай» из оперы «Князь Игорь» Бородина.  В команде Дениса Мацуева победительница телевизионного конкурса "Синяя птица" играет уже год.



Следующим открытием для томской публики стала Катя Филимонова из поселка Степное Саратовской области - замечательный серьезный музыкант, хотя от роду ей всего десять лет. Но как уверенно Катюша исполнила джазовый хит Take five! А потом задала бешеный ритм в джазовой импровизации для ударных! В одной из композиций музыканты уходили по одному, и вот уже все ушли со сцены, остались только она и контрабасист Андрей Иванов, И "группа ударных" в лице Кати составила достойный дуэт опытному джазмену. А потом Екатерина и вовсе одна солировала на сцене.

Специальным гостем джазового вечера стал стипендиат фонда "Новые имена" (2016), томский баянист Даниил Грушко.



- Вчера был удивительный концерт - играли стипендиаты "Новых имен". Вы же знаете, все мы - выходцы из этого удивительного Фонда. И я никогда не забуду тот вечер, когда я после футбольного матча влетел на сцену Иркутской филармонии и исполнил две прелюдии Рахманинова и свою джазовую композицию, а потом Ивета Николаевна Воронова подошла ко мне и сказала: "Киска моя, ты стал стипендиатом "Новых имен". И мы приглашаем тебя в Москву". И вот уже почти 30 лет Фонд ищет новые имена. Когда я вчера на концерте услышал, как играет молодой человек на баяне, он меня поразил. я решил пригласить его на сегодняшний концерт.  Он исполнит обработку украинской народную песню "Ехал казак за Дунай". Встречайте!



Зал поддержал своего юного земляка аплодисментами. Его виртуозная игра неожиданного внесла фольклорную ноту в яркий и темпераментный диалог суперинтересных джазменов.




Казалось, что каждый музыкант немного волшебник, и каждый из своего инструмента, как фокусник, может достать две-три сказочно прекрасные фразы, удивить неожиданными пассажами. Ах, что творил на контрабасе Андрей Иванов – слова меркнут перед его виртуозностью и юмором. По чести драйва импровизации ему не уступал и Александр Зингер. Особой радостью для зрителей стал диалог двух ударников – Александра Зингера и Кати Филимоновой. Ритм, что они задали своей импровизацией на тему Дениса Мацуева, заставил бешено колотиться сердца слушателей.



- Четыре сумасшедших дня фестиваля прошли на одном дыхании. Очень жаль, что все заканчивается, - признался Денис Мацуев. - На сцене царила замечательная атмосфера. Я в восторге от замечательного томского оркестра и маэстро Ярослава Ткаленко. Я в восторге от замечательной томской публики. Спасибо, Сергей Анатольевич, что поддержали мой фестиваль. Мы будет продолжать.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк, Владимир Бобрецов.