bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Большие гастроли

Симфонический оркестр доставил на север Томской области «Классическое лето»

Аккордом в пять концертов на севере Томской области, с 24 по 26 августа, симфонический оркестр завершил большие гастроли, стартовавшие в июне в рамках филармонического фестиваля «Классическое лето». Впервые за многие годы своего существования фестиваль оказался выездным, а его участниками стали жители 18 населенных пунктов области. Такие масштабные по географии и содержанию гастроли стали возможными благодаря финансовой поддержке администрации Томской области.

 

Конец августа на томском севере – время дождей и утренних туманов, сбора морошки и грибов. Для селян – время сбора урожая и заготовок на зиму. Для газовиков и нефтяников – предчувствие наступающего профессионального праздника. Гастроли симфонического оркестра не нарушили привычное расписание жизни в Нарге, Каргаске, Александровском и Стрежевом, но классику будней наполнили классической музыкой, восстановив тем самым гармонию жизни. Почти как у поэта, «землю попашем, попишем стихи».

«Оставила заготовки – пошла на концерт»



Первым пунктом в гастрольном маршруте значилось село Нарга Молчановского района: 24 августа, в 12.00 - концерт. В самом районном центре оркестр выступал в июне. После того концерта глава района Юрий Сальков обратился к руководству филармонии с просьбой-предложением - порадовать его земляков в Нарге концертом. Так на гастрольной карте появилось село на левом берегу Оби, с населением чуть более двух тысяч человек.



На близость к самой большой водной артерии Западной Сибири намекала табличка, прибитая к осветительной опоре: «Ледовая переправа» со стрелкой, указывающей вправо и моторные лодки, которые стояли почти у каждых ворот. Моторка, «Нива» и спутниковая «тарелка» – почти обязательный набор в хозяйстве каждой семьи. Такую картину можно видеть почти в северных районах, где народ по-прежнему кормят река и тайга.

На близость к самой большой водной артерии Западной Сибири намекала табличка, прибитая к осветительной опоре: «Ледовая переправа», и моторные лодки, которые стояли почти у каждых ворот. Моторка, «Нива» и спутниковая «тарелка» – почти обязательный набор в хозяйстве каждой семьи, где народ по-прежнему кормят река и тайга.



Дом культуры – такой же непременный объект на селе, как и памятник павшим воинам. В Нарге они стоят рядом, напротив друг друга, олицетворяя единство культурного просветительства и патриотического воспитания. Как сообщили работники ДК, очаг культуры был возведен еще во второй половине 50-х, то есть он почти ровесник селу. Внешне выглядит симпатично, со следами некоторых изысков в декоре. Но холод и сырость в зале наводили на мысль, что двери центра культуры давно не открывались для посетителей. Возможно, еще не пришло время для концертов хора ветеранов и вокального ансамбля молодых наргинцев.

Пустынные улицы села в полуденное время рождали сомнения: найдутся ли желающие променять заготовку урожая на симфоническую музыку. Опасения оказались напрасными. Первыми интерес проявили дети – самые непосредственные и самые нетерпеливые слушатели. Они с неослабевающим вниманием следили даже за настройкой инструментов. Больше всего их поразила арфа. Они впервые видели и слышали инструмент. Их поразила внешнее несоответствие: большой, а звуки тонкие и нежные. С радостью узнали контрабас и барабаны.



«Вот когда было «Северное сияние», мы чаще видели артистов. Не только из Томска, но из Москвы приезжали», - с таких воспоминаний начинали разговор об ожидании концерта люди старшего возраста. Еще в июне глава района обещал, что приедут артисты филармонии, целый оркестр(!) - и сыграют Чайковского. На Чайковского и шли. «Я встала в шесть утра, чтобы на огороде управиться и успеть на концерт», - говорила Валентина Григорьевна Пореченкова. «И я оставила все заготовки ради оркестра», - поддержала односельчанку Вера Ивановна Захарова. Синее платье с гипюровыми вставками, нитка искусственного жемчуга и накрашенные губы говорили о том, что она не прямо из огорода пришла на концерт. Нет, готовилась заранее, предвкушала, предчувствовала.

И вот Наталия Чабовская, ведущая концертов, кандидат искусствоведения и директор филармонии в одном лице, объявляет Полонез. Именно с этого танца начинались все балы в эпоху Пушкина и Чайковского. Полонезом Чайковского открывалась программа «Классического лета» во всех муниципалитетах, где побывал этим летом оркестр. Полонез из «Евгения Онегина» дал повод сообщить публике о недавнем большом событии в музыкальной жизни Томска и Томской филармонии – концертном исполнении оперы П.И. Чайковского и приобщить наргинцев к этому событию. А когда Чайковский вступил в свои права, когда зазвучала узнаваемая мелодия из Вступления к «Лебединому озеру», зал накрыло теплой волной волшебной музыки. Слушатели, независимо от возраста , испытали чувство детской радости



- Моя душа просто вылечилась от прекрасной музыки, от высокого искусства Когда только услышала волшебные звуки «Лебединого озера», они меня приподняли высоко. Я побывала в какой-то сказке, - Вера Ивановна Захарова едва сдерживала восторг по окончанию концерта.

Чайковский на Медвежьем мысу



Второй пункт на маршрутной карте – Каргасок. «Медвежий мыс» - так с селькупского переводится название районного центра – удивит своим городским видом и сервисом.
«Медвежья» тема используется здесь, как приманка для туристов, и в чем-то оправдывает дорожные неудобства.

- Вот где-то тут мы прошлый раз застряли, - вслух проговорила Анна Штрауб, концертмейстер оркестра, вспомнив гастроли 2014 года, когда пришлось всем оркестром выталкивать увязший в грязи автобус.

В салоне автобуса повисла напряженная тишина. Когда миновали роковое место, весь оркестр облегченно выдохнул. Дорожные боги были за нас, о чем свидетельствовало ясное небо за окном. До вечернего концерта остается меньше пяти часов, из них четыре с «копейками» занимает дорога. Чтобы ехать по каргасокскому «автобану», надо основательно запастись терпением и оптимизмом.



К Дому культуры автобус доставил музыкантов за полчаса до начала концерта. Первые слушатели уже ждали на лавочках около входа и около зрительского фойе.
Пока оркестранты настраивались на концерт, несколько вопросов ведущей концерта и одновременно директору филармонии Наталии Чабовской.



- Мы составили программу так, чтобы показать все краски симфонического оркестра, все его инструменты, - поясняет она. - Содержание концерта целиком оправдывает его называние – «Классическое лето». Классика – это Чайковский, Штраус. Чайковского включили как образец такой музыки. В своем творчестве Петр Ильич представлял все жанры и жанровые разновидности. Мы смогли через его музыку показать и оперу, и балет. А во фрагментах из балетов - симфонизм Чайковского. Чайковский помог нам представить и солистов оркестра. В «Лебедином озере» солировали Анна Штрауб (скрипка), Денис Смирнов (гобой), Евгений Лукьянчук (кларнет), Антон Юрченко (виолончель), в «Щелкунчике» - Екатерина Лаптева (арфа), в полонезе из «Онегина» - вся группа медных духовых и, прежде всего, Алексей Шелест (труба).


 

Вторая часть программы – киномузыка. С одной стороны, она идет по разряду отдыха и гармонирует с настроением летнего вечера. С другой, музыка к фильмам Андрея Петрова, Френсиса Лея и, тем более. «оскароносца» Джона Уильямса давно стала классикой жанра. Когда оркестр исполняет Имперский марш из «Звездных войн», молодая публика приходит в неописуемый восторг. Им и в голову до этого не приходило, что эту музыку с экрана можно исполнять на симфонических инструментах! Определение «классическое» можно отнести и к музыкальному шоу – джазовой обработке знаменитого Полета шмеля Римского Корсакова, которое, как десерт, подается в конце программы.



- Джазовую версию написал англичанин Джек Фина, назвав свою композицию «Шмелиное буги», а наш оркестрант Сергей Степанов сделал аранжировку для оркестра и ксилофона, специально под Владимира Дорохова. Виртуозная игра музыканта – это и высокий класс исполнительства, и шоу, конечно, - завершает рассказ о программе Наталия Чабовская.



Жители «Медвежьего мыса» оказались очень благодарными слушателями. Кто-то с последних рядов после каждого номера кричал: «Браво!». Особых аплодисментов удостолась певица Вероника Цай за исполнение романса А. Алябьева «Соловей». Последнюю мажорную точку в концерте поставил маэстро Ярослав Ткаленко: он продирижировал оркестром и публикой. Именно так завершался каждый концерт «Классического лета» - под фанфары, ударные и феерию смычков.
А после концерта оркестр узнал, что в Томске – ураган с градом. Над Каргаском же было чистое небо. И сумерки окутывали Обь и гостиницу, где музыканты и газовики делили кров.

Обновили зал в Александровском




До Александровского шли по Оби. Зафрахтованный теплоход «Восход» решительно обгонял привычный график. Сильной волны не было, ветер дул в нужном направлении. Да и шли по течению. Поэтому в районный центр прибыли на полтора часа раньше. Мы еще раз убедились: дорожные боги за нас, и они, видимо, тоже выбирают классику.



«Всем иметь обувь на низком каблуке», - эти строгие предупреждения инспектора оркестра Екатерины Лаптевой еще до гастрольной поездки во время посадки и высадки на пристанях каждая из женщин вспоминала не раз. Потому что спуски и подъемы на корабль – крутой маршрут.



Что же говорить о грузчиках, носивших по узким и шатким сходням крупногабаритные инструменты?! Ответственность за инструменты и тяжелую физическую работу возложили на молодых оркестрантов – Антона Юрченко, Дмитрия Мозгунова, Романа Мурова, Александра Штабкина и Владислава Земцова. «Самое сложное – арфу грузить, - признался Роман. – Инструмент настолько нежный, что любое колебание – стресс». Впрочем, стресс испытывали все инструменты, добираясь по нашим дорогам до мест концертов. Тряска, смена погоды, климатические колебания – все это поводы для расстройства. Неслучайно перед концертом несколько минут музыканты слушают свой инструмент, настраивают его и себя на согласованную работу.

Александровское застали в праздничном убранстве, накануне Дня села. Концерт Томского Академического симфонического оркестра стал своеобразным прологом к нему.

- А вы знаете, что вы первыми выходите на сцену после ремонта зала? – такими словами встретила музыкантов Анна Андреевна Матвеева, многолетний руководитель культуры Александровского района.

После поклонов музыкантов, на этой же сцене Анне Андреевне заместитель главы муниципалитета вручил Почетную грамоту Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры на селе.



Первые слушатели на концерт пришли за час. Это были люди старшего возраста. они помнили и гастроли советского периода. Кто-то пришел посмотреть на своего земляка -Евгения Жданова, который сейчас играет на фаготе в оркестре. Кто-то хорошо помнил предпоследнее выступление коллектива в 2014 году. В те гастроли филармония привозила северяном «Бременских музыкантов» - сказку с оркестром и песочной анимацией. Конечно, мало кто помнил, что самые первые концерты симфонического оркестра в Александровском прошли в декабре 1969-го. Тогда музыканты добирались до районного центра самолетом. Речная доставка большого искусства регулярно началась в 70-х, и этот порядок не менялся до 90-х годов, пока у областной культуры были свои теплоходы.

- Правда, что вход свободный? – уточняли некоторые пришедшие. Им не верилось, что концерта симфонического оркестра для них идут по разряду благотворительности.
Каждый из пришедших концерт симфонической музыки воспринимал как праздник, как счастливую возможность прикоснуться к настоящему искусству,




А в это время в зале, где еще пахло краской, главный дирижер Ярослав Ткаленко вместе с оркестром пунктиром проходил программу, расставляя смысловые акценты:

- «Мужчина и женщина», Лей. Давайте возьмем от шестой цифры. Скрипки, пожалуйста, надо так, чтобы зал сразу накрыла теплая волна...



Ответная волна из зала на сцену не замедлила себя ждать. Градус концерта заметно повысился после исполнения Гусарского марша Андрея Петрова и особенно Имперского марша Джона Уильямса.

- Ура!!!!!!!!!!!!! – кричал мальчик в седьмом ряду после каждого номера.

Бабушка стеснялась громких выкриков внука: «Максим, так не принято кричать на концерте».

- А как надо?

- «Браво».

- Браво! Урааааааааааааааааааа!



«Приезжайте к нам чаще», - просили жители Александровского после концерта. Они провожали музыкантов до автобуса. А на пристани перед сходом на трап Вероника Цай вновь оказалась в центре внимания. Кем-то написанные слова, адресованные ее тезке, очень точно выражали желание слушателей. «Вероника, возвращайся скорее… Мы тебя ждем!»

Из-за острова на …Стрежевой



В небе догорала вечерняя заря, когда теплоход «Восход» причалил к пристани Котлогорска, что в шести километрах от Стрежового. С высокого берега было видно, как небо и река сливались вдали в одну линию, и, чуть касаясь, этой линии, солнце, как большая рыба, повисло в сетях облаков. Через час, уже в гостинице «Кедр», где разместили оркестр, картина, виденная на пристани, уже висела на стене, в раме, но преображенная силой художественной кисти Игоря Репникова.



Умышленность и мифологичность города, что стоит на реке Пасол и лежит на краю географии Томской области, открылись буквально на следующее утро. Стрежевой похож на Петербург. С городом на Неве его роднит не только северная 60-я широта. Стрежевой, как и Петербург - город умышленный. В том смысле, что сначала родился как идеологический проект, потом архитектурный, был воплощен с такой же педантичностью, с такими же правильными, расчерченными по линеечке улицами и правильной планировкой жилых кварталов. За его удобство и правильность надо сказать спасибо, прежде всего, томским архитекторам.

Как и Петербург, Стрежевой - город со своей мифологией. Нефтяная и газовую тема - на поверхности, то есть нашла свое отражение и воплощение в топонимике – проспект Нефтяников, улица Буровиков, улица Основателей, Молодежная улица, переулок Новоселов… Но есть и другая мифология, которую сочиняют художники, писатели, журналисты и поэты.

Гостиница «Кедр» тоже вписана в мифологию города. Парадным входом она выходит на улицу Мира, а к ее тылу примыкает тайга, где по настоящим кедрам скачут белки. Стрежевчане давно перестали воспринимать тайгу как лес, а превратили ее в парк с аттракционами для детей, проложили лыжную трассу, а недалеко от спуска к реке – спортивные тренажеры. Мечта советского человека стала постсоветской реальностью. Для общения с природой остались экологические тропы. По этим-то тропам утром 26 августа гуляли некоторые оркестранты. Через несколько часов в местах наших прогулок, по тем же самым экологическим тропам бродили два медвежонка, возможно их тоже привлекли качели в парке. Тайга, как не приручай ее - остается тайгой. Уже позже местная газета сообщила, что ещё одного взрослого медведя видели в районе гаражей, там зверь и был уничтожен.

Однако происшествие с медвежатами никак не отразилось на количестве посетителей двух концертов. Первый оркестр дал в три часа, вечерний – в шесть. Оба раза зал на 400 мест был переполнен. Приходили семьями, приходили ученики Стрежевской школы искусств вместе с педагогами. На вечернем концерте мэр Стрежевого Валерий Харахорин вручил директору филармонии Наталии Чабовской, главному дирижеру Ярославу Ткаленко и директору оркестра Владимиру Дорохову благодарственные письма. Обращаясь к залу, мэр попросил поддержать его аплодисментами, если стрежевчане согласны, что выступление Томского Академического симфонического оркестра – дорогой подарок к Дню города и профессиональному празднику нефтяников и газовиков. И зал дружно ответил овациями.



А через день в стрежевской газете «Северная звезда» появился репортаж из концертного зала: «В последнее время судьба как-то особенно благоволит стрежевчанам. Нам, вечно «голодным» по настоящему искусству, недавно выпала радость послушать брасс-ансамбль Мариинского театра, теперь – Томский Академический симфонический оркестр. Для северян, не избалованных визитами больших артистов, такие встречи, как порции витаминов, подзаряжающие и эмоционально, и духовно. Из зала люди выходили с удивительным выражением глаз. В них были восторг и благодарность. Некоторые не сдерживали слёзы. Одна слушательница призналась: «Как описать непрерывное состояние счастья в течение всего концерта…»



Обратный путь из Стрежевого до Томска, через Каргасок занял 17 часов. Большие гастроли по области завершились, когда день 28 августа начал отсчитывать свои первые часы.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.