bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Два рояля вступили в диалог…

Фортепианный квартет «2  х  2» завершил камерную программу «Летних вечеров в Органном зале»


«Попробуйте взять дыхание, перед тем, как зазвучит основная тема»… «Девочки, давайте решим: КАК  мы будем это играть…» … Репетиции – это всегда поиск истины. Для музыкантов  - поиск гармонии и нужной тональности.  Четыре девушки в темно-синем перед концертом еще раз проверяют звучание инструментов, выверяют штрихи и паузы. Глаза их уже полны радостью.

Самая большая трудность в существовании квартета – это возможность собраться вместе и поиграть. Но когда эта возможность появляется…. То радость от совместного музицирования передается и зрительному залу тоже. И вот на сцене Органного зала появляются Светлана Чудакова и Наталья Чернкова, Валентина Шитикова и Алиса Ефромеева.



Пары садятся по разные стороны роялей. Короли сцены обнажили свои струны, как будто сняли шляпы перед исполнительницами. Концерт  напоминает несмолкаемые разговор восьми рук. Эти руки то взлетают одновременно и опускаются на клавиши  с разной степенью силы и плавности, то какая-нибудь пара рук начинает новую фразу одна, замедляя темп и вкрадчиво, издалека начинает повествование, а потом тему подхватывают еще три пары… Динамические  перепады звуков вычерчивают кардиограммы любви и печали, радости и волшебства.

- Хотелось передать энергетику произведений, - говорит Алиса Ахромеева. – Самое важное  - надо было настроиться на волну композиторов, следить за мыслью автора, и для этого надо было мобилизовать свои ресурсы.



Им это удалось. При том, что в программу были включены произведения  композиторов не только разных эпох, но и разных стилей. Открыли концерт «Русской» из балета И.Стравинского  «Петрушка». «Симфонические танцы» С. Рахманинова продолжили тему русской души. На фоне ужасно красивой, даже и не подумаешь, что это «Пляски смерти» , поэмы Камиля Сенса-Санса зефирно-кофейным и в тоже время карнавальным получился Моцарт. Танец пастушков Чайковского вызвал ассоциацию с изящной фарфоровой статуэткой, до которой страшно до тронуться, на которую можно любоваться, не дыша. Во втором отделении танцевальная тема, заявленная еще в начале концерта, получила свое логическое развитие и стала сквозной линией – Исламбей М. Балакирева и Лезгинка из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна задали сказочно-темпераментное изложение истории народов мира, а интеллигентно-хулиганский «Тустеп» А. Цыганкова проложил дорогу к «Быстрому движению» А. Цфасмана, который и завершил концерт.

- Мы постарались с самого начала задать ощущение праздника, а в середине первого отделения почувствовали, что зал дышит в одном ритме с нами, - поделилась впечатлением Валентина Шитикова.

В антракте и после концерта многие слушатели признавались, что виртуозность исполнения восхищает. Для доброй половины зала  игра в восемь рук оказалась открытием, и они даже не предполагали такого звучания. Многие были благодарны квартету за встречу со знакомыми мелодиями. «Как великолепно звучал Сен-Санс», - делились друг с другом слушатели. «А как Моцарт!! «Симфонические танцы просто покорили», - подхватывали другие.

- Популярные вещи всегда сложно исполнять. Все же знают, как они должны звучать, - улыбалась Светлана Чудакова.

-Хочется к каждому концерту что-то новенькое приготовить, но это сложно.  Ноты ищем по свету. Обращаемся к тем, кто пишет аранжировки, - призналась Наталья Ченкова.

-  И мы, практически, как виду у всех  - как под стеклянным куполом, - подхватывала тему Валентина Шитикова.

- Тут два выхода: либо бояться и не играть, либо не бояться и играть, - иронично замечала Алиса Ефромеева.

Они выбрал последнее, и были награждены зрительской любовью.

Текст: Татьяна Веснина.