bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Европейское лето с сибирским колоритом

В Томске прозвучали сочинения современного немецкого композитора в авторском исполнении

Есть такая традиция у фестиваля «Летние вечера в Органном зале» - знакомить с органистами из других городов и даже стран. Не отступая от правил, 5 июля филармония познакомила томскую публику с мультимузыкантом из Германии – композитором, органистом, пианистом, клавесинистом Александром Мозелером.

Вернее так: автор произведений, которые ранее звучали в Органном зале в исполнении Марии Блажевич (орган) и Томского Академического симфонического оркестра (симфония «Сибирь»), лично приехал в Томск, чтобы познакомиться с томскими слушателями и музыкантами.



Александр Мозелер приветствовал публику на русском языке, но, извинившись, что он плохо говорит по-русски, перешел на международный – английский. И часть публики понимала его без перевода, а для других слушателей переводил Дмитрий Ушаков, художественный руководитель филармонии и органист. Речи были недолгими, правильнее их будет назвать комментариями к тем сочинениям, которые звучали в исполнении самого маэстро Мозелера или/и вместе с томским органным дуэтом Марией Блажевич и Дмитрием Ушаковым.



В программу концерта «Лето из Германии» Александр Мозелер включил произведения недавно написанные, «и потому лучшие на сегодня». Вообще к своим 36 годам он успел сочинить более 80 произведений в разных жанрах. Томск услышал его сонату в трех частях, написанную для специального органа XVIII века, который установлен в старейшей церкви на берегу Балтийского моря. Трехчастное сочинение и напоминало поведение моря – в первой части бурное, когда волны пенятся и кипят, прозрачное и спокойное – во второй, игривое и пьянящее – в третьей.



Прозвучал и не совсем еврейский «Еврейский танец», который был посвящен деду Александра, нашедшего свое последнее пристанище в России во время Второй мировой войны (вот такие повороты судьбы!). Звучала и нежная «Пьета» – органное сочинение, названное так же, как и самая известная скульптура Микеланджело, и так же воспевающая Деву Марию.



Самой неожиданной оказалась итальянская тарантелла, сочиненная Мозерелом в честь его матери, потому что по материнской линии, он наполовину итальянец. Неожиданной она оказалась по характеру – своенравному, строптивому, совсем не игривому и неласковому, впрочем, как знать, может быть, итальянки такие и есть.

Что касается стиля произведений Александра Мозелера, то и сам автор называет его неоромантизмом, но сокрушается, что  его произведения редко встречают понимания у продюсеров, и редко исполняются. «Для авангардной и современной музыки  слишком традиционны, а для классической музыки - слишком модернистки». Поэтому современный немецкий композитор благодарен томским музыкантам, которые чаще, чем их коллеги в Европе, исполняют его музыку.



Но не только сочинения молодого немецкого органиста и пианиста услышали томичи. Многие ведь пришли ради Баха. И были вознаграждены замечательным зрелищем. Действительно, исполнение Концерта ре минор в трех частях для органа, фортепиано и клавесина больше походило на музыкальный спектакль, где были и диалоги, и массовые сцены, а были и отдельные монологи каждого из инструментов. Партию органа исполняла Мария Блажевич, от имени клавесина выступал Дмитрий Ушаков, за роялем сидел Александр Мозелер.



Два сочинения Мозелера представили Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков  – это были органные переложения известных советских песен «Катюша» и «Подмосковные вечера». Обе вариации посвящены, естественно России, но первое – специально Томску.



- Сегодня знаменательный день для меня – я встретился с томской публикой, такой отзывчивой и доброжелательной. Но мне было трудно играть. К сожалению, именно сегодня я узнал, что умерла мать моей жены, которую я любил и уважал.  Два таких разных по эмоциям события уместил один день!

После концерта гость из Германии вновь отправился гулять по Томску, который ему запал в душу, прежде всего, старыми домами. «В Германии мне не очень нравится, если была возможность жить в России – я бы жил», - сказал он на прощание.

Томичи тоже были довольны встречи с молодым и талантливым композитором. Некоторые его произведения приветствовали стоя.

Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.