bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Сеанс магии и волшебства

На один вечер Органный зал стал Хогвартсом

- Мама, а что, если мне не понравится концерт? – спросила девочка, сидящая через несколько мест от нас, болтая ногами вперёд-назад.
- Ты послушаешь ровно столько, сколько захочешь. Мне важно просто показать тебе, что такое орган и то, как он звучит.

Но девочка уже не слышала слов своей матери: её взгляд был устремлён на сцену: только что там появились ведущие.

4 июля двери филармонии были открыты для всех желающих побывать в сказке. Все, от юных поклонников Гарри Поттера до более взрослых ценителей «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, смогли окунуться в атмосферу волшебных миров в сопровождении органистки Марии Блажевич и солисток филармонии, Юлии Шинкевич (сопрано) и Ирины Макаровой (меццо-сопрано).

Началось всё со слов ведущего Дениса Киреева, который назвал грядущий концерт «сеансом магии и волшебства органной музыки». Концертный зал и, правда, превратился в Хогвартс: открыла концерт известная композиция Джона Уильямса, знакомая всем любителям фильмов про волшебника в круглых очках и со шрамом на лбу, фантазия для органа на музыку фильма «Гарри Поттер и философский камень».
 


Далее нас ждал небольшой экскурс в историю. Ведущий напомнил, что прошлый век был отмечен интересом к магическим ритуалам. И в подтверждение этим словам прозвучала композиция Сергея Прокофьева «Заклинание воды и огня», которая была написана на стихотворение Константина Бальмонта. Исполнили сочинение Юлия Шинкевич и Мария Блажевич.

«Сен-Санс как француз взглянул на проблему смерти легко, шутливо, полукомически, со скептицизмом и отрицанием девятнадцатого века», — так писал композитор и критик Цезарь Кюи о симфонической поэме «Пляска смерти». И действительно, внимательный слушатель легко может прочувствовать то, о чём говорится в этом высказывании. И тогда это, без сомнения, взбудораживающее и захватывающее произведение теряет прежнюю густоту тёмных красок.
 


Затем Ирина Макарова под аккомпанемент Марии Блажевич, представила публике «Ангела» композитора Александра Варламова, написанного на одноимённое стихотворение Михаила Лермонтова. Светлая, но при этом печальная мелодия с первых же минут заставила слушателя оцепенеть — настолько это было красиво. Казалось, что голос и орган сливались, дополняя друг друга.

Следом, прямиком из лирики зритель отправляется в волшебный мир, который создал английский писатель Джон Р.Р. Толкин в романе-эпопее «Властелин колец». А уже через сорок шесть лет, в 2001 году, к одноименному кинопроизведению пишет саундтрек композитор Говард Шор. Это сочинение мы и услышали: известная многим фантазия на музыку из фильма «Властелин колец» удивительно гармонично прозвучала на органе.

 
Но это не было самым неожиданным номером вечера, ведь сразу после на сцене появилась Юлия Шинкевич в обличии ведьмы: это были длинная чёрная мантия и колпак. Такое перевоплощение было для зрителей в новинку. Солистка исполнила «Песню ведьм» немецкого композитора Феликса Медельсона, написанную на стихи Людвига Хёльти. Однако, несмотря на «пугающее» название произведения, оно оказалось совсем не таким, каким сначала ты себе его воображаешь, и даже закончилось аккордом в мажоре.

Фортепианная пьеса «Кобольд» Эдварда Грига, напротив, погрузила слушателей в атмосферу загадочную и таинственную. Этому отчасти поспособствовало то, что перед тем, как произведение было исполнено, ведущий рассказал слушателям о кобольдах — добродушных домовых, которые, однако, в ответ на пренебрежение, могли устроить в доме хаос и беспорядок.

«Арию странника» из оратории «Торжествующая Юдифь» Антонио Вивальди продолжила программу. О подвиге молодой вдовы Юдифи нам рассказала Ирина Макарова. А вслед за этим на фортепиано прозвучала пьеса уже встретившегося нам композитора Эдварда Грига — «Шествие гномов», от прослушивания которой сложно было оторваться: буквально за считанные секунды слушатель переносится в абсолютно другое пространство, и постепенно словно видит тех, чьи шаги и черты каждой нотой так точно и ярко изобразил Григ.

«Горними тихо летела душа небесами» — так начинается одно из стихотворений Алексея Толстого, на которое в последствии напишет музыку Пётр Чайковский. Этот романс, чувственно и искренне, исполнили Ирина Макарова и Мария Блажевич, подарив слушателям возможность будто окунуться в нежность, трепетность и мягкий свет музыки.

Далее нас ждал контрастный переход к следующему произведению, тесно связанному со славянской мифологией, — симфонической фантазии Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе», переложенной на орган. Под звуки этого произведения воображение с невероятной точностью рисует шабаш ведьм, изображённый композитором.

Неожиданным и удивительным событием в программе, посвящённой магии и волшебству в концерте «Органный Хогвартс» стало сочинение томского композитора Екатерины Приходовской. Фрагмент из хорового цикла «Хороводы Лады» для хора и солистки из оперы «Огонь над Днепром» исполнила Юлия Шинкевич.

Продолжил концерт дуэт ведьм из оперы «Дидона и Эней» английского композитора эпохи барокко – Генри Пёрселла в исполнении уже полюбившихся публике солисток в тематических костюмах.
 


Казалось бы, что может послужить хорошим финалом такого необычного концерта? Ответ музыкантов был прост и лаконичен: вечер завершило творение Эдварда Грига — «В пещере горного короля», которое не только на слуху у каждого, кто хотя бы немного знаком с музыкой, но и идеально подходит для данного случая, ведь при одном только упоминании имени композитора ты уже оказываешься в таинственном мире, населённом невероятными существами.  Яркое форте последнего аккорда поставило точку этого вечера,

Текст: Вера Гордиенко, Ирада Абдуллаева, студентки ФЖ ТГУ.

Фото: Игорь Волк.