bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

БЕСЕДА ДВУХ РОЯЛЕЙ

Популярная классика  помогает томичам преодолеть жару и тополиный пух

Прохлада Органного зала после тридцатиградусной жары полуденного Томска – это уже радость, а когда ты оглядываешься вокруг и видишь десятки заинтересованных глаз, устремлённых на сцену, то настроение мгновенно вздымается до отметки, граничащей с счастьем. Но в то же время чувствуется некое волнение: что сейчас мы услышим? Понравится ли? Зацепит? Среди пришедших есть поклонники фортепианного квартета 2X2, есть те, кого привлекло название концерта "Полет шмеля", и те, кто решил вечер 27 июня посвятить ... себе, их немного, но они знают, что их ожидает в конце концерта. 

Зацепило всех.

Но начнём по порядку.

Восемнадцать пятьдесят девять. По залу проносятся перешёптывания. Кто-то говорит о чём-то своём, кто-то – о предстоящем концерте. Ухо непроизвольно выхватывает из общего потока голосов названия «Полёт шмеля» или «Пляски смерти».  А всё потому, что ты сам об этом думаешь:  произведения сыграют участницы ансамбля 2X2 Светлана Чудакова, Валентина Шитикова, Алиса Ефромеева и Наталья Ченкова.

Тем временем на сцене молча и величественно расположились два рояля. Один вид их – тёмная поверхность, отражающая каждый кусочек света, падающий в её сторону, уже поднятые крышки, - создавал ощущение предвкушения будущим концертом. И вот ровно в семь вечера на сцену выходит ведущий, Денис Киреев, а вслед за его словами и приветственными аплодисментами – пианистки в длинных тёмно-синих платьях.



Вдруг откуда-то издали, словно рассекая воздух, летят звуки, своей лёгкостью и скоростью напоминающие свист ветра. Это – постепенно набирающий мощь и громкость «Полёт валькирий» Рихарда Вагнера, открывающий последний акт оперы, так и называемой, - «Валькирия». Обыкновенно исполняемое целым симфоническим оркестром произведение неожиданно услышать в новой форме: это абсолютно иное звучание, новые оттенки всем известной работы немецкого композитора.

Уже с первого номера музыканты смогли продемонстрировать слушателям все грани, все возможности инструмента и дальше пианистки не опускали заданной планки – пролетевшие в последующий час «Вальс» Морица Мошковского, «Итальянское каприччио» Петра Чайковского, вторая часть концерта №23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта, «Исламей» М. А. Балакирева, - также поражали не только техникой, но и глубоким пониманием содержания и настроения исполняемого.

«Вальс» был именно вальсом: целый поток летнего настроения, которое так и просит утянуть соседа в головокружительный танец. «Одно из самых проникновенных произведений классической музыки» - так сказал ведущий о второй части концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта. И это действительно не преувеличение. С первых нот ты сидишь, поражённый глубиной и чувственностью звучащего, не в состоянии пошевелить и пальцем. Даже язык тела исполнителей говорит о том, что они сейчас где-то не здесь, что снаружи и внутри у них музыка, и что сами они – тоже музыка, а инструмент – голый нерв, отзывающийся на любое прикосновение. И так абсолютно с каждым произведением.

Второе отделение открыл норвежский композитор Эдвард Григ. Квартет исполнил фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» - «Утро» и «Танец Анитры», тем самым сначала окунув нас в нежность и гармонию рассветных часов, а затем завертев в бесконечном движении. После этого последовали поражающая эмоциональностью «Соната» Бедржиха Сметаны, вызывающие мурашки и одновременный восторг «Пляски смерти» Камиля Сен-Санса, грациозная и излучающая свет каждой своей нотой первая часть сюиты «Скарамуш» Дариюса Мийо, невероятный по своей скорости и энергии «Полёт шмеля» Николая Римского-Корсакова и заигрывающая со слушателем мелодия произведения «Тустеп» Александра Цыганкова. Каждое из этих сочинений осталось в памяти слушателей благодаря мастерству исполнителей и их любви к музыке.

Все пришедшие были переполнены радостью: фортепианный квартет дает концерты весьма редко, поэтому большая удача услышать его. Бурные благодарные аплодисменты не заставили себя долго ждать. «Ах, жаль, что всё уже закончилось…» - сказала одна из слушательниц, медленно выходя из зала со своей подругой.

Текст: Ирада Абдуллаева, студентка ФЖ ТГУ.

Фото: Игорь Волк.