bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Гениям легко


Знаете ли вы, что знак, без которого не отправить ни одно сообщение по электронной почте, имеет отношение к самой яркой звезде Сириус? Древние римляне называли эту звезду Canicula (Собачка).

С появлением этой звезды на небосводе римляне и другие древние народы прекращали работу, торговлю, учебу и предавались развлечениям и отдыху. Музыкальные страницы известного романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и калейдоскоп танцевальных мелодий - «Вальс цветов» разделяет всего одна ночь. Ночь, накануне появления звезды по имени Canicula.



 

Вряд ли в наши дни найдётся композитор, который ведёт блог на эсперанто и даёт частные уроки бесплатно. Более того, именем которого называют музыкальные школы и целую аудиторию – класс №9 - в Московской консерватории.

Именно таким композитором был Сергей Иванович Танеев, автор кантаты «Иоанн Дамаскин», которая прозвучит в программе концерта-закрытия очередного филармонического сезона 14 июня 2018 года в Большом концертном зале.

Кстати, эта кантата не о жизни одного из отцов Церкви, богослова, автора гимнов Иоанна Дамаскина, которого до монашества звали Мансур ибн-Сарджун ат-Таглиби. Эта кантата, по сути, написана на текст Дамаскина, в вольной стихотворной интерпретации поэта А.К. Толстого.





Знаете ли вы, что Моцарт вовсе не жил в бедности. Он получал щедрые гонорары. К примеру, за один час преподавания на фортепиано он выставлял счет в 2 гульдена. Для сравнения, его служанка получала 12 гульденов в год. Тем не менее, благодаря крайне расточительному образу жизни, он оставил гору долгов, и, действительно, был похоронен в могиле для бедняков.

Россыпи вокальных мелодий признанного гения и его бессмертная комическая опера «Свадьба Фигаро» предстанут вниманию томичей 19 июня 2018 в Органном зале Филармонии. Не пропустите!





А знаете ли вы, что, не смотря на высокую скорость написания музыки, у Джоаккино Россини бывали случаи, когда он не успевал закончить музыкальную партитуру в срок. И так было с увертюрой к опере «Отелло»: премьера на носу, а увертюры все еще нет!

Директор театра «Сан-Карло», не долго думая, заманил Россини в пустую комнату с решетками на окне и запер композитора, поставив ему всего лишь тарелку со спагетти, и пообещал, что пока не будет последней ноты увертюры, Россини из своей «тюрьмы» не выйдет и еды не получит.

Сидя взаперти, Россини очень быстро закончил увертюру.

Так же было и с увертюрой к опере «Сорока-воровка», которую композитор сочинял в тех же условиях, запертым в комнате. Причем сочинял он ее в день премьеры! Под окном «тюрьмы» стояли рабочие сцены и ловили готовые листы с нотами, а затем стремглав бежали к нотным переписчикам. Разъяренный директор театра приказал людям, охранявшим Россини: если вдруг листы нотной партитуры не будут выбрасываться из окна, тогда из окна вышвырните самого композитора!

Знаменитую увертюру к опере «Сорока-воровка» Дж. Россини вы услышите на концерте 21 апреля в Большом концертном зале Филармонии в исполнении Томского Академического симфонического оркестра по управлением заграничного Маэстро из Тайваня Хо Чунга.





«Тангейзер» Вагнера был впервые поставлен в Германии, в городе Дрезден. Несколько позже Вагнер сделал версию этой оперы для Парижа. Её главным отличием стала балетная сцена: ведь во времена Наполеона III опера без танцевальных сцен была бы обречена на провал. И Вагнер блестяще справился с задачей. Беда только в том, что единственным подходящим местом для балета была первая сцена оперы – сцена в гроте Венеры. Но с точки зрения молодых парижан из светского общества, патронировавших парижскую «Гранд-опера», этот балет шел недопустимо рано — ведь к началу оперы их еще не было в театре, они имели обыкновение несколько задерживаться. И поэтому молодые денди не успевали увидеть самое для них привлекательное в «Тангейзере» — молоденьких балерин. Рассерженные таким положением дел, эти веселые молодые люди организовали протест: на втором и третьем спектаклях они вели себя настолько вызывающе, что Вагнер забрал свое произведение.

А увертюра к опере «Тангейзер» стала одной из самых исполняемых оркестровых пьес Рихарда Вагнера. Вы её услышите на концерте 21 апреля 2018 года под управлением молодого талантливого дирижера из Тайваня Хо Чунга.





Сергей Васильевич Рахманинов был удивительно талантливым человеком. Он известен как гениальный композитор, виртуозный пианист и талантливый дирижер. Но Рахманинов «среди своих» и «среди чужих» - два разных полюса.

Из воспоминаний пианистки и педагога Ольги Николаевны Конюс: «Многие, видевшие его только на эстраде, с трудом верили в то, что этот человек… мог хохотать до упаду, рассказывать анекдоты и т.д.»

Друзья Рахманинова очень любили, когда при встречах он рассказывал о своей консерваторской жизни. Он с юмором вспоминал историю, когда с таким же студентом консерватории он снимал комнату на окраине Москвы. Денег было не много, приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. Однажды Сергей Васильевич потратил последние деньги на продукты, а на урок, в другой конец города, отправился пешком. Композитор планировал получить расчет за месяц, поскольку закончился период занятий. Каково же было его удивление, когда мать ученицы, выразила своё сожаление, что Рахманинову «в такой холод придется возвращаться домой в тонком пальто», предложила ему взять плед, а рассчитаться за уроки забыла!

Помимо чувства юмора Рахманинов поражал всех удивительным «чтением с листа» музыкальных произведений, изумительным слухом и удивительной памятью.

Из воспоминаний О.Н. Конюс: «Стоило ему прочитать новое сочинение три-четыре раза, и он уже знал его на память. Про этюд до-диез минор А. Скрябина Рахманинов как-то сказал: «Трудный этюд, я его учил целый час».

Музыка Сергея Васильевича Рахманинова будет звучать в концертах Филармонии 4 апреля «Юкуке Кикучи. Фортепиано, Япония» и 6 апреля в программе «РАХМАНИНОВ».






А знаете ли Вы, что итальянский скрипач-виртуоз, композитор, признанный гений мирового музыкального искусства Николо Паганини на своих концертах устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и «привета из деревни» - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой практически весь оркестр. Влюбленная публика прозвала его «Южным колдуном».

Причем, Великий маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало).

Среди множества различных сочинений Николо Паганини есть шесть скрипичных концертов. Один из них будет представлен 18 марта в БКЗ Филармонии в 18-00 в программе «ТИТАН» в исполнении одного из виртуозов современности, итальянского скрипача Давида АСКАНИИСА и Томского симфонического оркестра.

Не упустите возможность приобщиться к тайне музыкального мастерства легендарного Паганини!



    
фрагменты Композиции 14 для дирижера и ансамбля музыкантов В. Екимовского

Так выглядит партитура (нотная запись) «Baletto» - самого известного из произведений современного композитора Виктора Екимовского (г. Москва). Как вспоминает автор, он "придумал идею, что музыка может рождаться от любых движений дирижера и разработал партитуру, в которой используются все его телодвижения – головой, плечами, локтями, обеими руками".

На создание сочинения ушло несколько дней, но после этого оно почти семь лет пролежало без всякого движения. Никто из музыкантов не знал, как всё написанное (ведь в партитуре произведения нет ни одной ноты!) реализовать на сцене, пока за исполнение «Baletto» не взялся знаменитый Марк Пекарский. Ныне оно исполнялось более сотни раз различными ансамблями и дирижерами в разных городах России и за рубежом – Швейцарии, Германии, США и др.

Причем эти исполнения не похожи одно на другое и никогда не повторяются. Каждый раз звучание и хореографическое изображение «Baletto» уникально. Свой вариант «Baletto» в присутствии композитора Виктора Екимовского будет представлен Геннадием Пыстиным в Органном зале филармонии 1 марта в 19-00.






Импрессионизм часто называют художественным течением двух Клодов. Основателем импрессионизма в живописи считается Клод Моне. Именно название его картины «Впечатления. Восходящее солнце» дало название всему стилевому направлению. Ведь impression - это впечатление. Основоположником музыкального импрессионизма стал Клод Дебюсси. Символом музыкального импрессионизма является симфоническое сочинение «Послеполудень фавна».

Любопытно, что творцы-импрессионисты очень любили жизнь во всех её проявлениях и деталях, даже самых простых и бытовых.

Так, Клод Моне был утонченным гурманом. Его понимание физического и душевного комфорта держалось на трех китах: творчество, сад и хорошая кухня. Страстью Моне было собирание кулинарных рецептов понравившихся блюд. Друзья знали, что самым ценным подарком будет новый кулинарный рецепт или семена экзотического растения. Правда сам он не готовил, этим занималась профессиональная кухарка под руководством супруги художника Алисы. Кулинарная записная книжка Клода Моне сохранилась по сей день. В 1990 году жена праправнука художника выпустила книгу «Поваренная книга Моне: рецепты из Живерни», которая, к сожалению, пока не переведена на русский язык. Среди шестидесяти его оригинальных рецептов - Палтус, тушенный в белом вине; Фасоль с беконом в красном вине; Картофельный пирог; Клубничный мусс.

В музыкальное меню концерта «Два короля» 25 февраля 2018  входят ярчайшие образцы музыкального импрессионизма Клода Дебюсси в исполнении Томского Академического симфонического оркестра.



Секреты популярности


В XX веке итальянский маэстро Антонио Вивальди становится одним из любимых композиторов-классиков. Как выяснили современные музыковеды, ему удалось открыть пять секретов популярности. Мы готовы назвать их вам, дорогие слушатели Томской филармонии!
1. Наличие зримой конкретности, очевидности ассоциаций, использование бытовых жанров, дабы быть понятным для слушателей.
2. Преобладание моторной и виртуозной музыки, предпочтение быстрых темпов.
3. Умение найти гармоничное сочетание повторности и контрастов.
4. Умение находить короткие мотивы и фразы  с несложным, но ярким мелодическим рисунком и ритмической индивидуальностью, и сочетать их друг с другом.
5. Умение создать красивую и запоминающуюся мелодию.
Музыка А. Вивальди дана для радости и удовольствия. Она эстрадна в лучшем смысле этого слова. В ней есть все мыслимые музыкальные соблазны.
Убедиться в правдивости и осознать всё высказанное вы сможете на концерте "Рыжий священник" 18 февраля в 20.00 в Органном зале Томской филармонии.






«Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Санд, но ее лицо мне вовсе не понравилось…», - с такого признания болезненно-робкого Шопена начался почти десятилетний роман великого Фридерика Шопена и знаменитой французской писательницы Жорж Санд.

Госпожа Санд оказалась гораздо любезней.

«Один Ваш вальс, стоит всех моих романов», - сказала тогда она.

История любви, потрясшая XIX век, остается и в наше время трогательной и шокирующей.

        

Шопен однажды написал шутливую пьесу - музыкальное переложение проделок любимой собачки Жорж Санд. Мелодия, написанная как шутка, пережила её создателя и стала любимым произведением всех начинающих музыкантов. Это знаменитый «Собачий вальс»! Да-да, его автор Ф. Шопен!

Играйте это произведение Ф. Шопена и вы! Вот видеоинструкция! 


Ближайший концерт, в котором будет звучать музыка Фридерика Шопена - 8 февраля 2018 года, БКЗ - за роялем столичный пианист Михаил ЛИДСКИЙ.







В третьей части фильма «Любовь-морковь» (режиссёр С. Гинзбург) сюжет вращается вокруг трёх неизвестных яиц Фаберже с музыкальными названиями «Мелодия», «Соната», «Кантата». В одном из них предположительно спрятано неизвестное миру сочинение П.И. Чайковского. И когда, наконец, находится ключик к одному из этих яиц, в выдвижном ящичке обнаруживается нотная запись. При её исполнении публика слышит песенку «Чижик-Пыжик» и задаётся вопросом: «А что, это написал Чайковский?».

А имеет ли этот художественный вымысел отношение к действительности и, собственно, Петру Ильичу Чайковскому?

Да, имеет!

Чижик-Пыжик - это вовсе не безобидная птичка, которая, как известно, водку не пьет. Чижик-Пыжик - это студент Императорского училища правоведения, открытого в Санкт-Петербурге в июне 1835 года на реке Фонтанке, в доме № 6. Будущие юристы носили жёлто-зелёные мундиры, за что и получили такое смешное прозвище. Одним из «чижиков-пыжиков» был Петр Ильич Чайковский.

Ближайший концерт, где будет звучать музыка П.И. Чайковского - «ТРИ ГЕНИЯ - ТРИ МИРА», уже сегодня - 28 января 2018, БКЗ.





Сергей Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в 13 лет.

Как он пишет в «Автобиографии» об экзамене по специальной теории, «Я взял мои обе папки (в одной - все сочинения этого года, в другой - сочинения других годов) и вошел в кабинет. Переплетенная тетрадь с двадцатью четырьмя песенками не уложилась в папку, поэтому я придерживал её снаружи». На самом верху лежал список сочинений, составленный мамой. Среди них были и оркестровые партитуры, и оперы.

Кроме огромного творческого багажа, профессорскую комиссию во главе с Н.А. Римским-Корсаковым поразили в мальчике абсолютный слух, знание гармонии, разных музыкальных ключей, владение фортепиано и уверенное сольфеджирование (пение по нотам) самых виртуозных мелодий. Причем пока профессора обсуждали его кандидатуру, Сережа подробно осмотрел комнату и потом составил её подробный план. 

подробный план комнаты из книги «Автобиография» С.С. Прокофьева

1. Рояль на котором играл С.С. Прокофьев
2. Другой рояль
3. Фисгармония, вроде комода
4. Мягкий стул
5. Стул, на который Сергей Прокофьев положил папку
6. Письменный стол и кресло директора
7. Стол, диван и кресла, занятые экзаменаторами
8. Комната, где жил Сергей Сергеевич

«Если бы я был не композитором, я, вероятно, стал бы писателем...», - признавался как-то Сергей Прокофьев. Тот, кто прочтет его «Автобиографию», убедится: Прокофьев-писатель равновелик Прокофьеву-композитору и пианисту.

Ближайший концерт, где будет звучать музыка С.С. Прокофьева - «ТРИ ГЕНИЯ - ТРИ МИРА», 28 января 2018, БКЗ






Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете

Ближайший концерт, в котором будет звучать музыка В.А. Моцарта - "ТРИ ГЕНИЯ-ТРИ МИРА", 28 января 2018! Билеты уже в продаже!