bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Кто боится Эдисона Денисова?


Как филармония готовится к фестивалю «Классическое лето имени Эдисона Денисова»: взгляд главного дирижера

Присоединение имени знаменитого земляка к традиционному филармоническому фестивалю существенно, если не сказать кардинально, изменило его формат – с регионального на международный. Юбилей Эдисона Денисова задал новый вектор: от популярной классики XVIII - XIX веков - к музыке наших дней, от малых форм к большим серьезным полотнам, в том числе и мировым премьерам, от уличного формата («на ступеньках») – к концертам в тысячном зале.

Идея, финансово поддержанная Министерством культуры РФ, вылилась в 15 крупных концертов, в которых принимают участие как ведущие мастера отечественной музыки, так и мировой музыкальной сцены, как отдельные музыканты, так и крупные творческие коллективы – Томский академический симфонический оркестр и хор Новосибирского академического театра оперы и балета. Временные границы этого фестиваля тоже изменил Эдисон Денисов: «Классическое лето» начинается с 14 апреля – месяца, в котором родился композитор, и завершится 4 июля.

О первом концерте фестиваля, о современной музыке и о стереотипах восприятия мы говорим с главным дирижером Томского академического симфонического оркестра Михаилом ГРАНОВСКИМ.



- После концерта в Новосибирске на своей страничке в фейсбуке вы написали: «Что такое счастье?» И сами ответили, что счастье - исполнять сложную и красивую музыку, счастье – собрать в афишу героев Байрона в интерпретации великих Чайковского, Верди, Берлиоза. Можете ли вы сказать, что работать с музыкой Эдисона Денисова – для вас тоже счастье?

- Для меня счастье – это заниматься любимым делом – музыкой. Симфонию Чайковского «Манфред» я мечтал продирижировать очень давно. И наконец, мечта осуществилась. Но и для Новосибирска тоже «Манфред» стал событием – он впервые прозвучал с подлинным финалом Чайковского и с органом.



А Эдисон Денисов - это классика ХХ века. Мне интересна его музыка, как и музыка Альфреда Шнитке, Арно Пярта, Гии Канчели и других композиторов второй половины ХХ века. Потому что я родился в эту пору. Это музыка моего времени.

- Когда составлялась афишу концерта, посвященного 90-летию Эдисона Денисова, что для вас было важным: удивить новой, малоизвестной музыкой или разрушить стереотипы восприятия этой музыки?

- В этом концерте не просто абстрактный набор композиторов. В основу положена идея преемственности школы. Начинает этот исторический экскурс Виссарион Шебалин, учитель Эдисона Денисова по Московской консерватории. Следом сам Денисов со своей музыкой и с его оркестровкой любимых им Моцарта, Шуберта, Дебюсси. Солировать в двух сочинениях Шебалина и Денисова будет его внук – известный скрипач Федор Рудин. Завершают экскурс ученики Эдисона Денисова, которые у него учились в классе по инструментовке - Владимир Тарнопольский и Дмитрий Смирнов.



- Сочинения последних объявлены как премьеры, в том числе одна мировая. Это означает, что Томск услышит музыку, которую никто не знает. Что ждать? На что настраиваться?

- «Tabula Russia» Владимира Тарнопольского - грандиозное полотно для огромнейшего состава оркестра. Название – это фонетическая и смысловая аллюзия на известное латинское выражение tabula rasa. Так в античности назывались восковые таблички, использовавшиеся для записи текста. Перед написанием нового текста старый стирался (сглаживался воск), поэтому выражение tabula rasa заключает в себе некий «двойной код» — тайну прошлого текста и загадку еще не написанного будущего. Так пояснял сам Владимир Тарнопольский.

У этого сочинения двойное посвящение: Сергею Рахманинову и Валерию Гергиеву. Писалось оно специально для фестиваля, посвященного Сергею Рахманинову. Поэтому в музыкальном тексте ощутимы аллюзии на колокольность, которая пронизывает музыку Рахманинова. Но так как «Tabula Russia» впервые была исполнена Роттердамским оркестром под управлением Валерия Гергиева в сентябре 2015 года, отсюда и второе посвящение.

- Но почему все-таки «Tabula Russia» - двойное кодирование? Только в двойном посвящении заключается?

- Не только. Но лучше самого композитора на ваш вопрос никто не ответит.

- На сайте Владимира Тарнопольского размещен его комментарий к этому сочинению. И там есть любопытная фраза: «Первозданный» колокольный гул, образует замечательное сочетание стройного космоса обертонов и хаоса множества «случайных» призвуков, своего рода звуковой «хаосмос». Хаос, чреватый космосом, и, наоборот, упорядоченность, чреватая хаосом». А далее он говорит, что Россия в поисках своей идентичности всякий раз, начиная с «tabula rasa», «стирает» предыдущие смыслы. Сказано красиво, а как эту мысль должны воплотить музыканты? Какая группа инструментов отвечает за хаос, какая за космос?

- Это сочинение интересно своей композицией. Начало – это звуки, напоминающие дыхание земли, идущие из глубины веков. Чем дальше – тем больше становится на земле хаоса, сгущается фактура партитуры. Все больше инструментов оркестра вплетается в этот хаос. И, наконец, он достигает своего апогея. После чего неожиданно врывается квази русская тема, напоминающая «Весну священную» Стравинского. Дальше идея колокольности приобретает все большие масштабы, и вот уже в игру вступает настоящая русская звонница. Постепенно этот гул колоколов становится все отдаленнее и отдаленнее. И наступает некий космизм, который погружает слушателей в особое состояние. В конце есть ощущение, что снова «стирается» предыдущая история, и Россию ожидает что-то новое.

Должен заметить, с Владимиром Тарнопольским я знаком давно. И я давно хотел исполнить его сочинение. Фестиваль имени Эдисона Денисова – хороший случай. К тому же, Тарнопольский – последователь Денисова, человек, который безмерно уважал Эдисона Васильевича, считал и считает его своим педагогом, который дал ему многое для профессии и кругозора. Любопытный факт: когда Эдисон Васильевич оказался в больнице, то свой консерваторский класс передал Владимиру Тарнопольскому.

- А что вы скажете о «Трех картинах» Дмитрия Смирнова? Это интересная музыка? Тем более это сочинение заявлено, как мировая премьера.

- О Дмитрии Смирнове могу сказать то же, что и о Тарнапольском. Он питает уважение и любовь к Эдисону Денисову, как к педагогу и человеку, который во многом определил стиль его музыки. Смирнов давно уже живет в Англии. Я написал ему и попросил для нашего гала-Денисова те его сочинения, которые он считает уместными в этом концерте. И Дмитрий Смирнов прислал три или четыре партитуры. Когда я увидел «Три портрета» - понял, это «наше», тем более, что эта партитура никогда еще не звучала – в Томске будет мировая премьера.

Сочинение, написанное в 2012 году, интересно как своей оригинальной идеей, так и музыкальной колористикой. Смирнов пишет портреты художников, стоявших у истоков национальных живописных школ - Джотто, Андрей Рублев и Альбрехт Дюрер. Что интересно, композитор выстраивает свою систему координат соответствия звуков буквам имени и фамилии. Это называется криптофонией. Имена художников переданы нотами, образующими мелодические и гармонические комплексы так, что практически вся музыкальная ткань состоит из этих звуков. Заметьте, играет оркестр, а мы иногда слышим церковное пение, как например, в части «Андрей Рублев». Мы слышим средневековую пассакалию, когда играем «Джотто». А в «Дюрере» слышна мощная, взрывная атака. Конечно, на слух трудно бывает определить, что в данной момент звучит серия звуков, обозначающая имя и фамилию того или иного художника. Здесь интересно то, что такой принцип «серии» или монограммы является главенствующим в этом сочинении (вспомним монограммы Баха и Шостаковича).



- Вот вы уже и запугали слушателя: услышим – не услышим… Как должен себя чувствовать обычный человек, которого нет за спиной консерватории или даже музыкального колледжа, но он желает понять, что есть современная музыка? Надо настраивать себя перед таким концертом? И что нужно сделать?

- Во-первых, надо прийти на концерт. А во-вторых… Когда я думал о программе нашего концерта, то не в последнюю очередь думал о публике. Легко накидать произведения, которые интересны сами по себе, но вместе воспринимать сложно. А мне хотелось, чтобы в этом концерте публике было интересно слушать. Поэтому у нас в концерте много разного - как жанрово, так и стилево. Будет и импрессионизм Дебюсси, и вальсы Шуберта, и ранний вокальный цикл Денисова на стихи Пушкина. Преломление пушкинского стиха именно Денисовым – это тоже интересно! Это не Чайковский и не Римский-Корсаков. И я чувствую, насколько Денисов по-своему прочувствовал мелодию пушкинского стиха. Он не просто его иллюстрировал.

Да, неподготовленному человеку, который никогда не слышал музыку ХХ века, не совсем просто ее понять. Но с другой стороны, великая сила музыки состоит в том, что, если исполнители на высоте, то они смогут передать те идеи, которые заложил композитор. Смогут вызвать у слушателя определенное настроение, ассоциации, чтобы он почувствовал связь времен. Надеюсь, нам это удастся. Мы должны вместе сотворить чудо. Музыка в ХХ веке прошла колоссальный путь, и мы не имеем права в XXI веке не играть ее. Да, даже в Москве современная музыка звучит не часто. Только такие музыканты, как Владимир Юровский, отваживаются постоянно включать в свои афиши сочинения наших современников.

А томских слушателей я призываю не бояться Эдисона Денисова и прийти на концерт, найти в современных звуках свою красоту, гармонию или дисгармонию, свой смысл, который заложен композиторами.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.
 
Prev Next
«Работаем как саперы. И немного как снайперы»30/08/20
«Работаем как саперы. И немного как снайперы», Новости, Кухня онлайн-концертов как она естьПодробнее
Пасторальное настроение великих24/08/20
Пасторальное настроение великих, Новости, Михаил Грановский и Томский оркестр в прямом эфире исполнят программную симфонию БетховенаПодробнее
ВНЕ сцены19/06/20
ВНЕ сцены, Новости, Как живут и что делают артисты Филармонии в перерывах между концертамиПодробнее
«Да будет свет!»14/07/20
«Да будет свет!», Новости, Секреты концертного света и работы осветителей раскроет новый проект «Закулисье филармонии. Мифы и реальность»Подробнее
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ07/07/20
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ, Новости, Его называли «Моцартом киномузыки» и самым узнаваемым композитором XX векаПодробнее
Музыка о жизни после смерти07/07/20
Музыка о жизни после смерти, Новости, На концерте-открытии 75-го творческого сезона Томской филармонии впервые в Томске прозвучит знаменитое адажио Десятой симфонии Густава Малера в исполнении Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Бетховен12/05/20
Бетховен, Новости, 250 лет со дня рождения композитораПодробнее
Игра на воображаемого зрителя25/03/20
Игра на воображаемого зрителя, Новости, Томская филармония переходит на онлайн трансляции концертовПодробнее
Прирастем Сибирью20/03/20
Прирастем Сибирью, Новости, В концертном зале имени Чайковского Борис Березовский и Томский симфонический оркестр представили русскую классикуПодробнее
 ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!18/03/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!, Новости, Концерт «Сокровища Кельтов», запланированный на 18 марта в Органном зале (начало в 19.00), ОТМЕНЯЕТСЯПодробнее
Концерты марта переносятся17/03/20
Концерты марта переносятся, Новости, ВСЕ КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ, запланированные на март, переносятся на другие срокиПодробнее
Мелодии для весеннего настроения 16/03/20
Мелодии для весеннего настроения , Новости, В честь праздника женщин филармония устроила розыгрыш и демонстрацию модного авангарда от современных москвичейПодробнее
Мистика, да и только!12/03/20
Мистика, да и только!, Новости, Концерт с привкусом тайныПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!12/03/20
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Венгерский национальный балет “Szeget” отмененПодробнее
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой 11/03/20
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой , Новости, Концерт «Волшебное озеро» прошел с аншлагом в Большом концертном залеПодробнее
Вашу ручку, мадам!06/03/20
Вашу ручку, мадам!, Новости, Филармония и студия старинного и шотландского танца «Мистерия» приглашают Вас на балПодробнее
Три удовольствия в одном02/03/20
Три удовольствия в одном, Новости, Томская филармония поможет сделать 8 Марта незабываемым днёмПодробнее
Венский час с Михаилом Аркадьевым23/02/20
Венский час с Михаилом Аркадьевым, Новости, Московский дирижер и пианист предложил свое прочтение Моцарта и ГайднаПодробнее
Окопная лирика22/02/20
Окопная лирика, Новости, Сергей Зыков и «Сибирские узоры» посвятили концерт «Письма с фронта» защитникам ОтечестваПодробнее
Притяжение Италии21/02/20
Притяжение Италии, Новости, Фаузия Тажина сменила смычок на дирижерский пульт Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Дарим музыку!18/02/20
Дарим музыку!, Новости, Каждый год один и тот же вопрос: «Ну что же ему/ей подарить на 23 февраля/8 Марта?»Подробнее
Дресс-код для Вальса цветов11/02/20
Дресс-код для Вальса цветов, Новости, Купивший билет на концерт «Волшебное озеро» получает приглашение на балПодробнее
В мире вариаций08/02/20
В мире вариаций, Новости, В Томске Андрей Гугнин выпил хороший кофе и впервые сыграл Сезара ФранкаПодробнее
Детектив под куполом07/02/20
Детектив под куполом, Новости, Когда клавесин, орган и альт знакомы с дедукцией Подробнее
Концерт без фрака07/02/20
Концерт без фрака, Новости, Томский оркестр снова готовится удивлятьПодробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!05/02/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!Подробнее
Марш-бросок с волшебным посохом05/02/20
Марш-бросок с волшебным посохом, Новости, Зрители Молчановского и Кривошеинского районов посмотрели филармонический мюзиклПодробнее
Главный начинает. И выигрывает 03/02/20
Главный начинает. И выигрывает , Новости, Больше ста абонементов за два дня – таковы результаты «Ярмарки абонементов»Подробнее
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном03/02/20
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном, Новости, Творческий проект #Sonore представил слушателям камерную музыку композиторов разных стилей и эпохЗа три года своей творческой биографии коллектив музыкантов Томской филармонии, объединенный проектом #Sonore (что значит «созвучие»), подарил томичам немало шедевров великих композиторов в камерном звучании. Главная идея Андрея Чудакова – играть музыку, редко попадающую в большие концерты симфонического оркестра, оказалась весьма плодотворной. Для очередной встречи со слушателями участники ансамбля выбрали необычный повод – игру в города. Так и назвали концерт «Игра двух городов: Вена – Париж». Хотя на деле городов оказалось больше, к столицам Австрии и Франции присоединилась и столица Мексики – Мехико. Поэтому вечер 31 января в органномПодробнее
Три мировых премьеры к юбилею03/02/20
Три мировых премьеры к юбилею, Новости, Томский композитор Константин Лакин собрал аншлаг в Органном зале филармонииПодробнее
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-2131/01/20
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-21, Новости, 2 февраля  в фойе БКЗ ФИЛАРМОНИИ пройдет ПЕРВАЯ «ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ»Подробнее
Дед Мороз приходит с морозами31/01/20
Дед Мороз приходит с морозами, Новости, 31 января, 1 и 2 февраля жители трех районов Томской области увидят филармонический мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза".Подробнее
31/01/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ПЕРЕИМЕНОВАН!, Новости, Концерт 6 марта в Большом концертном зале переименован Подробнее
Музыка университетской Европы 27/01/20
Музыка университетской Европы , Новости, Томские студенты выступили в роли трубадуровПодробнее
Про любовь27/01/20
Про любовь, Новости, Первый концерт-инсталляция прошел в романтическом антуражеПодробнее
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!27/01/20
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!, Новости, Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!Подробнее
Три биса от баса21/01/20
Три биса от баса, Новости, Гарри Агаджанян и Томский симфонический оркестр с маэстро Михаилом Грановским повернули время вспять! Подробнее
Шлейф ёлочного настроения 21/01/20
Шлейф ёлочного настроения , Новости, Около 18 тысяч томичей посетили концерты Томской филармонии в новогодние каникулыПодробнее
Лица Победы14/01/20
Лица Победы, Новости, Жители Томской области могут принять участие в проекте "Лица Победы"Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!13/01/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Орган + SAX» переносится 21 марта 2020 года. Билеты и абонементы действительны.Подробнее
«Старый телевизор» поет и показывает 09/01/20
«Старый телевизор» поет и показывает , Новости, Отмечаем Старый Новый год в филармонии старыми песнямиПодробнее
Песенка для Деда Мороза06/01/20
Песенка для Деда Мороза, Новости, Песенка для Деда Мороза,Или как сказка о дружбе и взаимовыручке стала реальностьюПодробнее
Тот самый Бармалей04/01/20
Тот самый Бармалей, Новости, Веселые музыкальные приключения ансамбля «Сибирские узоры» в АфрикеПодробнее
Откуда берется зима?03/01/20
Откуда берется зима?, Новости, Новогодний мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза" – подарок юным томичам от Томской филармонииПодробнее
Работа кассы в новогодние праздники26/12/19
Работа кассы в новогодние праздники, Новости,           Дорогие друзья! Томская филармония поздравляет Вас с наступающим Новым годом и Рождеством! И сообщает о изменении режима работы касс:Подробнее
Труба, орган и немного юмора24/12/19
Труба, орган и немного юмора, Новости, Владислав Лаврик и Дмитрий Ушаков порадовали томскую публику современным сочинением французского композитораПодробнее
На елку в Кремль с «Одой к радости»21/12/19
На елку в Кремль с «Одой к радости», Новости, Пять учащихся томских школ примут участие в Рождественском концерте Детского хора РоссииПодробнее
Квест для победителей20/12/19
Квест для победителей, Новости, «Директор театра» в Мариинке, Янтарная комната в Екатерининском дворце, мумии в Эрмитаже, кровать Пушкина в Лицее и другие достопримечательности Санкт-Петербурга увидели за три дня победители конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Раритеты Востока на сцене филармонии17/12/19
Раритеты Востока на сцене филармонии, Новости, Программа «Тысяча и одна ночь» собрала все раритеты Востока в одном концертеПодробнее
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского16/12/19
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского, Новости, Известный актер театра и кино Максим Аверин прочтет сказку Гофмана в сопровождении Томского симфонического оркестраПодробнее
4 гроша на флейту для императора16/12/19
4 гроша на флейту для императора, Новости, На втором концерте абонемента «Органная классика» Фридрих II Великий предстанет как флейтист, композитор и создатель Берлинской оперыПодробнее