bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Тимофей Владимиров: «На сцене я в гуще событий, где все кипит».
 
Всероссийские филармонические сезоны открыли Томску новое имя в русском пианизме

Чайковский и Рахманинов часто оказывают в одной афише. Связанные при жизни отношениями учитель – ученик, старший – младший, сегодня они воспринимаются равновеликими, классиками, музыка которых стала частью не только национального достояния, но и частью коллективной памяти народа. Поэтому на концерт «Чайковский и Рахманинов» из абонементного цикла «Главный представляет…», который состоялся 9 февраля на сцене Большого концертного зала, публика шла слушать музыку двух гениев. Томский Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Михаила Грановского безукоризненно исполнил Третью симфонию С.В. Рахманинова, а открыл концерт музыкой, которую знают во всем мире, узнают с первых нот – Первым концертом для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Желание встретиться вновь с музыкой двух русских гениев, с симфоническим оркестром оказалось сильнее, чем морозы.

Результат превзошел ожидания. Томские поклонники классической музыки открыли для себя имя нового талантливого пианиста – Тимофея Владимирова. В Томске впервые благодаря проекту «Всероссийские филармонические сезоны». Этот проект создает общее музыкальное поле, знакомит публику в провинции с молодыми исполнителями, с которыми, возможно, связано будущее музыкальной жизни не только России, но ми мира. Знакомство с Тимофеем Владимировым, студентом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, лауреатом международных конкурсов, стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, - из этого ряда. Именно исполнение Первого его исполнение Концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского стало событием вечера.

О сокровенном
 

- Для меня эта музыка – как общение с Богом, - признался Тимофей после репетиции. - У Чайковского есть романс «День ли царит…», главная интонация которого до ноты совпадает со вступлением Первого концерта. (Напевает мотив – Т.В.). Не знаю, осознавал ли эту параллель сам Чайковский, но романс - о том, что человек посвящает свою жизнь Богу. Я не говорю сейчас о сакральном, я говорю о чувствах. Этот концерт пронизан единением с чем-то высшим, прекрасным, восторгом перед необъятным. Эта музыка полна света в отличие от многих других произведений Чайковского, полных драматизма, даже трагизма. Я бы сказал: концерт - один из немногих источников света. И, конечно, это очень русский фортепианный концерт.

– Признаться, думала, что вы взяли этот концерт с прицелом на конкурс Чайковского, и в гастрольных турах «обкатываете» его.
– Когда Московская филармония год назад предложила сыграть Первый концерт в Томске, мы с моим педагогом Мирой Алексеевной Марченко не думали о конкурсе. Педагог посоветовала принять предложение филармонии, и началась работа над материалом. Но год получился очень насыщенным: мы ездили в Екатеринбург, Снежинск, Анапу, Новороссийск, конкурс в Екатеринбурге, потом сразу Южно-Сахалинск. И только после поступления в консерваторию возобновилась работа над материалом. Параллельно были совместные концерты с Musica Viva; играли в зале Чайковского и в Зарядье – очень знаковые, значимые концерты. Приняли участие в фестивале в Мариинском театре. Следом Литва, исполнение Моцарта в центре Слободкина, в начале февраля летали в Баку. Очень плотный график и постоянная смена впечатлений.

Кстати, я вообще думал, что концерт должен быть исполнен в 2018 году и готов был лететь уже через месяц. И даже стал торопить филармонию с покупкой билетов. Но оказалось, слишком рано. Теперь уже думаю, хорошо, что концерт Чайковского есть в репертуаре. Сейчас в Москве творится настоящее безумие в преддверие конкурса. Заявки отправляют все. И мы тоже решили участвовать. (Улыбается.)  Я надеюсь, что получится высказать то, что пережил и понял.

- То есть целый год Концерт Чайковского жил в вас, а вы жили с ним. За это время, как открылось вам произведение? О чем думалось, когда работали над ним?

- То национальное самоощущение, родство интонаций с интонациями нашей жизни, несмотря на время создания произведения, позволяют звучать ему очень современно. Чайковский чувствовал природу российской действительности, как никто другой. В этом концерте есть все возможные грани чувств, мыслей русского человека. В нем есть и ощущение необъятности православного мировоззрения, чистого и искреннего обращения к Богу, звучат и трагические, и одновременно светлые ноты в главной партии этого Концерта. Мотив слепых украинских лирников, использованный композитором, высветил реализм русской действительности, и это рождает одновременный восторг и ощущение невероятного простора. Чувства, как ручьи, сливаясь, ведут к обобщенности, философскому восприятию калейдоскопа русской жизни. И это только один срез многогранного внутреннего мировосприятия Чайковского, который использует характерную краску отражения русской действительности. Мусоргский тоже отразил калейдоскоп российской действительности, трагической и неприглядной. В его музыке тоже есть все возможные грани чувств, которые могут возникать у русского человека. Меня потрясает схожесть «Картинок с выставки» Мусоргского и Первого концерта Чайковского! Но у Мусоргского нет такого чувства света.  

То, что между нот
 


- Журналисты, побывавшие на репетиции Тимофея Владимирова с Томским Академическим симфоническим оркестром, назвали вас молодым Мацуевым. Не смущает такого сравнение?

- Денис Леонидович для меня пример. Он настоящий артист. Этот человек имеет важное качество музыканта – он делится своей энергетикой со слушателями. Есть много музыкантов, которые играют хорошо, но играют сами для себя. Мой педагог мне всегда говорит, что нужно стремится к тому, чтобы каждый сыгранный звук доходил до душ, до умов, до сердец слушателей. Чтобы музыка не проходила мимо. И в этом плане Денис Леонидович для меня один из ярчайших пианистов.

- А что вы делаете, чтобы каждый звук доходил?

- Это называется музыкальная интонация. Это то, на что обращает мое внимание мой педагог. Это очень трудно.  Может быть, самое трудное в исполнительской практике. Еще Густав Малер говорил, что музыка – это то, что между нот. Стараюсь «произносить звуки» так, чтобы они выстраивались в определенные линии, гибкие и пластичные, которые при пересечении складываются в определенную гармонию и, таким образом, начинают воздействовать на слушателя. К этому можно стремиться всю жизнь Достичь абсолютного совершенства невозможно. Попытка, пусть и несовершенная, приблизительная, но искренняя, сделать это на сцене как раз и дает ту самую энергетику, которая доходит до слушателя. И я работаю всегда над интонацией.

Хотя Мира Алексеевна считает, что «я всегда играю плохо». Это очень хорошо! (Смеется.) Этот тот конструктив, который заставляет думать и работать над собой. Важное качество педагога – дать каждому из учеников тот импульс, которого ему не хватает для развития. Она всегда слышит, как еще дальше и лучше шагнуть вперед. Музыкальная гибкость, длинная музыкальная мысль, отшлифованная фразировка – эти требования педагога заставляют работать над собой. Она дает новые произведения, которые никто никогда не играет, музыка, которая незаслуженно забыта, ноты, выписанные из других стран, – это приносит огромные плоды, потому что на этом материале мы все растем. Я очень счастлив, что судьба свела меня с нею. На мастер-классы Миры Алексеевны Марченко приезжают из других стран, поскольку она один из ведущих педагогов в мире. С ней мы работаем вместе уже три года. Она открыла передо мною новые горизонты. Хотелось новых знаний, качественного роста. В столице же более высокие требования, больше конкуренция, больше происходит событий. Много побудительных причин двигаться вперед. Для этого я и переехал в Москву.

Случай как проявление закономерности
 

- Ваш путь в профессию напоминает путь многих молодых и уже знаменитых музыкантов – Дмитрия Маслеева, Златы Чочиевой, того же Дениса Мацуева. Их переезд в Москву, занятия в Центральной музыкальной школы повлияли на окончательный выбор профессии. Похоже, у вас тот же сценарий. Ведь вы родом из Уфы.

- Да, родился на Урале, и до пятнадцати лет жил в Уфе. До и до этого точно не знал, кем буду: физиком-математиком или музыкантом. Так как моя семья связана с наукой, а музыкантов до меня в роду не было. Но в раннем детстве меня водили в разные кружки для развития. Так что все решил случай. Меня отвели в кружок фортепиано, и мне там понравилось. Поэтому, когда мне исполнилось шесть лет, меня отдали в музыкальную школу при колледже. Отвела бабушка. Как мне сейчас вспоминается, спел я хриплым голосом, сыграл песню «В траве сидел кузнечик». Но я почему-то понравился комиссии. А это оказалось специальная музыкальная школа при музыкальном колледже в Уфе, где есть подготовительное отделение. Безусловно, поступление в Центральную музыкальную школу Москвы определило мою будущую профессию.

- В Новосибирске идет спектакль «Пианисты». Он поставлен по одноименному роману норвежского писателя и музыканта Кетиля Бьёрнстада, классика фортепианного джаза. Главные герои – молодые пианисты, которые вступают в мир Большой музыки. И этот мир оказывается неожиданно жестким и даже жестоким. В этом мире надо бороться за свое место на музыкальном олимпе. Все эти конкурсы... это все удары по психике. Для вас происходящее сегодня – естественное вхождение в профессию? Как вы себя внутренне ощущаете рядом с коллегами? Воспринимаете ли вы их как конкурентов или как друзей? Как вы себя ощущаете на профессиональном поле?
– По-моему, у Даниила Трифонова спросили про конкуренцию. И он сказал очень правильную вещь: «Если думать о том, что надо сыграть лучше всех, как никто не сыграет, из этого ничего не выйдет! Вы сами испортите себе жизнь. Завтра придет другой и обязательно сыграет лучше». Это естественный процесс, искусство должно развиваться.

«Побеждает тот, кто играет музыку до конца»

– Вы испытываете радость на концерте, во время исполнения?
– Огромную! И когда занимаюсь, и даже когда что-то не получается. Пусть что-то не вышло, но я испытываю наслаждение от самого процесса – музыка движется дальше...  На сцене тяжело стремиться к лучшему. Это настоящий бой с самим собой. Представьте, вы выходите на сцену: одна часть вас хочет сыграть все по схеме, надежно, а другая говорит: «Ну это же не музыка! Музыка дальше...».

– Конкурсы – это же по схеме?

– Нет! Конкурс выигрывает тот, кто на сцене сам себя побеждает и играет музыку до конца. Даже если что-то пошло не так. Если хороший конкурс! Раньше я сильно волновался перед выходом на сцену. Сейчас появилось ощущение собранности, концентрации. Появляется трепет.

– Когда приходит ощущение зала?

– Я не думал об этом. Я сосредоточен на том, чтобы получилось донести до людей звук. И самые неудачные выступления, когда все получилось, сыграно хорошо, а звук не окрашен. Мой педагог серьезно этим озабочен. У меня матово звучит рояль. Это недостаток, но мы над ним работаем. Его можно победить искренним желанием, чтобы все звучало. Главная задача, о которой я постоянно думаю, чтобы меня в музыке не было. Быть только проводником, потому что на сцене я в гуще событий, где все кипит. И сконцентрированная энергетика исполнения отправляется в зал... Мы зеркало. И чем чище это зеркало, тем свет, который отражается в этом зеркале, будет чище.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.
 
Prev Next
ВНЕ сцены19/06/20
ВНЕ сцены, Новости, Как живут и что делают артисты Филармонии в перерывах между концертамиПодробнее
В режиме онлайн17/07/20
В режиме онлайн, Новости, Томская филармония с вами! Мы продолжаем наш концертный сезон в режиме онлайнПодробнее
«Да будет свет!»14/07/20
«Да будет свет!», Новости, Секреты концертного света и работы осветителей раскроет новый проект «Закулисье филармонии. Мифы и реальность»Подробнее
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ07/07/20
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ, Новости, Его называли «Моцартом киномузыки» и самым узнаваемым композитором XX векаПодробнее
Музыка о жизни после смерти07/07/20
Музыка о жизни после смерти, Новости, На концерте-открытии 75-го творческого сезона Томской филармонии впервые в Томске прозвучит знаменитое адажио Десятой симфонии Густава Малера в исполнении Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Бетховен12/05/20
Бетховен, Новости, 250 лет со дня рождения композитораПодробнее
Игра на воображаемого зрителя25/03/20
Игра на воображаемого зрителя, Новости, Томская филармония переходит на онлайн трансляции концертовПодробнее
Прирастем Сибирью20/03/20
Прирастем Сибирью, Новости, В концертном зале имени Чайковского Борис Березовский и Томский симфонический оркестр представили русскую классикуПодробнее
 ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!18/03/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!, Новости, Концерт «Сокровища Кельтов», запланированный на 18 марта в Органном зале (начало в 19.00), ОТМЕНЯЕТСЯПодробнее
Концерты марта переносятся17/03/20
Концерты марта переносятся, Новости, ВСЕ КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ, запланированные на март, переносятся на другие срокиПодробнее
Мелодии для весеннего настроения 16/03/20
Мелодии для весеннего настроения , Новости, В честь праздника женщин филармония устроила розыгрыш и демонстрацию модного авангарда от современных москвичейПодробнее
Мистика, да и только!12/03/20
Мистика, да и только!, Новости, Концерт с привкусом тайныПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!12/03/20
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Венгерский национальный балет “Szeget” отмененПодробнее
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой 11/03/20
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой , Новости, Концерт «Волшебное озеро» прошел с аншлагом в Большом концертном залеПодробнее
Вашу ручку, мадам!06/03/20
Вашу ручку, мадам!, Новости, Филармония и студия старинного и шотландского танца «Мистерия» приглашают Вас на балПодробнее
Три удовольствия в одном02/03/20
Три удовольствия в одном, Новости, Томская филармония поможет сделать 8 Марта незабываемым днёмПодробнее
Венский час с Михаилом Аркадьевым23/02/20
Венский час с Михаилом Аркадьевым, Новости, Московский дирижер и пианист предложил свое прочтение Моцарта и ГайднаПодробнее
Окопная лирика22/02/20
Окопная лирика, Новости, Сергей Зыков и «Сибирские узоры» посвятили концерт «Письма с фронта» защитникам ОтечестваПодробнее
Притяжение Италии21/02/20
Притяжение Италии, Новости, Фаузия Тажина сменила смычок на дирижерский пульт Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Дарим музыку!18/02/20
Дарим музыку!, Новости, Каждый год один и тот же вопрос: «Ну что же ему/ей подарить на 23 февраля/8 Марта?»Подробнее
Дресс-код для Вальса цветов11/02/20
Дресс-код для Вальса цветов, Новости, Купивший билет на концерт «Волшебное озеро» получает приглашение на балПодробнее
В мире вариаций08/02/20
В мире вариаций, Новости, В Томске Андрей Гугнин выпил хороший кофе и впервые сыграл Сезара ФранкаПодробнее
Детектив под куполом07/02/20
Детектив под куполом, Новости, Когда клавесин, орган и альт знакомы с дедукцией Подробнее
Концерт без фрака07/02/20
Концерт без фрака, Новости, Томский оркестр снова готовится удивлятьПодробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!05/02/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!Подробнее
Марш-бросок с волшебным посохом05/02/20
Марш-бросок с волшебным посохом, Новости, Зрители Молчановского и Кривошеинского районов посмотрели филармонический мюзиклПодробнее
Главный начинает. И выигрывает 03/02/20
Главный начинает. И выигрывает , Новости, Больше ста абонементов за два дня – таковы результаты «Ярмарки абонементов»Подробнее
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном03/02/20
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном, Новости, Творческий проект #Sonore представил слушателям камерную музыку композиторов разных стилей и эпохЗа три года своей творческой биографии коллектив музыкантов Томской филармонии, объединенный проектом #Sonore (что значит «созвучие»), подарил томичам немало шедевров великих композиторов в камерном звучании. Главная идея Андрея Чудакова – играть музыку, редко попадающую в большие концерты симфонического оркестра, оказалась весьма плодотворной. Для очередной встречи со слушателями участники ансамбля выбрали необычный повод – игру в города. Так и назвали концерт «Игра двух городов: Вена – Париж». Хотя на деле городов оказалось больше, к столицам Австрии и Франции присоединилась и столица Мексики – Мехико. Поэтому вечер 31 января в органномПодробнее
Три мировых премьеры к юбилею03/02/20
Три мировых премьеры к юбилею, Новости, Томский композитор Константин Лакин собрал аншлаг в Органном зале филармонииПодробнее
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-2131/01/20
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-21, Новости, 2 февраля  в фойе БКЗ ФИЛАРМОНИИ пройдет ПЕРВАЯ «ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ»Подробнее
Дед Мороз приходит с морозами31/01/20
Дед Мороз приходит с морозами, Новости, 31 января, 1 и 2 февраля жители трех районов Томской области увидят филармонический мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза".Подробнее
31/01/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ПЕРЕИМЕНОВАН!, Новости, Концерт 6 марта в Большом концертном зале переименован Подробнее
Музыка университетской Европы 27/01/20
Музыка университетской Европы , Новости, Томские студенты выступили в роли трубадуровПодробнее
Про любовь27/01/20
Про любовь, Новости, Первый концерт-инсталляция прошел в романтическом антуражеПодробнее
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!27/01/20
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!, Новости, Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!Подробнее
Три биса от баса21/01/20
Три биса от баса, Новости, Гарри Агаджанян и Томский симфонический оркестр с маэстро Михаилом Грановским повернули время вспять! Подробнее
Шлейф ёлочного настроения 21/01/20
Шлейф ёлочного настроения , Новости, Около 18 тысяч томичей посетили концерты Томской филармонии в новогодние каникулыПодробнее
Лица Победы14/01/20
Лица Победы, Новости, Жители Томской области могут принять участие в проекте "Лица Победы"Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!13/01/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Орган + SAX» переносится 21 марта 2020 года. Билеты и абонементы действительны.Подробнее
«Старый телевизор» поет и показывает 09/01/20
«Старый телевизор» поет и показывает , Новости, Отмечаем Старый Новый год в филармонии старыми песнямиПодробнее
Песенка для Деда Мороза06/01/20
Песенка для Деда Мороза, Новости, Песенка для Деда Мороза,Или как сказка о дружбе и взаимовыручке стала реальностьюПодробнее
Тот самый Бармалей04/01/20
Тот самый Бармалей, Новости, Веселые музыкальные приключения ансамбля «Сибирские узоры» в АфрикеПодробнее
Откуда берется зима?03/01/20
Откуда берется зима?, Новости, Новогодний мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза" – подарок юным томичам от Томской филармонииПодробнее
Работа кассы в новогодние праздники26/12/19
Работа кассы в новогодние праздники, Новости,           Дорогие друзья! Томская филармония поздравляет Вас с наступающим Новым годом и Рождеством! И сообщает о изменении режима работы касс:Подробнее
Труба, орган и немного юмора24/12/19
Труба, орган и немного юмора, Новости, Владислав Лаврик и Дмитрий Ушаков порадовали томскую публику современным сочинением французского композитораПодробнее
На елку в Кремль с «Одой к радости»21/12/19
На елку в Кремль с «Одой к радости», Новости, Пять учащихся томских школ примут участие в Рождественском концерте Детского хора РоссииПодробнее
Квест для победителей20/12/19
Квест для победителей, Новости, «Директор театра» в Мариинке, Янтарная комната в Екатерининском дворце, мумии в Эрмитаже, кровать Пушкина в Лицее и другие достопримечательности Санкт-Петербурга увидели за три дня победители конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Раритеты Востока на сцене филармонии17/12/19
Раритеты Востока на сцене филармонии, Новости, Программа «Тысяча и одна ночь» собрала все раритеты Востока в одном концертеПодробнее
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского16/12/19
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского, Новости, Известный актер театра и кино Максим Аверин прочтет сказку Гофмана в сопровождении Томского симфонического оркестраПодробнее
4 гроша на флейту для императора16/12/19
4 гроша на флейту для императора, Новости, На втором концерте абонемента «Органная классика» Фридрих II Великий предстанет как флейтист, композитор и создатель Берлинской оперыПодробнее
Музыка вернулась16/12/19
Музыка вернулась, Новости, Томский Академический симфонический оркестр первым обновил сцену отремонтированного ДК поселка СамусьПодробнее
Сигнал даст труба  Владислава Лаврика15/12/19
Сигнал даст труба Владислава Лаврика, Новости, Труба Владислава Лаврика возвестит о новогодних концертахКонцерт "Орган плюс труба" открывает череду рождественских и новогодних концертов Томской филармонииПодробнее
Иван-солдат и вся Сибирь12/12/19
Иван-солдат и вся Сибирь, Новости, Исполнением оперы Эдисона Денисова «Иван-солдат» Томская филармония завершила Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова, посвященный 90-летию со дня рождения композитораПодробнее
17 мгновений радости10/12/19
17 мгновений радости, Новости, Десять лауреатов конкурса «Дети играют с оркестром» едут в Санкт-Петербург!Подробнее
Цветы памяти03/12/19
Цветы памяти, Новости, В День воинской славы, в день, когда страна отдает дань памяти Неизвестному солдату, сотрудники Томской филармонии возложили цветы к Монументу боевой и трудовой славы томичей Подробнее
Где выгодно покупать билеты?02/12/19
Где выгодно покупать билеты?, Новости, На сайте филармонии онлайн продажи – без комиссииПодробнее
Дуэт родился! 02/12/19
Дуэт родился! , Новости, В филармонии появился новый творческий проект – фортепианный дуэт «Ad libitum»Подробнее
«Ему удавался Бетховен»30/11/19
«Ему удавался Бетховен», Новости, Завтра музыканты Томского Академического симфонического оркестра отдадут дань памяти Борису Бабенко, который был главным дирижером с 1972 по 1982 годы.Подробнее
Франк Зоннабенд: «Музыка – для того, чтобы объединять»29/11/19
Франк Зоннабенд: «Музыка – для того, чтобы объединять», Новости, Второй концерт абонемента "Музыка мира" представит музыку Германии в исполнении солиста Франка Зоннабенда и Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Только радость впереди28/11/19
Только радость впереди, Новости, Жюри выбрало победителей второго отборочного тура Областного Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Внимание! Отмена концерта!28/11/19
Внимание! Отмена концерта!, Новости, Концерт рок-группы «Танцы минус» отмененПодробнее
Оперу можно увидеть25/11/19
Оперу можно увидеть, Новости, Завтра на сцене Большого концертного зала Томской филармонии состоится премьера оперы Эдисона Денисова – «Иван-Солдат»Подробнее