bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Две премьеры под Новый год

Событием музыкальной жизни Томска стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича и Симфониетты Мечислова Вайнберга.

Помните ли вы, какой вердикт вынес товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи» после репетиции оркестра? «Коллектив большой. Народ квалифицированный. Работа проделана большая. Но у меня лично сомнений нет: это дело так не пойдет…И главный вопрос: вот эта, ваша музыка, что она дает? А надо чтоб давала…». Слова бюрократа послужили комическому ответу музыкантов. «Коллектив большой. Народ квалифицированный. Работа проделана большая». И это без всяких шуток можно было сказать о подготовке Томского Академическаого симфонического оркестра, его художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского к концерту «Дмитрий Шостакович и Мечислав Вайнберг». И все же…

- Скоро Новый год, а вы предлагаете слушать мрачную симфонию Шостановича и произведение неизвестного Вайнберга, - выразили сомнения журналисты незадолго до концерта.

- Mementomori, - тут же парировал маэстро.

Дирижер неслучайно предложил включить в программу Симфониетту №2 для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга.в дополнение к Четырнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, уже заявленной в абонементе «Terraincognita». Двух композиторов связывала не только творческая дружба, но и судьба «политически неблагонадежных членов советского общества».

Шостакович дважды подвергался публичному осуждению: сначала после статьи «Сумбур вместо музыки» в 1937 году, затем в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели, где говорилось об «антинародных, формалистических извращениях в творчестве Д. Шостаковича». Реакцией на партийное решение и стало сочинение «Антиформалистического райка» (1948-1968).

Великие трагедии ХХ века нашли свое преломление и в судьбе М. Вайнберга. Родившийся в Польше, сын еврейского композитора и создателя еврейского театра, Мечислав вынужден был бежать от фашистов в 1939 году в СССР, но и на территории страны, которая позволила завершить ему музыкальное образование в Минске, спасла в эвакуации в Ташкенте, он также подвергся репрессиям: в феврале 1953 года был арестован по «делу врачей». В тюрьме он провел 78 дней, и хотя после смерти Сталина композитора реабилитировали, но «тюремный» след в памяти и творчестве остался.

Тема политических репрессий музыкантов стала поводом объединить ее с местным краеведческим материалом. Ведь дед Дмитрия Шостаковича отбывал ссылку в Нарыме, и именно на севере нынешней Томской области родился отец композитора – Дмитрий Болеславович. Поэтому перед началом концерта слушатели, пришедшие на концерт, сначала побывали на выставке Томского областного краеведческого музея «Сибиряки вольные и невольные». Экскурс в прошлое страны и области помог совершить заведующий мемориальным музеем «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.

Однако оставим за скобками все обстоятельства, предшествующие концерту, и перейдем к афише. Из трех заявленных произведений, двум – «Антиформалистическому райку» Шостаковича и Симфониетте №2 Вайнберга – предстояло стать томскими премьерами.

Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича Томский оркестр исполнял более 30 лет назад. По сути, большинство слушателей все три сочинения слышали впервые.

«Сто горячо влюбленных»
 
Открыла концерт Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича. Музыкальный материал требовал вступительного слова. Ведущая концерта Василина Сыпченко напомнила, что творческим импульсом к сочинению Четырнадцатой симфонии для Шостаковича послужила его работа над оркестровкой «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского. Это произведение Дмитрий Дмитриевич любил и ценил. «И мне пришла мысль, что, пожалуй, некоторым «недостатком» его является… краткость: во всем цикле всего четыре номера», - процитировала ведущая концерта письмо композитора. Поэтическую формулу симфонии Дмитрий Шостакович «сочинил» весной 1969, отобрав стихи тех поэтов, которые, на его взгляд глубоко раскрывали тему смерти и одновременно утверждали силу жизни. Одиннадцать стихов Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Райнера Мария Рильке и Вильгельма Кюхельбеккера он объединил в четыре части симфонии и доверил их исполнять сопрано-соло и басу-соло. В поэтическом слове, ставшим музыкой, воплотил композитор свои многолетние размышления о жизни и смерти.

Возможно, именно тема смерти объясняет редкость обращения к этому сочинению гения ХХ века. Что уж говорить об исполнении его незадолго до Нового года! Но маэстро Грановский рискнул – и выиграл. «Одержать победу над смертью» помог солист Пермского театра Гарри Агаджанян.

Глубина, красота и мощь его баса покорили сразу, с первой части «DeProfundis». Строчки, сочиненные Лоркой «Сто горячо влюбленных сном вековым уснули», звучали в тишине Органного зала, как реквием по красоте и любви. Печально звучащая мелодия скрипок, оттеняемая глубокими голосами виолончелей, настраивала на исповедальность. И вдруг угрожающей насмешкой, но по-карнавальному скерцозно зазвучала «Малагенья» Лорки в исполнении Ирины Новиковой, солистки Новосибирского театра оперы и балета. Резкие, как удары хлыста, строчки о смерти, которая входит, выходит, но никак не уйдет из таверны, которая бродит в «ущельях гитары» заставляли скрипки, альты и виолончели нестись вскачь, поднимать вихрь атональных созвучий.

Последовавшая следом романтическая баллада о Лорелеи Гийома Аполинера раскрыла в Ирине Новиковой незаурядный дар актрисы с большой амплитудой драматизма. В ее исполнении Лорелея предстала хрупко-нежной и сильной одновременно. В споре с Епископом (Гарри Агаджанян) Лорелея Ирины Новиковой оказалась сильнее. Музыка оправдывает гибель девушки тем, что ее душа становится светом. По принципу контраста с этим диалогом звучит горько-ироничный диалог сопрано и баса в сцене «Мадам, посмотрите» того же Аполинера. Надолго в памяти остались гротескные насмешки «мадам»: «Я хохочу, хохочу над любовью, что скошена смертью». На фоне мрачной баллады «В тюрьме Сантэ» и балаганно-скоморошьей сцены «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану» возвышенно и благородно прозвучало обращение к другу Вильгельма Кюхельбеккера «О, Дельгиг, Дельвиг».

Симфония, где главной темой композитор сделал размышление о смерти, в трактовке маэстро Михаила Грановского и в исполнении оркестра оказалась наполнена светом как бы вопреки утверждению Рильке, что смерть всесильна. Потому что свет, рожденный музыкой и слиянностью голосов, вдохновлял и при этом погружал в состояние созерцательного размышления. Все в зале притихли, потрясенные мощью музыки и красотой голосов.

Вот тебе и «пыхтелки»!

 

«Неизвестный Вайнберг» оказался… Винни-Пухом, львом Бонифацием, царевичем Прошей, инженером Гариным, сразу всеми двенадцатью месяцами. Словом, с музыкой Мечислава Вайнберга мы встретились в раннем детстве, не задумываясь о том, что музыку к веселым «пыхтелкам» сочинил какой-то композитор. И даже когда смотрели увлекательные детские фильмы «Марка страны Гонделупы», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», или позже серьезные фильмы – «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Фокусник», «Татьянин день» - мы не очень интересовались, чья музыка звучит.

Сам Мечислав или Моисей Вайнберг, как его звали в Советском Союзе, не очень стремился к славе и популярности. Он просто работал: сочинил 26 симфоний, 19 концертов для струнных инструментов. А музыку для кино сочинял, чтобы жить, она его кормила.

Уже познакомившись с биографией этого удивительного музыканта, композитора, которому Провидение уготовило судьбу скитальца и странника, думаешь, может быть, когда он в музыке создавал образ мягкого, добродушного медвежонка Виини-Пуха, он вспомнила свое раннее детство, когда на отцовской нотной бумаге писал свои первые детские «опереттки» - просто ноты и музыкальные знаки, которые видел в бумагах отца… Музыка не просто с младенчества сопровождала жизнь будущего композитора, она была естественным фоном его жизни с рождения. Его отец, Самуил Вайнберг, был дирижером и директором маленького еврейского театра. Он разъезжал с труппой, давал концерты, вставал за дирижерской пульт вместе со своей скрипкой – играл и дирижировал. Иногда сам сочинял музыку к театральным представлениям…

Мечислав научился по слуху подбирать мелодии, сам научился играть на фортепиано. Талантливого самоучку заметили и помогли поступить в Варшавскую консерваторию. И возможного из Вайнберга получился бы хороший пианист с репутацией мировой звезды. У него уже было приглашение в Америку… Но оккупация Польши фашистской Германией заставила его срочно бежать в Советский Союз, на родину его отца. Судьба в лице советских пограничников сменила имя Мечислав на Моисей, но дала шанс не просто выжить, а заниматься музыкой дальше. Из всей семьи Мечислав остался в живых, остальные члены его семьи погибли в еврейском гетто. Свое первое имя композитор себе вернул спустя сорок лет, уже в 60-х, благодаря сохранившимся партитурам ранних сочинений, на которых он ставил свое имя.

Имя композитора - композитора, которого высоко ценили известные музыканты ХХ столетия, например, Дмитрий Шостакович, Мечаслав Вайнберг заработал благодаря сочинениям крупной формы. Надо сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович был для Вайнберга не только композитором, который заставил его «заново родиться», не только личностью, по отношению к которой Мечислав всегда испытывал огромный пиетет; Шостакович в полном смысле слова спас ему жизнь, когда написал письмо, когда Вайнберга арестовали.

Увы, сегодня крупные сочинения Мечислава Вайнберга звучат редко. Тем не менее маэстро Михаил Грановский с труппой Екатеринбурского музыкального театра поставил оперу «Пассажирка», где героиня на палубе встречает свою надзирательницу из концлагеря, теперь же они обе путешествуют в Америку…. Эта опера ставилась и на подмостках Мариинского театра. По словам Михаила Грановского, по силе воздействия и музыкальной структуре, он мог бы поставить «Пассажирку» рядом с «Катериной Измайловой» Дмитрия Шостаковича.

В Томске музыка Мечислава Вайнберга впервые прозвучала 15 декабря 2018 года. Симфониеттой №2 для струнного оркестра и литавр Томский Академический симфонический оркестр открыл серию концертов, посвященных грядущему столетию со дня рождения композитора. И прозвучала она неделю спустя после его 99-летия.

Глухой удар литавр – и смычки всех струнных, как пики, ощетинились. По сигналу дирижера тут же ринулись в бой. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы, будто состязаясь в беге, несли тревожную весть о надвигающейся беде… Что-то воинственное слушалось в первой части (allegro), как будто неведомая черная туча закрыла небо, заставила целые народы стронуться с места, жизнь стала зыбкой, кочевой, неуютной….

Музыковеды, исследующие творчество Вайнберга, пишут, что боль по утратам и гнев композитор выражал в своих поздних сочинениях. Особенно остро боль ощутима в теме детства, которая сопоставляется с темой гибели. Контрастное сочетание чистоты и наивности детства с трагическим восприятием мира – характерно для его поздних сочинений. Симфониетта №2 написала в 1960-м году. Шестидесятые были самым плодотворным периодом в жизни Вайнберга.

Драматически напряженная первая часть Симфониетты с ее скачущим ритмом неожиданно завершается под удары литавр, нежность и лиричность второй части (allegretto) с мягким звуком скрипок как будто рассказывает частную историю жизни человека, который оказался свидетелем исторических катаклизмов..Соло скрипки Богдана Ридного противопоставляется всей мощи музыкальной лавины, которая движется на героя, подбадриваемая ударами литавр Владимира Дорохова.

Смена настроений, как и смена событий, смена планов музыкального действия, характерных для всех четырех частей Симфониетты, маэстро Грановским были интерпретированы, как эпическое высказывание на тему трагических страниц истории ХХ века. Оркестр создал это масштабное полотно, «прописав» все мелкие нюансы детали не только на первом, но и на втором плане. И хотя в колористической гамме преобладали темные густые краски, но общее впечатление от Симфониетты осталось прозрачно-лиричным.

Балаганный ответ «формалиста»

 

… На сцену внесли трибуну, на нее водрузили графин с водой. Графин и трибуна сразу напомнили о времени, когда они были неотъемлемой частью партийных собраний. Следом хоровая капелла ТГУ заняла свое место на «станках». Подготовка к исполнению «Антиформалистического райка» напоминала смену декораций и мизансцен в театре. Когда же к трибуне стал пробираться (через ряды оркестрантов) Гарри Агаджанян в «золотой» жилетке, лохматом парике и с банным веником в портфеле, окончательно стало ясно, что концертная сцена стала сценой театральной.

В этом был свой резон. Во-первых, сатирическая кантата «Антиформалистический раёк» имеет второе жанровое определение – мини-опера. Во-вторых, само слово «раёк» указывает на театральную, более того, балаганную природу произведения. Ведь что такое раёк? Народный театр, когда раешник показывает картинки и сопровождает их шутками и сатирическими монологами на злободневную тему. Но важнее то, что в свое время Мусоргский, чью музыку Шостакович знал превосходно, написал вокальную сюиту «Раёк», представляющую собой музыкальный памфлет на музыкальных деятелей, идейных противников принципов «могучей кучки».

Дмитрий Шостакович на обвинение в «формализме» также ответил музыкой - «Антиформалистическим райком», в котором в сатирических образах «музыковеда номер один» выведен Сталин, «музыковеда номер два» - Жданов, просто «музыковеда» - Шелепин. Заметим, литературной основой кантаты послужил текст, написанный самим композитором.

Смело, невозможно смело для 1948-года – когда за меньшее могли сгноить в тюрьме или лагерях. Смелость Шостаковича – это смелость гения. Человека можно заставить публично каяться, но гения невозможно заставить писать, как хочет партия.

Правда, премьера этой сатирической вещи состоялась только в годы перестройки и не на родине композитора, а в Вашингтоне по инициативе Мстислава Ростроповича. В тот же год эта сатирическая кантата прозвучала и в Советском Союзе.

Для Томска исполнение «Антиформалистического райка» стало крупным музыкальным событием. Формула успеха сложилась из трех составляющих: самой музыки, ее интерпретации дирижером, но, прежде всего, благодаря артистизму исполнителя. Гарри Агаджанян во всех ролях – Чтеца (ведущего собрание музыкальной общественности), И.С. Единицына, А.А. Двойкина и Д,Т.Тройкина – был неподражаем. Для каждого образа он нашел и внешние характеристики, и узнаваемые интонации, подсказанные музыкой.

Единицын с трубкой в ритме «Сулико» твердил одно и то же: «Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы» и сдвинуться с этой мысли никак не мог, пока не закончилась музыка. Товарищ Двойкин в бабочке, опираясь на термины «диссонансы» и «атональность», требовал «от музыки красоты и изящества». Ему подпевало собрание музыкальной общественности, либо подхватывая кавказское словечко «Асса!». Вот тут-то и стало ясно, что бытовой вид (не в сценических костюмах) капелланов – часть задуманного сценического действия. Вся Хоровая капелла ТГУ (художественный руководитель – Виталий Сотников) замечательно исполнила роль музыкальной общественности. Тройкин в картузе с розочкой, а-ля рубаха парень из рабочей слободки под «Камаринскую» утверждал, чтобы «у нас усе должно быть, как у классиков ...». А в конце речи он пустился в присядку.

Завершилось собрание «музыкальной общественности» канканом солиста и дирижера к восторгу публики. Смех, который сопровождал речи каждого персонажа, объединил зал и публику. И этот балаганный смех дал ощущение витальной силы. Смех победил!

Текст: атьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.

 
Prev Next
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ07/07/20
ПАМЯТИ ЭННИО МОРРИКОНЕ, Новости, Его называли «Моцартом киномузыки» и самым узнаваемым композитором XX векаПодробнее
Музыка о жизни после смерти07/07/20
Музыка о жизни после смерти, Новости, На концерте-открытии 75-го творческого сезона Томской филармонии впервые в Томске прозвучит знаменитое адажио Десятой симфонии Густава Малера в исполнении Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
ВНЕ сцены19/06/20
ВНЕ сцены, Новости, Как живут и что делают артисты Филармонии в перерывах между концертамиПодробнее
В режиме онлайн25/03/20
В режиме онлайн, Новости, Томская филармония с вами! Мы продолжаем наш концертный сезон в режиме онлайнПодробнее
Бетховен12/05/20
Бетховен, Новости, 250 лет со дня рождения композитораПодробнее
Игра на воображаемого зрителя25/03/20
Игра на воображаемого зрителя, Новости, Томская филармония переходит на онлайн трансляции концертовПодробнее
Прирастем Сибирью20/03/20
Прирастем Сибирью, Новости, В концертном зале имени Чайковского Борис Березовский и Томский симфонический оркестр представили русскую классикуПодробнее
 ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!18/03/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ОТМЕНЕН!, Новости, Концерт «Сокровища Кельтов», запланированный на 18 марта в Органном зале (начало в 19.00), ОТМЕНЯЕТСЯПодробнее
Концерты марта переносятся17/03/20
Концерты марта переносятся, Новости, ВСЕ КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ, запланированные на март, переносятся на другие срокиПодробнее
Мелодии для весеннего настроения 16/03/20
Мелодии для весеннего настроения , Новости, В честь праздника женщин филармония устроила розыгрыш и демонстрацию модного авангарда от современных москвичейПодробнее
Мистика, да и только!12/03/20
Мистика, да и только!, Новости, Концерт с привкусом тайныПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!12/03/20
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Венгерский национальный балет “Szeget” отмененПодробнее
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой 11/03/20
Волшебство русской музыки. Репетиция перед Москвой , Новости, Концерт «Волшебное озеро» прошел с аншлагом в Большом концертном залеПодробнее
Вашу ручку, мадам!06/03/20
Вашу ручку, мадам!, Новости, Филармония и студия старинного и шотландского танца «Мистерия» приглашают Вас на балПодробнее
Три удовольствия в одном02/03/20
Три удовольствия в одном, Новости, Томская филармония поможет сделать 8 Марта незабываемым днёмПодробнее
Венский час с Михаилом Аркадьевым23/02/20
Венский час с Михаилом Аркадьевым, Новости, Московский дирижер и пианист предложил свое прочтение Моцарта и ГайднаПодробнее
Окопная лирика22/02/20
Окопная лирика, Новости, Сергей Зыков и «Сибирские узоры» посвятили концерт «Письма с фронта» защитникам ОтечестваПодробнее
Притяжение Италии21/02/20
Притяжение Италии, Новости, Фаузия Тажина сменила смычок на дирижерский пульт Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Дарим музыку!18/02/20
Дарим музыку!, Новости, Каждый год один и тот же вопрос: «Ну что же ему/ей подарить на 23 февраля/8 Марта?»Подробнее
Дресс-код для Вальса цветов11/02/20
Дресс-код для Вальса цветов, Новости, Купивший билет на концерт «Волшебное озеро» получает приглашение на балПодробнее
В мире вариаций08/02/20
В мире вариаций, Новости, В Томске Андрей Гугнин выпил хороший кофе и впервые сыграл Сезара ФранкаПодробнее
Детектив под куполом07/02/20
Детектив под куполом, Новости, Когда клавесин, орган и альт знакомы с дедукцией Подробнее
Концерт без фрака07/02/20
Концерт без фрака, Новости, Томский оркестр снова готовится удивлятьПодробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!05/02/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!Подробнее
Марш-бросок с волшебным посохом05/02/20
Марш-бросок с волшебным посохом, Новости, Зрители Молчановского и Кривошеинского районов посмотрели филармонический мюзиклПодробнее
Главный начинает. И выигрывает 03/02/20
Главный начинает. И выигрывает , Новости, Больше ста абонементов за два дня – таковы результаты «Ярмарки абонементов»Подробнее
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном03/02/20
В Вену – с Моцартом, в Париж – с Шопеном, Новости, Творческий проект #Sonore представил слушателям камерную музыку композиторов разных стилей и эпохЗа три года своей творческой биографии коллектив музыкантов Томской филармонии, объединенный проектом #Sonore (что значит «созвучие»), подарил томичам немало шедевров великих композиторов в камерном звучании. Главная идея Андрея Чудакова – играть музыку, редко попадающую в большие концерты симфонического оркестра, оказалась весьма плодотворной. Для очередной встречи со слушателями участники ансамбля выбрали необычный повод – игру в города. Так и назвали концерт «Игра двух городов: Вена – Париж». Хотя на деле городов оказалось больше, к столицам Австрии и Франции присоединилась и столица Мексики – Мехико. Поэтому вечер 31 января в органномПодробнее
Три мировых премьеры к юбилею03/02/20
Три мировых премьеры к юбилею, Новости, Томский композитор Константин Лакин собрал аншлаг в Органном зале филармонииПодробнее
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-2131/01/20
ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ 20-21, Новости, 2 февраля  в фойе БКЗ ФИЛАРМОНИИ пройдет ПЕРВАЯ «ЯРМАРКА АБОНЕМЕНТОВ»Подробнее
Дед Мороз приходит с морозами31/01/20
Дед Мороз приходит с морозами, Новости, 31 января, 1 и 2 февраля жители трех районов Томской области увидят филармонический мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза".Подробнее
31/01/20
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ПЕРЕИМЕНОВАН!, Новости, Концерт 6 марта в Большом концертном зале переименован Подробнее
Музыка университетской Европы 27/01/20
Музыка университетской Европы , Новости, Томские студенты выступили в роли трубадуровПодробнее
Про любовь27/01/20
Про любовь, Новости, Первый концерт-инсталляция прошел в романтическом антуражеПодробнее
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!27/01/20
Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!, Новости, Уважаемые слушатели! Название концерта изменено!Подробнее
Три биса от баса21/01/20
Три биса от баса, Новости, Гарри Агаджанян и Томский симфонический оркестр с маэстро Михаилом Грановским повернули время вспять! Подробнее
Шлейф ёлочного настроения 21/01/20
Шлейф ёлочного настроения , Новости, Около 18 тысяч томичей посетили концерты Томской филармонии в новогодние каникулыПодробнее
Лица Победы14/01/20
Лица Победы, Новости, Жители Томской области могут принять участие в проекте "Лица Победы"Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!13/01/20
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА!, Новости, Концерт «Орган + SAX» переносится 21 марта 2020 года. Билеты и абонементы действительны.Подробнее
«Старый телевизор» поет и показывает 09/01/20
«Старый телевизор» поет и показывает , Новости, Отмечаем Старый Новый год в филармонии старыми песнямиПодробнее
Песенка для Деда Мороза06/01/20
Песенка для Деда Мороза, Новости, Песенка для Деда Мороза,Или как сказка о дружбе и взаимовыручке стала реальностьюПодробнее
Тот самый Бармалей04/01/20
Тот самый Бармалей, Новости, Веселые музыкальные приключения ансамбля «Сибирские узоры» в АфрикеПодробнее
Откуда берется зима?03/01/20
Откуда берется зима?, Новости, Новогодний мюзикл "Волшебный посох Деда Мороза" – подарок юным томичам от Томской филармонииПодробнее
Работа кассы в новогодние праздники26/12/19
Работа кассы в новогодние праздники, Новости,           Дорогие друзья! Томская филармония поздравляет Вас с наступающим Новым годом и Рождеством! И сообщает о изменении режима работы касс:Подробнее
Труба, орган и немного юмора24/12/19
Труба, орган и немного юмора, Новости, Владислав Лаврик и Дмитрий Ушаков порадовали томскую публику современным сочинением французского композитораПодробнее
На елку в Кремль с «Одой к радости»21/12/19
На елку в Кремль с «Одой к радости», Новости, Пять учащихся томских школ примут участие в Рождественском концерте Детского хора РоссииПодробнее
Квест для победителей20/12/19
Квест для победителей, Новости, «Директор театра» в Мариинке, Янтарная комната в Екатерининском дворце, мумии в Эрмитаже, кровать Пушкина в Лицее и другие достопримечательности Санкт-Петербурга увидели за три дня победители конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Раритеты Востока на сцене филармонии17/12/19
Раритеты Востока на сцене филармонии, Новости, Программа «Тысяча и одна ночь» собрала все раритеты Востока в одном концертеПодробнее
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского16/12/19
Щелкунчик: фантастические сны Гофмана и Чайковского, Новости, Известный актер театра и кино Максим Аверин прочтет сказку Гофмана в сопровождении Томского симфонического оркестраПодробнее
4 гроша на флейту для императора16/12/19
4 гроша на флейту для императора, Новости, На втором концерте абонемента «Органная классика» Фридрих II Великий предстанет как флейтист, композитор и создатель Берлинской оперыПодробнее
Музыка вернулась16/12/19
Музыка вернулась, Новости, Томский Академический симфонический оркестр первым обновил сцену отремонтированного ДК поселка СамусьПодробнее
Сигнал даст труба  Владислава Лаврика15/12/19
Сигнал даст труба Владислава Лаврика, Новости, Труба Владислава Лаврика возвестит о новогодних концертахКонцерт "Орган плюс труба" открывает череду рождественских и новогодних концертов Томской филармонииПодробнее
Иван-солдат и вся Сибирь12/12/19
Иван-солдат и вся Сибирь, Новости, Исполнением оперы Эдисона Денисова «Иван-солдат» Томская филармония завершила Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова, посвященный 90-летию со дня рождения композитораПодробнее
17 мгновений радости10/12/19
17 мгновений радости, Новости, Десять лауреатов конкурса «Дети играют с оркестром» едут в Санкт-Петербург!Подробнее
Цветы памяти03/12/19
Цветы памяти, Новости, В День воинской славы, в день, когда страна отдает дань памяти Неизвестному солдату, сотрудники Томской филармонии возложили цветы к Монументу боевой и трудовой славы томичей Подробнее
Где выгодно покупать билеты?02/12/19
Где выгодно покупать билеты?, Новости, На сайте филармонии онлайн продажи – без комиссииПодробнее
Дуэт родился! 02/12/19
Дуэт родился! , Новости, В филармонии появился новый творческий проект – фортепианный дуэт «Ad libitum»Подробнее
«Ему удавался Бетховен»30/11/19
«Ему удавался Бетховен», Новости, Завтра музыканты Томского Академического симфонического оркестра отдадут дань памяти Борису Бабенко, который был главным дирижером с 1972 по 1982 годы.Подробнее
Франк Зоннабенд: «Музыка – для того, чтобы объединять»29/11/19
Франк Зоннабенд: «Музыка – для того, чтобы объединять», Новости, Второй концерт абонемента "Музыка мира" представит музыку Германии в исполнении солиста Франка Зоннабенда и Томского Академического симфонического оркестраПодробнее
Только радость впереди28/11/19
Только радость впереди, Новости, Жюри выбрало победителей второго отборочного тура Областного Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Внимание! Отмена концерта!28/11/19
Внимание! Отмена концерта!, Новости, Концерт рок-группы «Танцы минус» отмененПодробнее
Оперу можно увидеть25/11/19
Оперу можно увидеть, Новости, Завтра на сцене Большого концертного зала Томской филармонии состоится премьера оперы Эдисона Денисова – «Иван-Солдат»Подробнее
Сто километров до счастья20/11/19
Сто километров до счастья, Новости, Второй отборочный тур Областного Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» 21 ноября назовет имена финалистовПодробнее
При закрытом занавесе20/11/19
При закрытом занавесе, Новости, Томский академический симфонический оркестр 19 ноября записал музыку к новогоднему мюзиклу «Волшебный посох Деда Мороза»Подробнее
Folk-трип «Сибирских узоров» П19/11/19
Folk-трип «Сибирских узоров» П, Новости, Первый концерт филармонического абонемента «Folk and …» ансамбль «Сиберские узоры» посвятят музыкальным традициям разных народовПодробнее
Томск заражает энергией18/11/19
Томск заражает энергией, Новости, 15 -16 ноября прошел Сибирский тур XXIII Международного конкурса исполнителей русского романса.Подробнее
Сказочная музыка14/11/19
Сказочная музыка, Новости, Обладательница Гран-при конкурса Н. Паганини Алена Баева сыграет с Томским Академическим симфоническим оркестромПодробнее
На золотом крыльце сидели: царь, солдат, палач, купец…12/11/19
На золотом крыльце сидели: царь, солдат, палач, купец…, Новости, В Томской филармонии начались репетиции оперы «Иван – Солдат»Подробнее
В творчестве все на равных 12/11/19
В творчестве все на равных , Новости, Гала-концерт лауреатов областного фестиваля-конкурса детского творчества для детей-инвалидов «Слушаю, играю, танцую и рисую» вывел на сцену Большого концертного зала особенных исполнителейПодробнее
Денис Шаповалов: «До Моцарта с Россини мне еще далеко»09/11/19
Денис Шаповалов: «До Моцарта с Россини мне еще далеко», Новости, Специально для Томска Денис Шаповалов выучил Виолончельный концерт Николая Мясковского.Подробнее
Шедевры ХХ: что думали Прокофьев и Мясковский войне и русском народе? 07/11/19
Шедевры ХХ: что думали Прокофьев и Мясковский войне и русском народе? , Новости, Виолончельный концерт Николая Мясковкого Денис Шаповалов впервые исполнит в Томске вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром.Подробнее
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ПЕРЕНЕСЕН!06/11/19
ВНИМАНИЕ! КОНЦЕРТ ПЕРЕНЕСЕН!, Новости, Концерт "Нам-25!" состоится 25 ноября в Органном концертном зале филармонииПодробнее
«Ночь искусств» - с 12 до 1205/11/19
«Ночь искусств» - с 12 до 12, Новости, Томская филармония приняла участие во всероссийской акцииПодробнее
НОЧЬ ИСКУССТВ31/10/19
НОЧЬ ИСКУССТВ, Новости, В Ночь искусств встречаем «Березку» и идем на экскурсию!Подробнее
На сцене - дети безграничного таланта29/10/19
На сцене - дети безграничного таланта, Новости, Стали известны имена участников Гала-концерта фестиваля «Слушаю, играю, танцую и рисую»Подробнее
«Безымянная звезда» в гостях у кулайцев23/10/19
«Безымянная звезда» в гостях у кулайцев, Новости, Фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова» побывал в Чаинском районеПодробнее
Одной левой всех классиков23/10/19
Одной левой всех классиков, Новости, Пианист Николас МакКарти дал единственный концерт в Томске в рамках Года музыки Великобритании и РоссииПодробнее
Звук чистый, без шумов21/10/19
Звук чистый, без шумов, Новости, Первыми посетителями обновленного виртуального зала Томской филармонии стали студенты Томского государственного университетаПодробнее
Портал в мировое музыкальное пространство20/10/19
Портал в мировое музыкальное пространство, Новости, 20 октября Всероссийский виртуальный концертный зал версии 2.0 принял новых посетителейПодробнее