bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Михаил Грановский: «Слушать классику – престижно»


Томская публика и оркестр глазами московского дирижера


«Оркестр превзошел сам себя» - эту реплику слушателя после концерта 13 мая можно считать комплиментом не только Томскому Академическому симфоническому оркестру, который впервые за один вечер исполнил сочинения трех Чайковских – Петра Ильича, Бориса Александровича  и Александра Владимировича, но и дирижеру, автору программы Михаилу Грановскому. С маэстро мы беседовали за несколько часов до концерта. Может ли художественная идея объединить оркестр и публику – вопросам стратегии музыкального просветительства был посвящен наш разговор.  

«Я пленился музыкой»
 
- Казалось бы, идея объединить Чайковских лежит на поверхности. Но в Томске Вы впервые реализуете эту креативную идею.  Что стало импульсом для нее?

- Идея трех Чайковских родилась благодаря Пятой симфонии.  Оркестр попросил исполнить именно эту симфонию Петра Ильича. Называли и другое сочинение другого композитора. Но я, подумав, под Пятую Чайковского решил сделать именно такую программу. Мне кажется, что это и необычно, и интересно, и, на самом деле, правильно. Потому что надо публику знакомить с сочинениями современными, с музыкой ХХ века.

В данном случае мы показываем перспективу развития музыки, еще точнее,  историю московской композиторской школы. Вы ведь знаете, что основателем этой школы считается Петр Ильич. Борис Александрович, дядя Александра Владимировича, учился в Москве у Шебалина, Шостаковича и Мясковского,  т.е. он - композитор московской школы, как и Александр Владимирович.  К слову, я впервые соприкоснулся с творчеством Александра Владимировича и познакомился с ним лично три года назад, когда исполнил с РНО его сказку для симфонического оркестра и чтеца по Алексею Толстому «Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме».
   
Наш концерт откроет  «Фантазия на русские народные темы» Бориса Александровича Чайковского - сочинение 1950 года, в заключении первого отделения прозвучит Второй Концерт для скрипки с оркестром  Александра Владимировича Чайковского – 1997 года, то есть будет представлена музыка середины и конеца ХХ века.  Так как мы исполняем Вальс-скерцо Петра Ильича  1877 года и его Пятую симфонию 1888 года, то получается, что за один вечер охватываем целый век русской музыки.  Разве слушателю это не интересно?

- Я слышала, что Александр Владимирович знает, что Вы с Томским оркестром будете исполнять его музыку.

- Да, конечно. Он же мне любезно предоставил нотный материал.

- Вот оно как! Значит, Томск получил музыку из рук композитора! Кстати, Александр Владимирович был у нас в мае 2002 года. Он был приглашен на фестиваль «Современность и традиции», который проходил под флагом музыки Эдисона Денисова.
- Мне кажется, Александр Владимирович обрадовался тому, что будет звучать его Второй скрипичный концерт. Я знаю, что он много сейчас пишет разной музыки. И его произведения очень востребованы. И в Москве, и в других городах проходят премьеры его сочинений – в Казани, в Сочи и в Питере.

- И в Красноярске…

-  Вы знаете, что Марис Янсонс вдохновенно исполняет его сочинения.

- Но для  большинства слушателей сегодня его Второй скрипичный концерт прозвучит впервые. И кто-то откроет для себя этого композитора. Как и Бориса Чайковского, несмотря на то, что «Фантазии на русские темы» написаны в середине ХХ века. Как бы Вы могли представить музыку его, если бы Вам пришлось разговаривать со слушателем.

- Могу сказать, что Борис Александрович Чайковский – это ярчайший представитель московской композиторской школы. Композитор, который незаслуженно забыт нашими оркестрами и музыкантами. Естественно, поэтому он и забыт слушателями. В жизни он был скромным человеком, никогда не занимался самопиаром. Но музыканты его очень ценили и ценят, потому что его композиторский язык очень понятен и интересен. Те мысли, которые он вкладывал в свои сочинения,  не поверхностные, а настоящие и глубокие. Он серьезный композитор. Его в чем-то можно сравнить с Николаем Мясковским по мировосприятию, мировоззрению.

-  Музыку Бориса Чайковского можно отнести к «большому стилю»?

- Смотря что Вы подразумеваете под «большим» стилем?

- В советском искусстве середины ХХ века, и еще больше - второй половины этого века в каждой работе ощутимы размах, масштаб почти вселенский. Сюжеты, герои, замыслы – все подчинено ожиданию новой жизни, жизни с большими планами.  Послевоенная радость, духовный подъем общества нашел свое выражение не только в сюжетах, но и стилях.

- В «Фантазии на русские народные темы» Бориса Чайковского ощущается  то,  о чем Вы говорите: черты большого советского стиля присутствуют. Хотя когда он писал, ему было всего 25 лет. Но с другой стороны, насколько тонко и грамотно в этот народный эпос вплетена его фантазия. Как он преломил народные темы! Или темы, которые стилистически считаются народными, а на самом деле, это темы, которые сочинил композитор. Ведь автор использует здесь десять разных тем в трехчастной композиции! Две в начале и в конце и восемь тем в средней части.  В  Фантазии уже чувствуется большой композитор, ощущается высокое мастерство. И что еще подкупает, так это любовь к русской музыке. Ведь в этом сочинении можно услышать и «Эй, ухнем», и «Бориса Годунова» Мусоргского. Должен признаться, что об этом очень самобытном сочинении я узнал недавно, зная в целом о творчестве Бориса Чайковского. Но когда услышал, то пленился Фантазией и загорелся ее исполнить.

«А дальше начинается та самая «химия»

 
- Вы второй раз в Томске, второй раз работаете с оркестром.  И второй раз сами предлагаете концепцию программы.
- Действительно, второй раз в Томске. Приятно, что меня помнят. Подходило много музыкантов, которые работали со мной 14 лет назад. Меня приветствовали и радовались новой встрече со мной.

- Не знаю,  может ли дирижер сказать об оркестровой репетиции, как когда –то сказал режиссер Анатолий Эфрос, репетиция – любовь моя. Но случайному зрителю, к каковым я себя отношу, могло показаться, что Вы с музыкантами занимались  «художественной читкой». И Вам нравился этот процесс доведения музыкальной фразы до блеска. Так тщательно отрабатывали каждую фразу! В выразительности звучания заключалась не только воля композитора, но и выявлялся  внутренний, скрытый смысл музыкальной фразы и сочинения в целом. У меня сложилось ощущение, что в голове у Вас Фантазия и Концерт уже звучат, хотя Вы их ранее не исполняли.

-  Сольфеджио может сыграть любой оркестр. Но в сольфеджио нет музыки.  Просто ноты. За нотами многое стоит. А вот дальше начинается та самая «химия», без которой нет музыки. Если просто сыграть все ноты, это тоже неплохо, но  самое главное – это интонация. Интонация в музыке. Интонация, фразировка  – это и есть жизнь этих  нот.


«Разговаривать с оркестром без слов – это и есть воля»
 


- Наблюдая за Вами во время репетиции, я все время думала о дирижерской воле. Как известно,  воля - часть профессии дирижера. В чем для Вас заключается дирижерская воля? В умении передать оркестру точность своего замысла, своей интерпретации сочинения? Под «волей» я, прежде всего, подразумеваю идею, а не насилие над музыкантами.

- Безвольный дирижер, на мой взгляд, это вообще не дирижер. Что касается, нашей репетиции, то, Вы правы, я пытался добиться от музыкантов, чтобы они играли выразительно. Иногда в оркестрах, особенно в провинциальных, наступает период потери интереса к самой музыке, который можно выразить одним словом - «накушались». Не знаю, отчего это зависит? Но свою задачу вижу в том, чтобы они увлеклись общим замыслом, почувствовали,  что то, что они сейчас играют, это и есть музыка, их призвание, чтобы они просто вспомнили об этом. Чтобы ты вспомнил, что ты играешь Великую музыку – а именно Пятую симфонию Чайковского, которую нельзя играть без своего отношения.

- Без сердца?

- Да. Без сердца. Без того, чтобы не наполнять жизнью каждую ноту! А без этого нет музыки.  Так что я ничего «сверх» не просил, не требовал от музыкантов.  Каждый оркестр, конечно, требует к себе индивидуального подхода. Где-то можно сказать пять раз одно и то же – и оркестр все равно это не исполнит, а где-то можно сказать один раз, и все будет исполнено прекрасно.  А есть оркестры, где и слов не надо, одного взгляда достаточно. И знаешь, что по твоему жесту оркестр сыграет так, как нужно. В этом и заключается уровень оркестра и высокое мастерство каждого исполнителя.

- Вы изменили рассадку оркестра: валторны слева, литавры справа от Вас. Для Вас принципиальна такая рассадка? С чем она связана?

-  Это чуть измененная  «американская рассадка». Когда литавры сидят справа, где и контрабасы, а валторны по другую сторону. Так что я никаких открытий тут не сделал. Я предпочитаю так. Я так слышу. И считаю, что так лучше (при «американской» системе). Кстати, так сидит и Новосибирский оркестр. В Москве так мало кто сидит. В основном, по т.н. «немецкой» системе - вторые скрипки напротив первых…
- Но вернемся к теме воли. Хочется ее завершить. У кого учились волевым приемам? И когда впервые поняли, что требуется воля?

- Как Вы настойчивы! Без воли не может быть результата. Волю человек воспитывает в себе сам. И с годами просто приходит мастерство. Мне кажется, что воля у меня всегда была. В моей жизни были примеры, когда я видел знаменитых дирижеров, у которых я учился этому волевому управлению, наблюдая за их работой. Это Рикардо  Мути, Зубин  Мета. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы одним взглядом управлять оркестром. Но чаще это возможно, когда с тобой твой коллектив, с которым ты прошел какой-то этап жизни. Тогда тебе не нужно сильно размахивать руками. Достаточно просто сделать жест-символ, намек – а музыканты уже воспринимают твой посыл, понимают тебя.

- У Вас богатый опыт работы с разными коллективами, И в разном качестве. И в качестве приглашенного, и в качестве главного дирижера. Работа с прославленными коллективами, как оркестр Большого театра, что дает дирижеру? Уверенность в себе? Или строчку в биографии?
- Большой театр – это мои университеты. Общение с симфоническими оркестрами мне также многое дало. Девятый год, почти на постоянной основе, выступаю с Новосибирским Академическим симфоническим оркестром. Много сотрудничал с плетневским оркестром – РНО. В этом сезоне впервые встал за пульт БСО  Владимира Федосеева. Этот опыт для меня тоже был важным. Предложил им программу, которую они не играли ранее – были Рихард Вагнер и Рихард Штраус. И было мало времени для репетиций. Но оркестру, как я понял, было весьма интересно. И с Госоркестром не так давно выступал. Конечно, когда уровень оркестра хороший или очень хороший, то требуется все меньше слов. Там есть ансамблевая сыгранность между группами.  И квалификация музыкантов другая.

- Какой тогда интерес работать с такими оркестрами, как Томский?

- Я хочу сказать, что, несмотря на то, что в Томском оркестре имеются некоторые проблемы, в целом оркестр неплохо звучит. Есть  очень хорошие музыканты, как солисты, так и тутийные. С ними можно и нужно работать. И добиваться хорошего результата.

- Вы сейчас о возможности оркестра. А я о Вашем интересе? В чем он? Если с «хорошими и  очень хорошими» оркестрами работа в  радость и удовольствие, то, что дает работа с обычными,  с нашим оркестром?

- Радость и удовольствие, да. Вот чем меня привлекает Новосибирский оркестр, помимо его высочайшего уровня? Тем, что они всегда идут мне навстречу по программам. Я играю с ними только те программы, которые сам предлагаю.

- Как, например, Шестую симфонию Николая Мясковского…

-Да, например, сочинение Мясковского. В этом сезоне у меня там всего три программы. В ноябре исполнили двух Рихардов – Вагнера и Штрауса. Во втором отделении сыграл «Альпийскую» симфонию.  Весной - программу «Учитель и ученики», где прозвучало редко звучащее сочинение - «Из Апокалипсиса» Лядова. Затем сыграли Второй фортепианный концерт Прокофьева и Шестую симфонию Мясковского. Гениальное сочинение, которое раньше часто звучало, а сейчас редко. И, наконец,  в июне я еду на закрытие сезона. Я предложил роскошную программу «Из Нового Света». Так называется симфония Дворжака – она в первом отделении. А во втором – Гершвин, Бернстайн и  Джазовая сюита Цфасмана.

- Соединили классику с джазом?

-  А ведь это все Новый Свет, Америка…  Так что мне интересно делать свои программы. И в Томске мне тоже важно делать интересные программы. Я получаю удовольствие даже от составления программ. Очень трепетно к этому отношусь. Не просто джентльменский набор: увертюра - концерт -  симфония.  Мне интересно, чтобы в программе была какая-то внутренняя связь, какая-то идея, она может быть, порой, и неожиданной. Но что-то должно сочинения объединять,  какой-то ниточкой связывать.

«Музыка может воспитать душу»
 
- Для Вас важны отношения со слушателями? Вас огорчает неполный зал, отсутствие аншлагов?

-  В Томске странная публика. Та, что пришла, - восторженная и благодарная. Та, что не пришла… Я думаю, можно вернуть публику в концертный зал.  Другое дело, что сам зал – не совсем для симфонической музыки. БКЗ – это прокатная площадка. И думаю, публика так и воспринимает ее – как место для выступления гастролеров, причем в большей степени это эстрада, попса и т.д. Для любителей классики и гурманов – это не есть хорошо. Не всегда отвечает их запросам. Я думаю, если будет расти оркестровое качество, то народ пойдет. Публикой надо заниматься, надо серьезно поднимать реноме оркестра в городе, тогда и публика будет в зале.

- А не кроется ли причина потери интереса к серьезной музыки в изменении темпа и ритма жизни?  Мы говорим быстрее, не длинными фразами, мы мыслим в другом ритме. Сегодня романы, написанные со скоростью движения дилижанса, уже не читаются. Симфония – это большая форма. Здесь надо сесть, сосредоточиться и слушать 40-60 минут.

- Вы ставите сейчас проблему глобального характера. Это вопрос уже общей культуры. И души. Интернет не заменит людям душу. А музыка, классическая музыка, может эту душу и воспитать, и напитать. Без души человек – это недочеловек. Непонятное создание. Посмотрите на некоторые успешные примеры городов, не включая Москву и Питер: Екатеринбург, Пермь, Казань. Как им удалось повернуться лицом к академической музыке! Да, Томск меньше или значительно меньше. Но здесь важно понять: классика – это престижно, слушать классику жизненно необходимо, это полезно и целебно, интересно или просто классно (в Москве бы сказали "в тренде")!  Вот какую мысль нужно внедрять в сознание слушателя.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.




                                                                                   

 
Prev Next
Арсений Тарасевич-Николаев: «Конкурс – это необходимое зло»13/06/19
Арсений Тарасевич-Николаев: «Конкурс – это необходимое зло», Новости, Томск и Колпашево первыми услышали будущего участника конкурса имени ЧайковскогоПодробнее
Смотрите на его руки10/06/19
Смотрите на его руки, Новости, Лауреат конкурса имени Чайковского Люка Дебарг встретил в Томске горячий приемПодробнее
Так много разного джаза05/06/19
Так много разного джаза, Новости, Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр пригласил томичей отметить вместе 20-летие коллектива.Подробнее
С именем Чайковского, со всей страной05/06/19
С именем Чайковского, со всей страной, Новости, В Томске откроется фан-зона XVI Международного конкурса имени П.И. ЧайковскогоПодробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА05/06/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА, Новости, Уважаемые слушатели! Опера «Иван-солдат»Подробнее
И Петр Ильич с нами04/06/19
И Петр Ильич с нами, Новости, Лауреаты и участники конкурса Чайковского выступят перед жителями Томской области.Подробнее
«Безымянная звезда» взошла над Томской областью02/06/19
«Безымянная звезда» взошла над Томской областью, Новости, Гастроли симфонического оркестра в районах области проходят под эгидой фестиваля «Классическое лето» имени Эдисона Денисова».Подробнее
В диалоге со стихиями02/06/19
В диалоге со стихиями, Новости, Музыкальный Международный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова» представил мультимедийный проект в Органном зале.Подробнее
Единое дыхание весны31/05/19
Единое дыхание весны, Новости, Сводный хор Томской области в сопровождении ТАСО услышала Красная площадь и вся РоссияПодробнее
Соло для отважных29/05/19
Соло для отважных, Новости, Подведены итоги первого прослушивания VI Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром».Подробнее
Притяжение Востока27/05/19
Притяжение Востока, Новости, Филармонический абонемент «Сказки дядюшки органа» завершила сказка Ксении Федоровой «Калиф и Джассар».Подробнее
Молитва и «маска»27/05/19
Молитва и «маска», Новости, В рамках Всероссийской акции «Ночь в музеях» прозвучали Литургия святого Иоанна Златоуста и органная музыка на тему театраПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС!22/05/19
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС!, Новости, ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЕЙПодробнее
Первые голоса вдохновили22/05/19
Первые голоса вдохновили, Новости, Премьеру Концерта для трубы с оркестром томский композитор Константин Лакин доверил Алексею Шелесту и Михаилу Грановскому.Подробнее
За высокое профессиональное мастерство21/05/19
За высокое профессиональное мастерство, Новости, Народному артисту России Сергею Зеленкину вручили медаль «За отличие»Подробнее
Отборное 18/05/19
Отборное "зерно" звучит на разные голоса, Новости, На томской сцене впервые выступил Юношеский оркестра народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы им. А. Мурова.Подробнее
Бывают странные сближенья18/05/19
Бывают странные сближенья, Новости, Концерт «Органное Ба-Rock-Ко»  пригласил томичей на фестиваль «Летние вечера в органном зале» Подробнее
Билет на концерт – пропуск на «Ночь в музее»16/05/19
Билет на концерт – пропуск на «Ночь в музее», Новости, ВНИМАНИЕ! БОНУС ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИПодробнее
В честь Кирилла и Мефодия16/05/19
В честь Кирилла и Мефодия, Новости, 24 мая, в День славянской письменности и культуры, на площади перед Большим концертным залом выступят хоровые коллективы Томской области.Подробнее
Джаз, Бах и «Сто чертей»15/05/19
Джаз, Бах и «Сто чертей», Новости, Михаил Грановский вошел в состав жюри конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Посвящается Геннадию Рождественскому11/05/19
Посвящается Геннадию Рождественскому, Новости, Закрытие 73–го творческого сезона Томской филармонии открывает новую страницу в истории оркестраПодробнее
Молодость города берет10/05/19
Молодость города берет, Новости, Новосибирский юношеский оркестр русских народных инструментов 15 мая впервые выступит в Томске.Подробнее
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!09/05/19
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!, Новости, Торжественный концерт в Большом концертном зале филармонии собрал ветеранов и детей войныПодробнее
Лето наступило. Скинь лишнее07/05/19
Лето наступило. Скинь лишнее, Новости, Томская филармония запускает акцию «Летние вечера в органном зале - со скидкой 10 или 20%»Подробнее
За роялем вдвоем в Вологде06/05/19
За роялем вдвоем в Вологде, Новости, Солисты Томской филармонии Мария Блажевич и Павел Шинкевич стали лауреатами третьей премии во Всероссийском Открытом конкурсе фортепианных дуэтов имени Александра Бахчиева.Подробнее
Пасхальные подарки04/05/19
Пасхальные подарки, Новости, Валерий Гергиев в пятый раз привез Московский фестиваль в Томск.Подробнее
Юбиляры снаружи и изнутри30/04/19
Юбиляры снаружи и изнутри, Новости, Бернстайн, Гершвин, Пуччини, Мендельсон и Мусоргский стали ньюсмейкерами абонемента «ВСтиле» в минувшем сезоне.Подробнее
ЛАУРЕАТЫ28/04/19
ЛАУРЕАТЫ, Новости, Томского регионального этапа Всероссийского хорового фестиваляПодробнее
Праздник хорового пения27/04/19
Праздник хорового пения, Новости, Завершился региональный этап Всероссийского хорового фестиваля. Победители поедут в Новосибирск.Подробнее
1000 и одна флейта26/04/19
1000 и одна флейта, Новости, Вячеслав Змеу заворожил игрой на флейте Пана.Подробнее
Вячеслав Губанов: 24/04/19
Вячеслав Губанов: "Музыка создает настроение в фильме", Новости, Музыка кино продолжает Международный фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова».Подробнее
Онлайн-урок музыкальной литературы23/04/19
Онлайн-урок музыкальной литературы, Новости, Для учащихся музыкальных школ Томская филармония проводит открытый урок.Подробнее
Александр Постников: «В музыке ухвачено про любовь. Это главное» 23/04/19
Александр Постников: «В музыке ухвачено про любовь. Это главное» , Новости, 28 апреля последний раз в этом году «Музыкальный кинозал» открыт для всех слушателей!Подробнее
Недетские игры с оркестром18/04/19
Недетские игры с оркестром, Новости, Открыт прием заявок для участия в конкурсе «Дети играют с оркестром»Подробнее
18/04/19
Внимание! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!, Новости, Уважаемые слушатели!Концерт «Камерный вечер к юбилею Сергея Зеленкина», запланированный на 25 апреля 2015 года (Органный зал Томской филармонии, начало в 19:00), отменен в связи семейными обстоятельствами. Приносим свои извинения поклонникам творчества народного артиста С. А. Зеленкина. Возврат денег за билеты, купленные в кассах Филармонии, можно осуществить в кассах по адресу пл. Ленина, 12 а и пр. Ленина, 75.Подробнее
Есть сотый!17/04/19
Есть сотый!, Новости, 16 апреля был куплен сотый абонемент, а сегодня уже 109 человек составили свое расписание на следующий концертный сезон.Подробнее
От Моцарта до Тарнопольского16/04/19
От Моцарта до Тарнопольского, Новости, Слушатели пришли в восторг от современной классикиПодробнее
На прямом проводе 12/04/19
На прямом проводе , Новости,  Всероссийский виртуальный концертный зал открыт для романтиковПодробнее
Кто боится Эдисона Денисова?11/04/19
Кто боится Эдисона Денисова?, Новости, Как филармония готовится к фестивалю «Классическое лето имени Эдисона Денисова»: взгляд главного дирижераПодробнее
Притяжение Соляриса06/04/19
Притяжение Соляриса, Новости, Фантастическим романом Станислава Лема филармония завершила годовой цикл абонемента «Музыка и слово».Подробнее
Явление «Мессии»05/04/19
Явление «Мессии», Новости, Впервые в Томске была исполнена самая известная оратория ГенделяПодробнее
О зонтике, ветре и оркестре04/04/19
О зонтике, ветре и оркестре, Новости, Концерт «Мэри Поппинс» завершил годовой цикл филармонического абонемента «Сказки с оркестром».Подробнее
В честь 90-летия Эдисона Денисова04/04/19
В честь 90-летия Эдисона Денисова, Новости, Через 10 дней Томская филармония начинает череду концертов в рамках Международного музыкального фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова».Подробнее
Повинуясь дирижерской палочке02/04/19
Повинуясь дирижерской палочке, Новости, Со скульптурой Леонтия Усова 14 апреля сможет сфотографироваться любой слушатель концерта «Эдисон Денисов»Подробнее
Прокофьев прозвучал молодо02/04/19
Прокофьев прозвучал молодо, Новости, С Томским Академическим симфоническим оркестром впервые выступил лауреат Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева Дмитрий Юдин.Подробнее
ВНИМАНИЕ! Концерт перенесен29/03/19
ВНИМАНИЕ! Концерт перенесен, Новости, ВНИМАНИЕ! Концерт вокальный группы «VIVA» перенесен!Подробнее
Букет от губернатора29/03/19
Букет от губернатора, Новости, На Втором отраслевом собрании работников культуры Томской области работников отрасли приветствовал губернатор Сергей Жвачкин.Подробнее
Михаил Карпычев: 26/03/19
Михаил Карпычев: "Настоящий педагог - это артист", Новости, В Органном зале прошёл концерт профессора Новосибирской консерватории Михаила Карпычева Подробнее
Оркестр народный. Музыка классическая22/03/19
Оркестр народный. Музыка классическая, Новости, Томский муниципальный русский оркестр и солисты Томской филармонии сыграли вместеПодробнее
Дарить радость 21/03/19
Дарить радость , Новости, В честь профессионального праздника работников культуры прозвучит музыка Людвига ван Бетховена и Сергея ПрокофьеваПодробнее
Музыка и поэзия 20/03/19
Музыка и поэзия "от первого лица", Новости, Впервые в Томской филармонии с сольным концертом выступает доктор искусствоведения, член Союза писателей России МИХАИЛ КАРПЫЧЕВПодробнее
Музыкальные приношения юбиляру19/03/19
Музыкальные приношения юбиляру, Новости, Томская филармония начинает реализацию творческого проекта «Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова»Подробнее
Рене Гуликерс: «Я представляю свое видение музыки»12/03/19
Рене Гуликерс: «Я представляю свое видение музыки», Новости, Симфонию «божественных длиннот» Шуберта будут транслировать для жителей областиПодробнее
Хорам приготовиться!11/03/19
Хорам приготовиться!, Новости, 26-28 апреля в Томске пройдет региональный этап Всероссийского хорового фестиваляПодробнее
Классика с доставкой на дом11/03/19
Классика с доставкой на дом, Новости, 10 марта Томская областная филармония впервые провела онлайн трансляцию концерта Томского Академического симфонического оркестра для слушателей области.Подробнее
07/03/19
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!, Новости, Уважаемые слушатели! Концерт «Злата Чочиева и Михаил Дацич», запланированный на 18 апреля 2019 года в Большом концертном зале в рамках абонемента «Steinway–вечера», переименован в концерт «Злата Чочиева» в связи с изменением концертного графика З.Чочиевой. Дата, время и место концерта (БКЗ, начало в 19:00) остаются неизменными. Купленные ранее билеты и абонементы считать действительными. Уважаемые слушатели! Название концерта «JAZZ–квартет FedericaCarmenSantoro», запланированный на 24 апреля 2019 года в Большом концертном зале в рамках абонемента «Асхат Сайфуллин представляет…», изменено в связи с изменением состава артистов на концерт «JAZZ– трио SilviaMANGO». Дата, время и место концерта (БКЗ, начало вПодробнее
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!07/03/19
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!, Новости, Изменены составы исполнителей в двух концертах Подробнее
«Малонаучную фантастику» показали области01/03/19
«Малонаучную фантастику» показали области, Новости, Филармоничекий мюзикл-сказку посмотрели жители Молчаново и Кожевниково.Подробнее
Классический выбор: премьера рубрики27/02/19
Классический выбор: премьера рубрики, Новости, На сайте филармонии томские политики «агитируют за музыку»Подробнее
«Короли» были в ударе22/02/19
«Короли» были в ударе, Новости, Симфониям А. Гильмана и Й. Рейнбергера придали современное дыханиеПодробнее
Между Мефистофелем и Богом20/02/19
Между Мефистофелем и Богом, Новости, Философскую трагедию И. Гете представили Евгений Казаков и солисты филармонииПодробнее
Дон Жуан: две версии одной легенды17/02/19
Дон Жуан: две версии одной легенды, Новости, Впервые два шедевра – опера Моцарта и пьеса Пушкина – прозвучали в одном концертеПодробнее
Тимофей Владимиров: «На сцене я в гуще событий, где все кипит». 17/02/19
Тимофей Владимиров: «На сцене я в гуще событий, где все кипит». , Новости, Всероссийские филармонические сезоны открыли Томску новое имя в русском пианизмеПодробнее
Гений – имя притягательное03/02/19
Гений – имя притягательное, Новости, Публика пришла послушать редкие произведения В.А .Моцарта, несмотря на сильный мороз.Подробнее
Формируя единое концертное пространство03/02/19
Формируя единое концертное пространство, Новости, Томская филармония выпустила в продажу новые абонементы в один день с тридцатью филармониями страны.Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС ДАТЫ КОНЦЕРТА01/02/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС ДАТЫ КОНЦЕРТА, Новости, КОНЦЕРТ «ПАРАД ТАЛАНТОВ«ОКНО В МИР» ПЕРЕНЕСЁНПодробнее
Труба, знамя и дирижерская палочка30/01/19
Труба, знамя и дирижерская палочка, Новости, На здании Российской академии музыки имени Гнесиных установили мемориальную доску дирижеру Валерию ХалиловуПодробнее
Корень один – «дух»30/01/19
Корень один – «дух», Новости, Абонемент «Духовые оркестры» был создан как продолжение идей Валерия Халилова.Подробнее
От Баха до Deep Purple29/01/19
От Баха до Deep Purple, Новости, Просвещение должно быть с удовольствием. Новый формат концерта «Орган vs Ударные».Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА21/01/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА, Новости, Концерт «Гендель. Оратория «Мессия», перенесёнПодробнее
Развивая идеи Валерия Халилова21/01/19
Развивая идеи Валерия Халилова, Новости, Концерт «Духовая фантазия» объединит Сводный духовой оркестр Томской области и два детских коллектива – духовой оркестр из поселка Самуськи и детской музыкальной школы №2 Томска.Подробнее
Эбру и Рождество18/01/19
Эбру и Рождество, Новости, Рисунки Полины Лебедевой на воде изменили формат «Вертепа».Подробнее
Путешествие на север16/01/19
Путешествие на север, Новости, Снежную королеву победили под музыку Баха и ВивальдиПодробнее
Навстречу солнцу и новым слушателям16/01/19
Навстречу солнцу и новым слушателям, Новости, Более 20 тысяч томичей посетили концерты и спектакли филармонии на новогодних праздниках.Подробнее
Дарить радость людям16/01/19
Дарить радость людям, Новости, 27 декабря на сцене Кремлевского дворца выступили пять томичей в составе Детского хора России.Подробнее
Две премьеры под Новый год31/12/18
Две премьеры под Новый год, Новости, Событием музыкальной жизни Томска стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича и Симфониетты Мечислова Вайнберга.Подробнее
В тот вечер его поцеловал Господь27/12/18
В тот вечер его поцеловал Господь, Новости, Юбилей маэстро Пуччини отметили по-новогоднемуПодробнее
Прозрачная нежность Брамса и безмятежность Бетховена23/12/18
Прозрачная нежность Брамса и безмятежность Бетховена, Новости, «Steinway-вечера» познакомили томскую публику с Никитой МндоянцемПодробнее
Не музыка, а взрыв20/12/18
Не музыка, а взрыв, Новости, «Сибирские узоры»  отмечают 40 лет творческого путиПодробнее
В гости к Гергиеву20/12/18
В гости к Гергиеву, Новости, Победители губернаторского третьего и четвертого конкурсов «Дети играют с оркестром» с 14 по 17 декабря знакомились с Мариинским театром и другими достопримечательностями Петербурга.Подробнее
Итоги Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» 20/12/18
Итоги Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» , Новости, Десять лауреатов получили награды и возможность посетить Мариинский театр.Подробнее
Карнавальная ПОЛНОЧЬ18/12/18
Карнавальная ПОЛНОЧЬ, Новости, Встречаемся 29 декабря в БКЗ!Подробнее
Сатира в музыке под Новый год15/12/18
Сатира в музыке под Новый год, Новости, 15 декабря впервые в Томске прозвучат «Антиформалистический раек» Шостаковича и Симфониетта Вайнберга.Подробнее
Такой «Кармен» вы еще не видели!14/12/18
Такой «Кармен» вы еще не видели!, Новости, Слово Мериме и музыка Бизе и Щедрина сошлись в страстном поединкеПодробнее
В пятый раз с оркестром 13/12/18
В пятый раз с оркестром , Новости, Финал Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» и гала-концерт победителей состоится 19 декабря в Органном зале Томской филармонии.Подробнее
Вселенная Артемьева 09/12/18
Вселенная Артемьева , Новости, «Музыкальный кинозал» открыли музыкой Эдуарда Артемьева за неделю до его 81-го дня рождения.Подробнее
В диалоге с великими романтиками02/12/18
В диалоге с великими романтиками, Новости, Второй концерт И. Брамса исполнит лауреат Международного конкурса им. П. И Чайковского Олег ПолянскийПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА30/11/18
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА, Новости, Концерт «Я приглашаю вас на танец» ОТМЕНЁН.Подробнее
«Мой голос для тебя…»27/11/18
«Мой голос для тебя…», Новости, В семнадцатый раз Сибирская «Романсиада» собрала молодых певцов в Томске.Подробнее
Сибирь объединила20/11/18
Сибирь объединила, Новости, Ансамбль народных инструментов Томской филармонии «Сибирские узоры» и Сибирский хор (Новосибирск) дали совместный концерт.Подробнее
Итоги Сибирской 19/11/18
Итоги Сибирской "Романсиады", Новости, Подведены итоги Сибирского тура XXII Международного конкурса исполнителей русского романса "Романсида".Подробнее
Одиннадцать минут триумфа19/11/18
Одиннадцать минут триумфа, Новости, Томская филармония стала местом мировой музыкальной премьеры сочинения Алексея Чернакова «Concertando для фортепиано с оркестром».Подробнее
Оцените качество!18/11/18
Оцените качество!, Новости, Запущена анкета «Независимая оценка качества» для всех пользователей сайта Томской филармонии.Подробнее
Высоким слогом русского романса15/11/18
Высоким слогом русского романса, Новости, Более 70 вокалисов из 15 регионов будут бороться за победу в Сибирский тур XXII Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада».Подробнее
Мост в иную реальность14/11/18
Мост в иную реальность, Новости, Игру Давида Фрэ профессионалы сочли «очень русской».Подробнее
Мировая музыкальная премьера в Томске!!!09/11/18
Мировая музыкальная премьера в Томске!!!, Новости, Томский Академический симфонический оркестр впервые исполнит «Concertando» для фортепиано с оркестром Алексея ЧернаковаПодробнее
С ПОЛЛИ – РОБОКАРОМ – В ПАРИЖСКУЮ ОПЕРУ!07/11/18
С ПОЛЛИ – РОБОКАРОМ – В ПАРИЖСКУЮ ОПЕРУ!, Новости, Первая встреча в Арт – проекте «Непоседы» прошла под знаком супергероя.Подробнее
Искусство объединило 07/11/18
Искусство объединило , Новости, Для слушателей Томской филармонии «Ночь искусств» началась в полдень.Подробнее
В образе Иоганна Штрауса04/11/18
В образе Иоганна Штрауса, Новости, Маэстро Питер Гут показал, какими бывают Венские балыПодробнее