bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

«Паганини так не мучился, как я»

Юрий Башмет и «Солисты Москвы» в Томске  почтили память погибших во время теракта в Санкт-Петербурге

Томск стал первым городом в апрельском туре Юрия Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы», где был дан юбилейный концерт. В мае ансамбль, созданный выдающимся альтистом Юрием Башметом в 1992 году, отметит  25-летие со дня своего основания. В честь этой даты и было задумано грандиозное мировое турне. Этот проект поддержало Министерство культуры РФ в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны».

«…А музыка гениальная!»


Ансамбль, визитной карточкой которого являются произведения современных композиторов, как российских, так и зарубежных, в Томск привез произведения из мирового классического репертуара.  Тем не менее, каждое связанно с исполнителями какой-либо  историей. Например, Анданте кантабиле для альта и струнных П.И. Чайковского в исполнении «Солистов Москвы» было записано для  фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Или  Дивертисмент №3 В.А. Моцарта –  в истории   ансамбля есть прецедент, когда за вечер были исполнены все шесть Дивертисментов.  Юрий Башмет солировал в двух произведениях П.И. Чайковского – Ноктюрне для альта и струнных ре минор и Анданте кантабиле для альта и струнных.

В целом же программа формировалась, исходя из зрительских ожиданий. Поэтому в нее  были включены и две народные норвежские мелодии Э. Грига, и Соната №3 для струнных до мажор Дж. Россини, которые подарили ощущение светлой радости.

Но концерт открыли Арией И.С. Баха, которая не значилась в программе. Эта импровизация была вызвана трагическими обстоятельствами. Накануне концерта в Томске в Санк-Петербурге прогремели взрывы в метро. Поэтому музыканты приняли решение почтить память погибших красивой и торжественной мелодией. Тема смерти и вечные вопросы бытия неожиданно получили развитие в двух произведениях, которые прозвучали во втором отделении. Это Граве для альта и струнных Йиржи Бенды и «Смерть и девушка» Г.Шуберта – Г. Малера (переложения для альта с оркестром). Аранжированная Малером песня Шуберта считается верхом романтического репертуара.  

Последнее произведение можно отнеси к визитной карточке «Солистов Москвы».  «За него редко берутся, - объяснил на пресс-конференции Юрий Башмет. – Чтобы его осилить, надо жить в государстве, где нет профсоюзов. Оно требует столько репетиций, сколько ни один профсоюз позволить не может. А музыка гениальная».

Полька А. Шнитке, не менее гениальная и тоже из числа «визитных карточек, исполненная  на бис, прозвучала по контрасту жизнеутверждающе. Шутки композитора,  иронические усмешки, заложенные композитором в музыке, заставили слушателей  улыбаться, аплодировать и бурно выражать свой восторг, как самой Полькой, так и ее блестящим исполнением.

 «Летел, летел и  долетел»


Интерес публики  к ансамблю-юбиляру и его художественному руководителю был вызван тем обстоятельством, что Томск их не слышал 10 лет. Когда-то Юрий Башмет, тогда солист Московской филармонии,  дал в Томске в сезоне 1979/80 года и открыл для города альт как солирующий инструмент.  В первый раз Башмет приезжал с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова.  Перед концертом народный артист СССР Юрий Башмет дал пресс-конференцию, где вспоминал свой первый визит в Томск и размышлял о музыке, которую он выбирает, и которая выбирает его.

- У меня есть друг, пианист Миша Мунтян, с ним я выступаю уже много лет, на фестивалях, концертах по всему миру. И довольно часто в Японии. И вот однажды он опоздал на фестиваль в Хабаровск на три дня. Когда прилет, я спросил его: «Как долетел, Миша?». А он, заикаясь, ответил: «Знаешь, Юрик, летел, летел и не долетел», имея в виду Японию. А я летел, летел к вам и долетел.

Почему Томск возник в нашем гастрольном маршруте? У меня к Томску хорошее отношение. Хотя до этого дня только два раза был здесь. Но когда я слышу «Томск», я вспоминаю очень красивый деревянный домик, синий с белыми наличниками. Он еще есть в Томске? Это уникально, что такая красота сохранилась. Конечно, не только синий домик вспоминается.

«Выйти за рамки возможного»



- Вспоминается первый концерт, на котором я исполнил  оригинальное произведение Паганини, написанное для альта. Оно труднее любого скрипичного каприса  Дело в том, что у альта нет самой высокой Ми-струны, как на скрипке, а играть нужно именно так, будто есть, то есть выйти за рамки возможного.  Когда мы со Владимиром Спиваковым нашли эти ноты, то устроили  премьеру в России. После премьеры я эту вещь Паганини 31 раз, но  самая удачная и совершенная игра случилась в Томске. Объясню почему.

…Рейс на Томск задерживали. Вот уже глубокая ночь, а мы еще в зале ожидания.  Когда  поняли, что не успеваем на концерт, решили его «помянуть». Все нет концерта в Томск! Сидим, ужинаем. И вдруг находится какое-то спецрешение – и мы все-таки летим. Меня обуял ужас: какой концерт, мы же все выпившие?! Оказалось, что руководитель области, тогда это был Лигачев,  «решил наш вопрос». Прилетели мы в Томск с большим опозданием. На первом ряду – все правительство.  А мне вдруг стало так легко! В связи, мягко скажем, легким опьянением, нервы мои отпустило. К тому же в самолете я успел поспать. Поэтому на сцене совершенно не волновался. И это было единственный раз, когда я стопроцентно сыграл все сложности технические. Нас попросили  повторить концерт. Слушатели в Томске - очень терпеливыми.

Кстати, раз уж вспомнил это произведение, то скажу, что через много-много лет я прочел, что Паганини написал это сочинение не для обычного альта, а для альта со скрипичной струной Ми,  другими словами для пятиструнного инструмента. И сам он не мучился, как я. Истину помогло установить письмо Паганини к какому-то знакомому, у которого хранился этот инструмент. И он пишет: «Приготовь мне мою большую пятиструнную виолу, я тогда-то, буду играть».

«Я угадал со временем и местом»



-  Вы принадлежите к тем музыкантам, которые раздвигают горизонты в искусстве. Активный сольный альт связывают с вашим именем.

- Но это не значит, что до меня никто из альтистов не выступал сольно. Однако, согласен, надо было оказаться в нужное время, в нужном месте, И вот тут я угадал с временем и с местом. И это уже судьба.  Не буду отказываться и кривляться – я был первым.

Еще до создания ансамбля стало ясно, что солирующий альт  -  совершенно не занятое место в мире.  Не я так решил - искать «визитную карточку», а сама жизнь заставила подбирать репертуар.

Когда впервые в истории Италии я сыграл сольный концерт в Ла Скала с тем самым пианистом, который «не долетел». Я очень волновался, наверное, потому, что Ла Скала. Концерт прошел успешно, и меня сразу пригласили на следующий сезон. Спросили, какая будет программа. При этом предупредили: только не переложения. Нужны были оригинальные произведения для альта. Учел пожелания, и снова все прошло хорошо. В третий раз приглашают: «Приезжайте, но с новой программой». Тут уже задумался. Из хорошей музыки, подходящей для сольного концерта, набрал произведений на одно отделение, то есть половину программу. Правда, и в переложении есть яркие вещи, которые интересны для искушенной публики. Например,  Чакона Баха. Правда, это такое полу-шоу на альте.

- Но именно Чакона Иоганна Себастьяна Баха стала пропуском в большой мир музыки.  Ее исполнение принесло победу на первом конкурсе.

- Поиск и составление альтового репертуара – сложное дело. Если бы я был пианистом, то всю жизнь бы играл сонаты Бетховена, их у него 32. И для жизни музыканта этого достаточно, надо просто войти в мир Бетховена.  Но у альтиста нет такого композитора. У того же Бетховена - только одно, причем,  не самое яркое произведение  - Ноктюрн для альта. У Бокеринни тоже одна Соната для альта. У Моцарта сам ничего  не сыграешь, –только в дуэте со скрипачом или трио. У Шуберта одна гениальная  Арпеджио соната. И все.  Красивую программу, тематически выстроенную  не соберешь.  Сел и задумался.

Статистика шедевров: 1 к 10


-  Бесконечные поиски произведений для расширения сольного репертуара познакомили вас с советскими композиторами,  которые писали специально для вашего альта.  И это композиторы первого ряда - Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина…

- И Гия Канчели. Мне очень с ними повезло. Но ведь это тоже не так просто и не сразу. Так сложилось, что я сыграл Концерт для альта и оркестра моего однокурсника в Большом зале консерватории.  Поскольку он композитор, там были его педагоги и были коллеги. После этого для меня написал Андрей Эшпай . Эта была по-настоящему удача. Много писал Александр Чайковский. Потом появились шедевры, но через много лет. Кстати, тот первый Концерт я больше не играл, но он помог мне улететь на конкурс.  

Когда уже было написано около 40 произведений для меня, мы встретились с Мстиславом Ростроповичем в Милане. Он сказал, что следит за тем, что происходит в моей жизни. «Молодец. И обязательно играй все, что пишут для тебя. На каждые 10 произведений, по статистике, три профессионально  интересные, и не исключен шанс, что один будет шедевром», - сказал он тогда. И вот Ростроповича уже нет, а я все вспоминаю его слова. Уже более 50 «моих» произведений, а шедевров  действительно 1 к 10.  А для Ростроповича написано 120.

Прозорливый Бах и другие



- Солисты Москвы так же, как и я, всеядны. Можем в один вечер сыграть все  шесть Брандербургских концертов Иоганна Себастьяна Баха. Конечно, мы играем не звуком Баха, Брамса или Чайковского. Нет. Не могу сказать, что это наша визитная карточка. Потому что все шесть за один вечер – это не каждый может. Но Бах будто сам придумал это музыкальное шоу для нас.  Потому что последний Концерт – для двух солирующих альтов. Поэтом в шестом беру альт и еще играю, как солист, а не только дирижирую.

Бах оказался не единственным композитором, который прозорливо «поработал» для нашего коллектива.  Британский композитор Бенджамин Бриттен тоже постарался.  Лет десять назад мы впервые сыграли его Двойного концерта, где  звучат скрипка и альт, и в этот же вечер исполнили  «Двойной портрет», где первый  портрет - дирижерский, а второй – артистический.

Подарки от композиторов



-  Примерно три произведения в сезоне оказываются премьерными.  Одну сыграли недавно, в Италии. Сильвия Коласанти, итальянский композитор, которая для Италии то же, что для нас Альфред Шнитке, подарила мне и нашему ансамблю сложное, но замечательное произведение - "Прелюдии и Ламенто для альта и струнных". Мне приятно было получить такой подарок от нее.  

Еще один подарок получили в Болгарии. Приехали в город Руссы, где завершались гастроли. И в день приезда, то есть за два дня до концерта, мне передали ноты композитора Эмила Табакова с посвящением «Юрию  Башмету и ансамблю  «Солисты Москвы» в честь 25-летиюя». Мы посмотрели их,  и решили выучить за два дня.  Сыграть сверх программы, как подарок публике. На концерт приехал сам композитор. «Приехал – тогда сам и дирижируй», - сказал я.

Думаю, эти два произведения, итальянское и болгарское, войдут в основной репертуар ансамбля. И без них у нас были премьеры.  На фестивале в Сочи состоялась мировая премьера японского композитора, а следом и российского композитора.

Рихтер и «музыка Бендера»

- В программу вы включили Граве для альта с оркестром чешского композитора Йиржи Бенды. Обычно эта музыка звучит в память кого-то, ее играют на панихидах. Хотя тональность мажорная. Этот опус вы играли и с Евгением Кисиным, и с оркестром Валерия Гергиева. Чем он вам так дорог?
 
- Этот композитор мистическим образом связан с моей жизнью, а пьеса сыграла в моей жизни эпохальную роль.

Я играл в фойе Большого зала Московской консерватории на панихиде у настройщика, который всю жизнь проработал со Святославом Рихтером. После того, как я отыграл, ко мне подошел Святослав Теофилович, поздравил, сказал всякие хорошие слова. И вдруг: «Позвоните, пожалуйста, сегодня Ниночке Львовне».  Я позвонил . (Нина Дорлиак, жена Рихтера и выдающаяся оперная певица).  «Юрочка, берите ноты Сонаты Шостаковича и приезжайте к нам», - предлагает она.  Было десять вечера. «Можете через час?», - спрашивает меня Нина Львовна. Так первая репетиция с Рихтером началась в одиннадцать вечера. Что меня тогда удивило? То, что Граве – часть скрипичной сонаты, и что Рихтер знал почти все об этом композиторе.

В чем еще мистика? Я эту пьесу увидел в Амстердаме под проливным дождем. В ожидании такси после концерта прятался под козырьком около Концертгебау. Через пять минут обратил внимание, что за моей спиной витрина музыкального магазина. Это логично: на углу, рядом с концертным залом, музыкальный магазин. И когда я повернулся,  чтобы войти в магазин, заметил, что в витрине стоит старинный музыкальный пульт, а на нем открыты какие-то ноты. Когда внимание сфокусировалось, прочел ноты, точнее, пропел их про себя. Так я же знаю эту мелодию! Через стекло имя автора не было видно.  И потом я вспомнил… В пору моей молодости у меня была пластинка с записью одного чешского знаменитого ансамбля.  Словом, музыку знал, а чья она – нет, а тут все сомкнулось.

А чтобы посмешить вас, расскажу анекдотичный случай с тем же Бендой. Выступаю в концертном зале института имени Гнесиных. Объявлял наш номер с пианистом, который «летел,  летел и не долетел», конферансье. Он щелкнул каблучками и сказал: «Музыка Бендера». И в тишине, из зала: «А слова чьи? Дурак…»

Родной «брат» альта Моцарта

- О том, что свой альт мастера Паоло Тесторе выкупили еще в 1971 году за 1500 тысячи  рублей, заработанных, в том числе вами  за исполнение песен «Битлз» на танцах, сообщает даже  Википедия. Но как он попал к вам  в руки? И почему он «признал» вас не сразу?

- Сначала мне приснилось, что я играю на изумительном инструменте, до сих пор помню, что у него был  необыкновенный тембр. А когда утром пришел в консерваторию, мне передали записку: «Срочно позвонить профессору Борисовскому».  Когда я пришел к Вадиму Васильевичу, у которого учился, он играл на «моем» альте. Должен сказать, что Вадим Васильевич всю жизнь был сторонником больших альтов. А этот, в его понимании, был маленьким. Даже чуть меньше среднего размера. Но понравился ему он тембром. Как мне кажется, он впервые задумался над тем, что, видимо, для мощного, сочного и красивого звучания не обязательно нужен большой размер. 

Борисовский настаивал, чтобы я купил этого «итальяшку». Обещал, что всячески поможет, поручится перед людьми, которые дадут в долг деньги.  Считал, что это мой инструмент, что он мне очень подойдет, и не ошибся. Хотя должен сказать, что мой альт очень ревнив, и не сразу проявил ко мне свое расположение. А вообще я к нему отношусь, как к живому существу.

Несмотря на то, что моему альту более 250 лет, он «родной брат» скрипки Моцарта, но это современный инструмент.  И все скрипки Страдивари – тоже современные инструменты.  У скрипок, на которых играли во времена Моцарта другие струны и совершенно по-другому располагались колки на грифе. И смычки были другими. Я это не вычитал, а видел своими глазами. В Зельцбурге, в доме-музее Моцарта, хранятся его альт и скрипка. Альт – брат моего, их делал один и тот же мастер, только мой на три года младше. В музее был с другом скрипачом. Для нас сделали исключение, и мы поиграли на моцартовских инструментах. Друг мучился, а я теперь точно знаю, каким был альт у Моцарта.

«Нужна цензура»

- Вам не раз приходилось отвечать, что роман Владимира Орлова «Альтист Данилов» посвящен не вам, а прототипом героя стал альтист Большого театра Владимир Гротт.  Тем не менее, некоторые издательства помещают именно ваш портрет на обложку книги. Скажите, свою книгу «Вокзал мечты» вы написали, чтобы доказать, что альтист Башмет – не альтист Данилов. Хотя что-то демоническое есть и в вашем облике  и игре.
- Книга появилась во многом благодаря Льву Николаеву, ведущему передачу «Цивилизация» на канале «Культура». Мы вместе с ним много ездили,  в самолетах он брал у меня интервью.  Я наговаривал ему истории, он их оформлял, как главы из книги. В самолетах же я вычитывал рукопись. Редактировал страницы жестко.  Оставляя одну треть. Некоторые известные люди, особенно их жены, издают книги, к которым возникают вопросы. Зачем знать людям о том, что Свиридов плохо отзывался о Прокофьеве. Поэтому нужна цензура. Я не хотел, чтобы в моей книге была  желтизна.
 
- Свое сотрудничество с телевидением вы продолжаете в новой программе «Оркестр будущего», а нет ли мысли написать продолжение «Вокзала мечты»?

- Думаю, что смысл продолжить есть. Не все истории еще записаны.  Этой книги уже почти не встретишь в продаже, но я ее часто перечитываю. Если бы рядом был такой же человек, как Лев Николаев, то, наверное, работа над книгой бы уже давно шла. Издательство просит продолжение, а моя жизнь размазана по всему Земному шару.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк, Рубин Гайнутдинов.
 
Prev Next
24/06/17
Сезон скидок продолжается!, Новости, Томская филармония продлевает акцию "Летние вечера в органном зале - со скидкой 10 и 20 %" до 31 августа 2017 года.Подробнее
Фильм + концерт – за один вечер!17/06/17
Фильм + концерт – за один вечер!, Новости, Перед концертом Дмитрия Маслеева в 18.30 в Большом концертном зале будет показан документальный фильм «Конкурс» о лауреатах XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Подробнее
«Нам нравится «Классическое лето»17/06/17
«Нам нравится «Классическое лето», Новости, С 15 июня Томский Академический симфонический оркестр дает концерты в муниципалитетах Томской области.Подробнее
 Знаете ли вы, что такое абонемент?15/06/17
Знаете ли вы, что такое абонемент?, Новости, 13 июня прошла первая уличная акция "Абонементы 2017/18"Подробнее
Классическое лето» на полях13/06/17
Классическое лето» на полях, Новости, С 15 июня начинаются гастроли Томского Академического симфонического оркестра в Томской областиПодробнее
Филармонический прогноз 09/06/17
Филармонический прогноз , Новости, 13 июня ровно в 18.00 на трех площадках Большого концертного зала стартует акция «Абонементы 2017/2018».Подробнее
Виртуозная романтика07/06/17
Виртуозная романтика, Новости, Победитель конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев завершит абонемент Steinway-вечераПодробнее
Если ты друг – ты не раб06/06/17
Если ты друг – ты не раб, Новости, Завершился еще один филармонический абонементный цикл  – «Сказки с оркестром»Подробнее
«Наше все» и всё, всё, всё!01/06/17
«Наше все» и всё, всё, всё!, Новости, Выпускники «творческих» колледжей докажут, что летом надо слушать томскоеПодробнее
Классики – для солистов и оркестра31/05/17
Классики – для солистов и оркестра, Новости, 27 мая в Органном зале в формате Открытого концерта прошло первое отборочное прослушивание Четвертого областного Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром».Подробнее
О Родине и детстве – вместе со всей Россией29/05/17
О Родине и детстве – вместе со всей Россией, Новости, Сводный детский хор Томской области спел в честь святых Кирилла и МефодияПодробнее
ОТЛИЧНАЯ НОВОСТЬ! Билеты «похудели»29/05/17
ОТЛИЧНАЯ НОВОСТЬ! Билеты «похудели», Новости, Томская филармония продляет акцию "Летние вечера в органном зале - со скидкой 10 и 20 %"Подробнее
КУЛЬТУРНЫЙ МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ЮГОМ29/05/17
КУЛЬТУРНЫЙ МОСТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ЮГОМ, Новости, Томский оркестр впервые выступит на юге СибириПодробнее
Оркестр. Дети. Ожидается Моцарт17/05/17
Оркестр. Дети. Ожидается Моцарт, Новости, 27 мая в 18.00 в Органном зале стартует Четвертый Губернаторский конкурс "Дети играют с оркестром".Подробнее
Удовольствие  - в контрастах15/05/17
Удовольствие - в контрастах, Новости, 25 мая Томская филармония  на закрытие симфонического концертного сезона пригласила Сергея Мазаева, лидера группы «Моральный кодекс».Подробнее
Гимн Кириллу и Мефодию под Steinway12/05/17
Гимн Кириллу и Мефодию под Steinway, Новости, 24 мая, в День славянской письменности и культуры, выступит Сводный детский хор Томской области вместе с Объединенным хором Томской Духовной семинарии.Подробнее
ВНИМАНИЕ! СКИДКА!10/05/17
ВНИМАНИЕ! СКИДКА!, Новости, От 10 до 20 процентов скидки Подробнее
Встречаем лето в мае04/05/17
Встречаем лето в мае, Новости, Особое предложение от Томской филармонии: Летние вечера в Органном залеПодробнее
Томич, почувствуй ПУЛЬС ВРЕМЕНИ! 04/05/17
Томич, почувствуй ПУЛЬС ВРЕМЕНИ! , Новости, Мастер-класс БЕСПЛАТНО! 23 мая в 18.00 в фойе Большого концертного зала. За час до концерта!Подробнее
«Паганини так не мучился, как я»30/04/17
«Паганини так не мучился, как я», Новости, Юрий Башмет и «Солисты Москвы» в Томске  почтили память погибших во время теракта в Санкт-ПетербургеПодробнее
Чистые интонации25/04/17
Чистые интонации, Новости, Более 700 человек из 26 хоров Томской области приняли участие в региональном туре Всероссийского конкурса хоров.Подробнее
Музыка народная. Композиторы классические20/04/17
Музыка народная. Композиторы классические, Новости, Первый филармонический фестиваль «Звонкие струны» в лицахПодробнее
Джаз на кото, или как встретить весну по-японски18/04/17
Джаз на кото, или как встретить весну по-японски, Новости, 21 апреля на сцене БКЗ зацветет сакураПодробнее
Поем вместе с Россией17/04/17
Поем вместе с Россией, Новости, 22-23 апреля в Органном зале Томской филармонии Всероссийское хоровое общество проводит первый (региональный) этап Всероссийского хорового фестиваля 2017 года.Подробнее
Ставка - жизнь и ставка – смерть16/04/17
Ставка - жизнь и ставка – смерть, Новости, Филармонический абонемент "Стань музыкою, слово"  знакомит с шедеврами литературы и музыкиПодробнее
«В каждой музыке Бах…»01/04/17
«В каждой музыке Бах…», Новости, Шесть прелюдий и фуг Великого кантора в его день рождения исполнили Мария Блажевич и Дмитрий УшаковПодробнее
7 фактов из жизни Юрия Башмета30/03/17
7 фактов из жизни Юрия Башмета, Новости, 7 фактов из жизни Юрия БашметаПодробнее
По пути «восходящей октавы»26/03/17
По пути «восходящей октавы», Новости, Марко Букколо и Томский Академический симфонический оркестр прикоснулись к тайне МоцартаПодробнее
Месяц  «Звонких струн»21/03/17
Месяц «Звонких струн», Новости, С 25 марта по 28 апреля Томская филармония проводит Межрегиональный фестиваль народной музыки «Звонкие струны»Подробнее
Весну зазывали саксофоном 15/03/17
Весну зазывали саксофоном , Новости, В рамках абонемента «ОРГАН ПЛЮС» прошли два аншлаговых концертаПодробнее
Мир начинается с мамы10/03/17
Мир начинается с мамы, Новости, Сводный детский хор Томской области поздравил томичек с Международным женским днем!Подробнее
ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН07/03/17
ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН, Новости, Внимание! Романтический весенний концерт ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН Подробнее
Притягательный Париж02/03/17
Притягательный Париж, Новости, Органная классика. Встреча третья, предпоследняя.Подробнее
Европа на сцене БКЗ28/02/17
Европа на сцене БКЗ, Новости, Афиша марта предлагает встречу с культурными брендами мираПодробнее
Прогулки по воде25/02/17
Прогулки по воде, Новости, Томский Академический симфонический оркестр вновь работал «по руке» маэстро Илмара Лапиньша.Подробнее
Музыка для больших площадей22/02/17
Музыка для больших площадей, Новости, Накануне Дня защитника Отечества состоялась презентация Сводного Духового концертного оркестра Томской области. Подробнее
Как рождается волшебный звук20/02/17
Как рождается волшебный звук, Новости, В Томске впервые прошел концерт, на котором вместе с органом звучали звончатые гуслиПодробнее
Настроились по гобою17/02/17
Настроились по гобою, Новости, Алексей Балашов дал два концерта в Томской филармонииПодробнее
Марши, польки, вальсы – в подарок воинам16/02/17
Марши, польки, вальсы – в подарок воинам, Новости, Марши, польки, вальсы – в подарок воинамСводный духовой оркестр Томской области первый концерт даст в День защитника ОтечестваПодробнее
Если сломался зонтик, зовите музыкантов06/02/17
Если сломался зонтик, зовите музыкантов, Новости, В детские абонементы филармония приглашает настоящих непоседПодробнее
Два «короля» подарили две премьеры01/02/17
Два «короля» подарили две премьеры, Новости, Музыку европейских композиторов впервые в России исполнили томские музыкантыПодробнее
Во власти Таривердиева 01/02/17
Во власти Таривердиева , Новости, Жизнь композитора в стихах, песнях, фильмах и воспоминаниях предстала на концерте «От первого мгновенья до последнего»Подробнее
Необычные созвучия аниме30/01/17
Необычные созвучия аниме, Новости, Томская филармония продолжает знакомить с музыкой японского кинематографаПодробнее
Полет шмеля на маримбе24/01/17
Полет шмеля на маримбе, Новости, Концерт «Орган vs Ударные» вновь собрал аншлагПодробнее
Есть тройной состав!20/01/17
Есть тройной состав!, Новости, Штат Томского Академического симфонического оркестра увеличился до 77 человекПодробнее
Полвека в диалоге с композитором20/01/17
Полвека в диалоге с композитором, Новости, К своему 77-му дню рождения Константин Лакин написал симфоническую поэму «Алые паруса» и намерен услышать ее в исполнении Томского Академического симфонического оркестра.Подробнее
Концертное состязание двух «королей»17/01/17
Концертное состязание двух «королей», Новости, Две российские премьеры органных сочинений европейских композиторов состоятся в ТомскеПодробнее
Два рояля, восемь рук13/01/17
Два рояля, восемь рук, Новости, Состоялся дебют фортепианного квартета на филармонической сценеПодробнее
Скрипка Виктора Королева 10/01/17
Скрипка Виктора Королева , Новости, 15 января в Органном зале филармонии пройдет вечер памяти мастераПодробнее
2 х 2 = 100, или музыкальный парадокс07/01/17
2 х 2 = 100, или музыкальный парадокс, Новости, На рояле в восемь рук - явление в искусстве редкое. Это счастье можно увидеть 9 января в Органном залеПодробнее
Мистерия рока в Органном зале05/01/17
Мистерия рока в Органном зале, Новости, Новый год филармония начала с аншлаговых концертовПодробнее
Путешествие как награда31/12/16
Путешествие как награда, Новости, Лауреаты конкурса  «Дети играют с оркестром» познакомились с Мариинским театром со всех сторонПодробнее
Родина слышит! Родина знает…28/12/16
Родина слышит! Родина знает…, Новости, Десять томских исполнителей в составе Сводного детского хора России приняли участие в концерте-реквиеме в память жертв авиакатастрофыПодробнее
Непрерывное звучание 27/12/16
Непрерывное звучание , Новости, Гран-при Третьего Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» улетел в СтрежевойПодробнее
О кинематографе высоким слогом русского романса 12/12/16
О кинематографе высоким слогом русского романса , Новости, Итоги Года кино подвели на сцене Томской филармонии Подробнее
Музыка ночи11/12/16
Музыка ночи, Новости, Ирландский пианист  Майкл О'Рурк даст всего два концерта в России, один из них в ТомскеПодробнее
Следствие ведет ВАРГАФТИК10/12/16
Следствие ведет ВАРГАФТИК, Новости, Новый филармонический абонемент "Азбука оркестра" стартует завтра, 11 декабря.Подробнее
Заявка на будущее01/12/16
Заявка на будущее, Новости, Стартовал Третий губернаторский конкурс «Дети играют с оркестром»Подробнее
Камертон Руси30/11/16
Камертон Руси, Новости, Об оперном жанре на сцене Томской филармонии размышляли композитор, дирижер, директор и худрукПодробнее
Мировая премьера в Томске25/11/16
Мировая премьера в Томске, Новости, 29 ноября на сцене Большого концертного зала состоится генеральная репетиция оперы О. Проститова «Ермак», премьера которой намечена на 30 ноября.Подробнее
Романс стал неотъемлемой частью Томска21/11/16
Романс стал неотъемлемой частью Томска, Новости, Финалисты сибирского тура ХХ международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсида» выступили 19-20 ноября на сцене Томской филармонииПодробнее
Танцы с Бахом13/11/16
Танцы с Бахом, Новости, Третий концерт фестиваля «Королевский прием» был полон сюрпризовПодробнее
Ермак Тимофеевич готовится покорить Томск10/11/16
Ермак Тимофеевич готовится покорить Томск, Новости, Мировоя премьера оперы «Ермак» завершит юбилейные мероприятия в честь 70-летия Томской филармонииПодробнее
Орган не терпит лжи08/11/16
Орган не терпит лжи, Новости, На «Королевском приеме» побывал доцент Московской консерватории Константин ВолостновПодробнее
Искусство объединяет 07/11/16
Искусство объединяет , Новости, Томская филармония вместе с областным краеведческим музеем подарила городу киномузыкальную ночьПодробнее
Добро пожаловать на 30/10/16
Добро пожаловать на "Королевский прием", Новости, Лауреат международных конкурсов Антонио ди Дедда открыл фестиваль органной музыки в ТомскеПодробнее
Искусство петь вместе17/10/16
Искусство петь вместе, Новости, 1 ноября состоится концерт – презентация Сводного детского хора Томской областиПодробнее
Королевский прием: Томскому органу 35!14/10/16
Королевский прием: Томскому органу 35!, Новости, C 26 октября по 2 декабря 2016 года томск отмечает День рождения органа! Присоединяйтесь!Подробнее
За концерт - пять с плюсом14/10/16
За концерт - пять с плюсом, Новости, Пять причин, почему нельзя  пропустить уникальный концерт 15 октября в Органном залеПодробнее
Королевское предложение12/10/16
Королевское предложение, Новости, 35-летие томского органа отметят на фестивале Подробнее
Огонь «Новых имен» зажгли в Томске! 09/10/16
Огонь «Новых имен» зажгли в Томске! , Новости, Томск впервые принял у себя фестиваль «Денис Мацуев и его друзья»Подробнее
Играем классиков06/10/16
Играем классиков, Новости, С 5 по 7 октября в Томске проходит фестиваль «Денис Мацуев и его друзья». Подробнее
С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЕМ МУЗЫКИ! 01/10/16
С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЕМ МУЗЫКИ! , Новости, 1 октября мир отмечает Международный день музыки! Впервые мир стал отмечать 1 октября как День музыки в 1975 году по инициативе ЮНЕСКО. Сегодня нам особо приятно поздравить всех любителей музыки, профессиональных музыкантов и друзей филармонии с этим праздником,потому что он совпал с юбилейным годом рождения Дмитрия ШОСТАКОВИЧА,инициатора этой прекрасной идеи. Желаем, чтобы вас всегда в жизни сопровождала хорошая, профессиональная музыка. И Томская филармония с радостью готова помочь в этом.Подробнее
Что общего между «Сибирскими узорами» и окариной? 30/09/16
Что общего между «Сибирскими узорами» и окариной? , Новости, Томский мастер Наталья Беспалова во время концерта покажет, как изготавливается окаринаПодробнее
Чудеса да и только!25/09/16
Чудеса да и только!, Новости, Филармония познакомила юных томичей с волшебством музыки и словаПодробнее
РОМАНСИАДА ОБЪЯВЛЯЕТ СБОР23/09/16
РОМАНСИАДА ОБЪЯВЛЯЕТ СБОР, Новости, С 19 по 20 ноября 2016 года в Томске пройдет Сибирский тур XX Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада».Подробнее
Шостаковичу  посвящается 21/09/16
Шостаковичу посвящается , Новости, 25 сентября весь мир отметит 110 лет со дня рождения классика ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.Подробнее
Берлиоз и другие 500 на выбор21/09/16
Берлиоз и другие 500 на выбор, Новости, Новый концертный сезон открыли по-европейскиПодробнее
Королевские игры на сцене19/09/16
Королевские игры на сцене, Новости, Новый сезон в Органном зале открыли диалогом органа и трубыПодробнее
Ермака нашли в Новосибирске13/09/16
Ермака нашли в Новосибирске, Новости, Томская филармония познакомилась с претендентом на главную партию в опере «Ермак»Подробнее
Искусство в режиме он-лайн12/09/16
Искусство в режиме он-лайн, Новости, Томская филармония открыла новый концертный сезон в виртуальном залеПодробнее
Город подумал: концерты дают!12/09/16
Город подумал: концерты дают!, Новости, Со 2 по 7 сентября с крыши и ступенек Большого концертного зала звучало музыкальное приветствие ТомскуПодробнее
Солисты против оркестра05/09/16
Солисты против оркестра, Новости, 8 сентября завершается филармонический фестиваль «Летние вечера в органном зале» симфоническим концертом «SOLO vs Оркестр». Подробнее
Касса Органного зала работает с 09.00 до 20:3002/09/16
Касса Органного зала работает с 09.00 до 20:30, Новости, По многочисленным просьбам слушателей!Подробнее
Город, слушай!02/09/16
Город, слушай!, Новости, Трубач Алексей Шелест приветствует Томск с крыши Большого концертного залаПодробнее
Мотор! Хлопушка! Музыка!28/08/16
Мотор! Хлопушка! Музыка!, Новости, Симфонический open air в музейном саду дал старт акции «Ночь кино» в ТомскеПодробнее
ТРУБАЧ НА КРЫШЕ26/08/16
ТРУБАЧ НА КРЫШЕ, Новости, Алексей ШЕЛЕСТ будет провожать лето на крыше Большого концертного зала Филармонии каждое утро в 9.50 со 2 по 8 сентября.Подробнее
ЮРИЙ БАШМЕТ в прямом эфире 25/08/16
ЮРИЙ БАШМЕТ в прямом эфире , Новости, ЮРИЙ БАШМЕТ в виртуальном зале Томской филармонииПодробнее
Почему был наказан Берлиоз?18/08/16
Почему был наказан Берлиоз?, Новости, Несколько слов о мистике "Фантастической симфонии" М. Равеля и романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"Подробнее
Симфонический open air16/08/16
Симфонический open air, Новости, В День российского кино филармония и краеведческий музей приглашают томичей в музыкальный садПодробнее
Фантастическая любовь. Признание в музыке16/08/16
Фантастическая любовь. Признание в музыке, Новости, 71-й концертный сезон Томская филармония открывает симфонией о «вулканической» страсти Гектора БерлиозаПодробнее
Подарок дядюшки РАВЕЛЯ 13/08/16
Подарок дядюшки РАВЕЛЯ , Новости, Сказочная мелодия прозвучит в Томске в интерпретации дирижера из НидерландовПодробнее
УТРОМ СТУЛЬЯ – ВЕЧЕРОМ КОНЦЕРТ02/08/16
УТРОМ СТУЛЬЯ – ВЕЧЕРОМ КОНЦЕРТ, Новости, Органный зал 25 августа встретит слушателей в обновленном видеОколо 400 метров велюра потребовалось для перетяжки 311 кресел в Органном зале. Изменился не только цвет (вместо «кофе с молоком» - «лаванда»), но и «потребительские качества» сидений. Благодаря новому поролону, они стали мягче и удобнее. Последний раз такая процедура проводилась в 2004 году, когда зал готовился встретить слушателей после капитального ремонта. Сейчас в Органном заде также ведутся ремонтные работы – рабочие белят стены и потолки, проверяют отопительную систему, уже отмыты люстры. Новый концертный сезон, который открывается уже 25 августа, старейший зал Томской филармонии встретит в обновленном виде. Текст: Татьяна ВЕСНИНА.Подробнее
Всему начало – музыка01/08/16
Всему начало – музыка, Новости, Филармония подготовила для школьников семь музыкально-просветительских проектовПодробнее
ЖЕМЧУГА и ЗЕРКАЛО16/07/16
ЖЕМЧУГА и ЗЕРКАЛО, Новости, были найдены на сцене органного зала филармонииПодробнее
Эхо прошедшей войны23/06/16
Эхо прошедшей войны, Новости, Томский Академический симфонический оркестр и солисты Томской филармонии посвятили концерт ветеранам Великой Отечественной войны и памяти павшим на ее фронтах музыкантамПодробнее
Sunset с Рафаэлем14/06/16
Sunset с Рафаэлем, Новости, Филармония ищет нового слушателяПодробнее
Под музыку Поля Мориа: воспоминания, путешествие, фантазии12/06/16
Под музыку Поля Мориа: воспоминания, путешествие, фантазии, Новости, 8 июня с огромным успехом прошли вечерний и «ночной» концерты в Оргранном залеПодробнее
Князев закрыл, Мацуев откроет12/06/16
Князев закрыл, Мацуев откроет, Новости, Томская филармония подводит итоги 70-го сезонаПодробнее