bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Орган LIVE. ТРИ «Р» XIX ВЕКА
organ live2 web 12.07

12 ИЮЛЯ | 19:00 | ОНЛАЙН-трансляция из Органного зала Филармонии

Орган LIVE
Мини-концерт и чат в прямом эфире

ТРИ «Р» XIX ВЕКА

Онлайн-концерт будет доступен до 12:00 часов следующего дня

Исполнители:
Дмитрий УШАКОВ, орган


В программе:
Й. Рейнбергер. Соната №11 ре минор в 4-х частях:
I. Allegro agitato
II. Cantilena
III. Intermezzo
IV. Fuge
А.Г. Риттер. Соната №1 ре минор, ор. 11
М. Регер. Токката и фуга ре минор – Ре мажор, ор. 59

Творчество трех композиторов XIX века, создававших и укреплявших славу немецкого романтизма в органной музыке, штатный органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков зашифровал в названии концерта одной буквой.

Действительно, фамилии превосходных органистов, сочинявших музыку для короля инструментов, начинаются с буквы «Р» – Риттер, Рейнбергер, Реггер. Их сочинения звучали ранее в Органном зале Томской филармонии. Но, зарифмовав их в одной программе, Дмитрий Ушаков покажет характерные черты, присущие музыкальному немецкому романтизму. Впрочем, концерт будет построен не только на принципе схожести, как формальной, так и содержательной.  Тайна буквы «Р» будет раскрыта на примере каждой биографии. Ведь имена этих композиторов известны только узкому кругу исполнителей и любителей органной музыки.

Самый старший из трех романтиков – Август Готтфрид Риттер – родился 25 августа 1811 года в Эрфурте, старинном университетском городе, столице Тюрингии. «Много писал для органа», - сообщал о нем знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона. Однако не только писал, но и собирал, и изучал органную музыку. В 1884 году вышел его музыковедческий труд «К истории органного исполнительства, преимущественно в Германии, с XIV до начала XVIII вв.». В концерте прозвучит одна из четырех известных его сонат. К слову, наряду с Ф. Мендельсоном А. Г. Риттер считается создателем сонатного жанра в органной музыке. Земную жизнь композитор закончил 26 августа 1885 года в одном из духовных центров немецкого романтизма – в Магдебурге, где служил в кафедральном соборе более 40 лет.

Йозеф Габриэль Райнбергер родился в Лихтенштейне, в семье казначея принца Лихтенштейского 17 марта 1839 года. Его музыкальный дар проявился очень рано – в семь лет он уже служил органистом в приходской церкви Вадуца, столице Лихтенштейна. А в восемь лет уже исполнил свое первое сочинение. Окончив Мюнхенскую консерваторию, остался там профессором по классу фортепиано, преподавал и композицию. Его увлекала не только музыка, но также живопись и литература. Как композитор он был весьма плодовит. Писал в разных жанрах и для разных инструментов, оркестра. Но в истории музыки остался как создатель сложных органных композиций. Райнбергер умер в 1901 году в Мюнхене, но  его могила была разрушена во время Второй мировой войны, а его останки были перевезены в его родной город Вадуц в 1950 году.

Реггера называют символ эпохи, мост между столетиями – XIX и XX. Несмотря на недолгую творческую жизнь Макс Реггер оставил по себе добрую славу композитора, пианиста, органиста, дирижера, педагога и теоретика. Начав как последователь Вагнера, он в дальнейшем своем творчестве уходил от реформатора оперы и пришел к гармониям И. С. Баха.  Родился Макс Реггер 19 марта 1873 года в Баварии в семье сельского учителя. Учился в Висбаденской консерватории у нескольких профессоров. Затем преподавал теорию музыки, игру на фортепиано и органе. Пережив нервный срыв, вернулся в родной дом, вел затворническую жизнь. Но в 1901 вернулся к творчеству, переехав в Мюнхен. Здесь началось его восхождение к славе. Он давал концерты, создал огромное число произведений для органа и голоса. Часто выступал как дирижер и пианист за пределами Германии, в том числе и в России. С 1907 года жил в Лейпциге, преподавал в консерватории. По дороге на лекции в 1916 году умер от инфаркта. Регер всей своей жизнью, системой воспитания был связан с национальными традициями — их высоким этносом, культом профессионального ремесла, интересом к органной, камерно-инструментальной и хоровой музыке.

В исполнении Дмитрия Ушакова прозвучат самые известные произведения Риттера, Рейнбергера и Реггера, которые можно назвать музыкальными автопортретами.



Возможны изменения