bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Николай Луганский

Народный артист России
Николай ЛУГАНСКИЙ
фортепиано

Российская музыкальная школа традиционно имеет множество отличий от европейской, и еще в большей степени от азиатской, массово порождающей «бездушно-техничных виртуозов».

Еще полвека назад аскетичный и гениальный пианист Артуро Микеланджели заметил, что «там, на востоке Европы», еще не забыли об истинной, духовной составляющей музыки.

За минувшие полстолетия изменилось многое: в России тоже появилось немало техничных музыкантов, которым не хватает искры божьей, однако остались и те, кто сохраняет традиции, стиль и манеру исполнения, свойственную российской школе еще со времен Рахманинова, Чайковского, Горовица.

Один из таких вдохновенных, интеллигентных исполнителей – пианист Николай Луганский, уже сумевший завоевать себе место на мировом музыкальном олимпе.

«Типичный представитель МГК» – это сравнение, наверное, должно звучать как попытка оскорбить «представителя», на деле же является отличным комплиментом.

Московская консерватория выпустила в мир невероятное количество виртуозов, сумевших стать ценностью для всей земли. В рядах выдающихся выпускников этого замечательного учебного заведения числится и Николай Луганский.

Его игра, минуя темные закоулки излишнего увлечения «механической техничностью», сумела вобрать все лучшее, что могли предложить центральная музыкальная школа и консерватория в Москве.

Этот вдохновенный интерпретатор, обладая блестящей техникой игры, обладает ныне редким даром творчески подходить к материалу, один из немногих, он способен явить на свет искру божью в произведениях Бетховена, явить редкое «инферальное звучание» Моцарта, сыграть любой достойный материал так, чтобы пресыщенный зритель вновь открыл для себя тысячи раз «обсосанные» мелодии в совершенно ином воплощении.

Сейчас в России немало профессионалов, способных показать высокий класс: Володин, Коробейников, Юрий Богданов – каждый из них имеет неповторимый стиль и глубокое, сильное звучание. Однако, ни в чем не уступая именитым коллегам, Луганский остается уникальным явлением в российской музыке.

Играть классику можно по-разному: каждая школа – французская, немецкая, итальянская – предлагает собственное решение высоких задач уникального звучания.

Но любой истинно виртуозный пианист «создает свою классику», что и свидетельствует о гениальности. Николая Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом», затем также сравнивали с Альфредом Корто.

Луганского еще на заре его музыкальной карьеры называли «рихтеровским пианистом»

Причины этих сравнений несложно понять: Корто, страдая «провалами в памяти» и некоторой «нестройностью» техники, играл так, что недостатки становились всего лишь особенностями стиля вдохновенного интерпретатора, способного «заново сочинять классику».

«Строптивец» Святослав Рихтер, образец нестандартного российского пианизма, всегда оставался вне рамок и шаблонов, рождая звучание классики завораживающее, мощное, ни на что не похожее. Николай Луганский имеет немало общего с именитыми предшественниками: он играет легко, сильно, при этом умудряясь совмещать высочайшее совершенство техники с духовным звучанием, раскрывая тонкую интеллигентность классических произведений.

Как и предшественники, Луганский играет ради музыки; его выступление это момент творения, в котором зал, аудитория и пианист становятся единым целым, ведомые волнами музыки к осознанию некоего высшего совершенства.

«Если раньше человек жил для того, чтобы что-то давать, то сейчас он даже на биологическом уровне приучен к тому, чтобы получать. Если человек идет на концерт, чтобы что-то получить, расслабиться и успокоиться, то это плохой слушатель. Хороший – идет, чтобы вместе с исполнителем создать что-то высокое и значительное. Человек должен работать над собой, совершать усилие, чтобы приобщаться к высочайшим проявлениям человеческого духа. А зачастую современный слушатель уверен в обратном: он заплатил деньги и за это должен что-то получить. Но в любом зале я чувствую людей, которые отдают себя вместе с исполнителем», – говорит на этот счет сам исполнитель, всегда находя в зале нужный отклик.

Луганский сейчас – это шанс услышать эмоционального мастера, прийти на концерт и вновь насладиться игрой, которую можно было услышать от Корто, Фишера, Микеланджели, шанс снова «живо» соприкоснуться с классикой, которая, казалось, ушла в прошлое со смертью знаменитых виртуозов.


Николай Луганский родился 26 апреля 1972 года в Москве, его родители были научными сотрудниками, далекими от музыки, но сумевшими вовремя разглядеть потенциал сына (схожими были в этом плане судьбы Юрия Богданова и Андрея Коробейникова – других современных российских виртуозов).

Первым учителем Луганского был сосед по даче – пианист и композитор, к которому юноша с пяти лет бегал учиться музыке, проявляя особенности вундеркинда в умении сыграть Баха или Бетховена на слух. Можно сказать, что с юных лет призвание пришло к Луганскому, точно и наверняка избрав его для карьеры пианиста.

Серьезное начальное музыкальное образование Луганский получил у знаменитой преподавательницы Т. Е. Кестнер в Центральной музыкальной школе. В руках у этой «вдохновенной» и «яркой» женщины талант юного виртуоза сумел раскрыться в полной мере. Среди других именитых учеников Кестнер можно выделить Андрея Гаврилова и Николая Петрова.

К 1995 году Луганский с успехом заканчивает Московскую консерваторию, в которой ему преподавали Татьяна Николаева и Сергей Доренский, учителя, с которыми затем оказалась тесно связана жизнь Николая. Под руководством Доренского Луганский затем закончил ассистентуру-стажировку и начал преподавать в консерватории с 1998 года под руководством профессора.

Первым успехом для Луганского стала победа на I Всесоюзном конкурсе юных музыкантов в Тбилиси, за которой последовали малые и большие триумфы в различных российских и международных конкурсах. В том числе второе место на десятом конкурсе имени Чайковского (формально высшая оценка этого состязания, поскольку первая премия в том году присуждена не была).

Одним из крупнейших триумфов Луганского стала английская премия Теренса Джадда как самому многообещающему пианисту молодого поколения. Также он был назван лучшим солистом 2001–2002 гг. по версии газеты «Музыкальное обозрение».

Ныне Луганский является солистом Московской филармонии, преподает в Московской консерватории, в 2013 году он был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации». Ежегодно Николай Луганский дает огромное количество концертов, участвует в престижных музыкальных конкурсах и фестивалях, выступает в знаменитых концертных залах как в России, так и за рубежом.

У Николая Луганского есть жена Лада и трое детей, помимо музыки он увлекается шахматами, является мастером спорта в этой дисциплине.

Концерты Николая Луганского – это реальный шанс увидеть и услышать классику так, как она исполнялась старинными мастерами, прикоснуться к истинно духовному звучанию музыки. А многочисленные, удостоенные пристального внимания и различных наград записи Луганского – это шанс услышать у себя дома, как звучит истинная, чистая российская классика.