bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Долой предрассудки!
promoe_web.jpg

Долой предрассудки!
«Времена года» Вивальди оркестр сыграл без дирижера. Это один из сюрпризов абонемента «Классика без предрассудков».

Название старое, а содержание новое. Решительно новое, иное, не похожее на то, что было ранее. Об этом незамедлительно заявил концертмейстер симфонического оркестра Семен Промое, приветствуя публику в Большом концертном зале, пришедшую на первый концерт абонемента «Классика без предрассудков».

– Долой предрассудки! В этом абонементе мы выступаем без дирижера – провозгласил он.

Не только без дирижера, но и без музыковеда. Собственно, именно в этом и заключается принципиальная новизна концертов из цикла «Классика без предрассудков» в этом сезоне. Музыканты Томского симфонического оркестра сами будут знакомить публику с шедеврами классической музыки.

– Руки дирижера уже не помогут нам выстроить баланс в оркестре. Дирижерская палочка не будет указывать музыканту – когда нужно играть. Все оркестранты должны быть предельно внимательными, чуткими друг к другу, хорошо знать свою партию, и хорошо знать партию других инструментов и прекрасно ориентироваться в партии солиста, – продолжал Семен Промое, которому как раз и предстояло выступить в качестве солиста в концерте «Времена года Вивальди. Четыре концерта для скрипки с оркестром».

С миссией музыковеда, ведущего концерт, Семен Промое так же справился блестяще. Точно воздушный гимнаст, он ловко и уверенно прошел по тонкой проволоке провокационных вопросов, которые сам себе и задал от лица музыкальных неофитов: зачем нужен дирижер, если есть ноты? И чему учат в школах, колледжах, консерваториях, если оркестр не может играть без дирижера? Или: за что дирижеры получают гонорар? Ведь они не играют ни на каком инструменте?

Такой риторический прием позволил ведущему не отвечать на вопросы, а предоставить публике право самой найти правильные ответы на все «зачем» и «почему» в исполнительском мастерстве музыкантов. Зато он (прием) подвел слушателей к истории вопроса о дирижерах. И вновь ведущий как отдал «пас» зрителям.

– Я уверен, – сказал Семен Промое, – что в зале найдутся достаточно осведомленные слушатели, которые скажут, что еще в эпоху барокко и самого Вивальди камерные оркестры выступали без дирижера. Это так. Но в то время очень часто сам композитор садился за клавесин и дирижировал оркестром, играя на клавесине. В его партии были аккорды, сильные доли, явно выраженная линия баса и по его музыке ориентировались музыканты. И там, где нужно, маэстро телом, а где-то руками показывал необходимую динамику или вступление инструментов. Отчасти функции дирижера на себя возьмет солист.

К сказанному можно было бы добавить, что к таким экспериментам (выступлению оркестра без дирижера) Томский симфонический оркестр уже обращался и не раз, и что сама профессия дирижера за полтора века пережила шесть революций, и что самым знаменитым оркестром без дирижера был созданный при Московской консерватории в 1922 году Персимфанс – Первый симфонический ансамбль.

Именно на то, что оркестр без дирижера превращается в ансамбль, обратил внимание слушателей и Семен Промое. Тем более вечером 17 октября на сцену Большого концертного зала вышел не весь симфонический оркестр, а только струнная группа, да и та не в полном составе. Ведь Антонио Вивальди, как известно, писал этот цикл концертов для струнного камерного оркестра.

До того, как зазвучала музыка, которая без преувеличения, знакома всем, даже не любителям классической музыки, Семен Промое очень деликатно, но совершенно точно дал подсказки, как надо слушать и воспринимать «Времена года» Вивальди, написанные триста лет назад.

– На рубеже ХХ и XXI веков это сочинение обретает новую жизнь, новое дыхание благодаря направлению «классический кроссовер». Оказывается, рок-музыка может быть очень созвучна музыке эпохи барокко. Одним из самых ярких представителей классического кроссовера является скрипачка Ванесса Мей. Возможно, многие знакомы с ее блестящим прочтением музыки Вивальди, которую она исполняла в рок-обработке.

Замечание ведущего и упоминание имени знаменитой скрипачки было, безусловно, адресована молодой части аудитории. И, надо сказать, это замечание попало точно в цель. А для другой части публики, которая любит Вивальди в классическом варианте, оказались дороги такие размышления музыканта:

– Сам композитор уже позаботился о том, чтобы и исполнителям, и слушателям было интересно. Когда мы открываем партитуру «Времен года» – видим авторские ремарки. Вивальди достаточно точно указал, на каком пассаже дует ветер борей, а где крестьянин скользит на зимней дороге и падает, или где слышны ружейные залпы охоты. А для слушателей композитор сочинил сонеты. По одному сонету каждому времени года. В них автор музыки в стихотворной форме точно и подробно отразил содержание каждого из четырех Концертов.

Услышать такой комментарий из уст музыканта – это значит получить лучший путеводитель по музыке, в которую предстоит войти, как в знакомый город, где тебе откроются тайны и красоты, которых не замечал.

- Но все это внешняя сторона музыки. Для нас на первом месте стоит необыкновенная красота сочинения Вивальди, - заметил Семен Промое от лица всех музыкантов вышедших на сцену. – Та энергетика, тот драйв, который зажигает сердца исполнителей и слушателей на протяжении уже нескольких веков.

И они зажгли! Солист читал сонеты перед исполнением и тем самым «дирижировал» настроением зала. Он давал знаки своим коллегам, и они вступали в диалог с первой скрипкой, то давая возможность ей высказаться в монологе, то подавая свои реплики. В этом диалоге особенно хотелось бы отметить голос виолончели Алены Юрченко и голос клавесина, партию которого исполнял Павел Шинкевич. А скрипка Семена Промое уверенно, бесстрашно и без всяких предрассудков вела оркестр и слушателей по всем музыкальным пейзажам, от «Весны» к «Зиме».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА

yourch_03.jpg  shinkevich_web.jpg