bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

cm fest websvet webvh oct webfrancem web 2organ live web 09.11holberg webrom20 web2rococo web 2
О чем поет душа абрикосового дерева?
06.10.20_organduduk4.jpg

О чем поет душа абрикосового дерева?
Мария Блажевич и Александр Беспалов создали музыкальный космос в Органном зале

В концерте «Орган и дудук» сошлись Восток и Запад, культура христианской Европы и культура древних народов. История дудука, национального инструмента Армении, восходит к истории древнего государства Урарту. Вот почему союз этих двух инструментов – настоящий музыкальный космос. 6 октября органистка Мария Блажевич и дудукист Александр Беспалов создали его на сцене Органного зала.

- Осваивать дудук я начал два года назад, когда Мария предложила выступать вместе, - признается Александр Беспалов, которого томичи знают, как художественного руководителя Арт-проекта «Васильев вечер». – Я стараюсь играть на всех инструментах, которые попадают в мою коллекцию. Этот дудук мне привезла из Армении бывшая томская журналистка Даша Ли. Ее уже нет в живых, а вот ее подарок живет, поет…

И пел он в тот вечер о душе народа Армении, о его древней истории. Дудук Александра Беспалова будто рассказывал, что высоко в горах, где тучи ночуют на плечах каменных хребтов, живет народ, который много любил, но и много страдал. Страдания научили его любить людей, а любовь дает силу, чтобы увидеть красоту и радость мира. Вернее, то пела душа абрикосового дерева – именно так можно перевести название этого инструмента. Именно из абрикосового дерева изготавливают настоящий дудук, который, несмотря на всю свою простоту, способен вызвать и слезы, и смех. Ведь в дудуке заложена радость бытия и боль народа, неслучайно на родной земле его голос можно услышать на свадьбах и похоронах.

С историей армянского инструмента, который неотделим от истории самого народа, знакомила слушателей музыковед Василина Сыпченко.

- Если орган нас перенесет в эпоху Баха и Вивальди, то дудук – в древние времена, он поможет почувствовать атмосферу многовековой жизни Армении, - пообещала ведущая концерта.

Соединение Запада и Востока прошло по линии армянской музыки и даже шире: армянской культуры. Дудук то солировал, то выступал аккомпаниатором вокалу и органу. Армянские народные песни и духовные песни на темы церковных хоралов в обработке современного композитора Макара Екмаляна исполнила солистка Томской филармонии Юлия Шинкевич. С оттенком небесной красоты, прозрачно и возвышенно звучала «Цветущая вишня», а когда Юлия пела веселую песенку «Девушка», то даже пританцовывала.

Если дудук – это душа армянского народа, то лучше всего ее мог почувствовать и выразить великий Комитас, композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель Армении. Юлия Шинкевич в сопровождении органа и дудука исполнила четыре песни в обработке Комитаса – «Шогер джан» («Луч солнца»), «Крунк» («Журавль»), «Чинарес» («Стройна, как чинара») и «Дле яман» («Сердце болит). Эти песни действительно унесли слушателей в те времена, когда чувства народа выражались в музыке и танце.

Но с красотой армянских песен может поспорить Ария Дианы, сочиненная великим Бахом. И, конечно, в этой исторической встрече Запада и Востока не могла не прозвучать Ария сопрано из «Страстей по Матфею». Ведь именно с исполнения этой арии музыка Баха вернулась к слушателям, из небытия ее вывел Ф. Мендельсон-Бартольди. Орган, который аккомпанировал вокалу, выступал здесь свидетелем этого возвращения.

В сольном исполнении Марии Блажевич прозвучали и другие шедевры барочной музыки – Прелюдия и фуга ре минор И.С. Баха и одна из частей «Времен года» А. Вививальди («Лето»). От имени европейцев выступила и первая женщина – композитор Хильдегарда Бингенская (XII в.). Марии Блажевич исполнила ее «Песнь Сивиллы» (переложение для органа Сергея Головина). Еще одним голосом из прошлого стал голос поэта, композитора и богослова XII века Нерсеса Шнорали – «Новый цветок» в аранжировке Сергея Головина для органа и дудука звучал, как откровение Небес.

А вот музыка из фильма «Гладиатор» Ханса Циммера – это обращение современного европейского композитора к мелодиям армянского народа. Василина Сыпченко посвятила слушателей в секрет создания музыки к фильму. Оказалось, что в основе ее лежит 45 минутная импровизация Д. Гаспаряна на дудуке. Мария Блажевич и Александр Беспалов исполнили эту композицию, завершая концерт, который закрыл цикл филармонического абонемента № 9 «Орган плюс» (сезон 19/20).

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

06.10.20_organduduk3.jpg

06.10.20_organduduk5.jpg

06.10.20_organduduk1.jpg

06.10.20_organduduk8.jpg

06.10.20_organduduk6.jpg

06.10.20_organduduk2.jpg

06.10.20_organduduk7.jpg