bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

cm fest websvet webvh oct webfrancem web 2organ live web 09.11holberg webrom20 web2rococo web 2
В жизни должно быть место волшебству!
parusa_01.jpg

В жизни должно быть место волшебству!
Томский Академический симфонический оркестр подарил слушателям красивую сказку об алых парусах

Почти сто лет назад, в 1923 году, свет увидела книга, которая сделала имя ее автора бессмертным, а читателям всего мира подарила совершенный образ Мечты. То была повесть-феерия «Алые паруса» Александра Грина. Имена ее главных героев – Ассоль и Артура Грэя – знают даже те, кто еще не читал повесть, но слышал о прекрасной девушке, которая с детства ждала своего возлюбленного, идущего к ней на белоснежном корабле с алыми парусами.

Сколько песен написано об истории их встречи! Сколько поколений выросло, мечтая о такой любви, как в фильме, где главные роли сыграли Анастасия Вертинская и Василий Лановой! А сколько нарисовано картин по мотивам повести! Список театральных постановок давно перевалил за сотню, а образы Ассоль, Грэя и Алых парусов по-прежнему волнуют и притягивают к себе новых зрителей и слушателей. Артисты Томской филармонии тоже рискнули представить свою версию «Алых парусов» в проекте «Сказки с оркестром».

Впрочем, Александр Грин жанр своего сочинения обозначил как повесть-феерия. Что за странный жанр? Ладно, если бы речь шла о театре: на балетных, оперных подмостках и даже в цирке феерия известна еще с XVII века. Так называются спектакли, где постановочные эффекты используют для показа фантастических волшебных сцен. Но в литературе первым и, пожалуй, единственным был и остается автор «Алых парусов», который использовал волшебные средства для полноты раскрытия сюжета.

Возможно, Александр Гриневский (такова настоящая фамилия писателя) дал такое определение, потому что в своей неприкаянной бродячей молодости он недолго работал в цирке и видел, как создается феерия. Для проникновения в тайнопись прозы Александра Грина слово «феерия» - ключевое, ее тайный шифр.

Музыковед Вера Тимофеева, постоянный режиссер и сценарист, автор проекта «Сказки с оркестром», ключ к тайне гриновской «феерии» подобрала с помощью музыки романтиков XIX века. В «Энигме» Эдгара Элгара, «Прелюдах» Ференца Листа, «Маленькой сюите» и «Лунном свете» Клода Дебюсси, «Гебридах» Феликса Мендельсона-Бартольди, «Паване» Мориса Равеля, «Влтаве» Бедржиха Сметаны – словом, в этой музыкальной живописи она почувствовала соприродность волшебному стилю романтика ХХ века. Но увертюрой к истории о девочке, верящей в алые паруса, выбрала музыку томского композитора Константина Лакина – фрагмент из его поэмы с тем же названием «Алые паруса», написанной уже в XXI веке. Так, в замысле музыковеда соединилась музыка нескольких эпох.

Но метатекст музыкальной сказки, сочиненный сценаристом и режиссером, надо было еще воплотить на сцене. И с этим отлично справилась вся творческая команда – великолепно звучал Томский академический симфонический оркестр под управлением дирижера Владимира Дорохова. Он вдохновенно провел корабль-оркестр по океану красивейшей музыки. Иллюстрировала сказку художник-аниматор Полина Лебедева, из воды и красок создавая романтические образы, подсказанные ее воображению и словом, и музыкой. Как в любом морском и творческом плавании, «по местам стояли» мастера звука, света, видео, знатоки сценического убранства.

И это была действительно феерия! Когда текст, который читала Вера Тимофеева, становился настолько наглядным, настолько объемным, когда он наполнялся голосами музыкальных инструментов, что, казалось, история разворачивается перед глазами, а не в воображении. Штормовое море в эпизоде с трактирщиком Менерсом звучало тревожными голосами скрипок, альтов, виолончелей и грозно разбивалось о мол ударами литавр, а затем вскипало пеной деревянных и медных духовых. Музыка Листа точно передавала угрюмую радость Лонгрена, отца маленькой Ассоль, который не захотел помочь тонущему негодяю, отомстив ему за смерть своей жены. И как же красиво звучали флейты в первой части «Маленькой сюиты» Дебюсси, посвящая слушателей в детство Ассоль! Так могла звучать только чистая душа девочки! Симфоническая поэма «Влтава» чешского композитора Сметаны абсолютно точно легла на сказку, придуманную старым Эглем; будто именно ее главную тему слышал Грин, когда писал, как девочка бежала за игрушечной яхтой с алыми парусами, как устала и как встретила незнакомца, предсказавшего ей будущую встречу с принцем на белом корабле с алыми парусами, и о том, как чудо стало ее судьбой.

Но вернемся еще раз к феерии, задуманной Грином. Когда Вера Тимофеева, взявшая на себя роль чтеца, дошла до эпизода, где капитан Грэй выбирает материю нужного алого цвета, чтобы поставить ее на паруса своего «Секрета», вот тогда и стало понятно, почему писатель дал такое определение жанру. С той самой минуты, как Грэй увидел спящую Ассоль, началась подготовка к финальному зрелищу: в истории появились музыканты (какое же волшебство без них!), динамику сюжету добавили действия команды – смена такелажа, перемещение судна к берегу маленькой деревушки Каперна, куда никогда не заходили большие корабли. Да, Александр Грин точно знал, как надо готовить феерическую сцену встречи Грэя и Ассоль – как в театре! Но самое удивительное, что и музыка, эпизод за эпизодом, тоже готовила этот волшебный финал.

Да, в жизни должно быть место волшебству! Именно так хочется сказать – с утвердительным восклицательным знаком после концерта-спектакля «Алые паруса»! Если верить в мечту пламенно, искренне, то она обязательно сбудется. И на вашем горизонте обязательно появится белоснежный корабль с алыми парусами.

- Мы надеемся, что в юбилейном творческом 75-м сезоне с нами будут и взрослые, и дети, - сказала Вера Тимофеева, обращаясь к зрителям и слушателям, которые пока еще не сидят в зале, а находятся у экранов своих компьютеров и любимых гаджетов.

Думается, что виртуальные аплодисменты, которыми наградили они оркестр, чтеца и художника, и тех специалистов, кто вел трансляцию, могут служить убедительным доказательством тому, что проект «Сказки с оркестром» будет собирать большую аудиторию детей и взрослых. И, хочется надеяться - будем снова встречаться в Большом концертном зале. Надо только в это пламенно верить. История Ассоль тому порукой.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК и Сергей ФУРЦЕВ

parusa_02.jpg

parusa_03.jpg

parusa_04.jpg

parusa_05.jpg

parusa_06.jpg

parusa_07.jpg

parusa_08.jpg

parusa_09.jpg

parusa_10.jpg

parusa_11.jpg

parusa_12.jpg

parusa_13.jpg

parusa_14.jpg

parusa_15.jpg

parusa_16.jpg

parusa_17.jpg

parusa_18.jpg

parusa_20.jpg  parusa_19.jpg

parusa_21.jpg  parusa_22.jpg