bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

cm fest websvet webvh oct webfrancem web 2organ live web 09.11holberg webrom20 web2rococo web 2
ДЕНИС МАЦУЕВ: «Это так прекрасно, что концерты начинаются»!
day3_12.jpg


ДЕНИС МАЦУЕВ: «Это так прекрасно, что концерты начинаются»!

Живой звук, живой зритель, 70 музыкантов на сцене, два мастер-класса и шесть стипендиатов «Новых имен» – таков итог фестиваля «Денис Мацуев и друзья».

Несмотря на то, что бесконтактные термометры на входе показывали нормальную температуру у всех зрителей, градус радостного возбуждения перед концертом и понимающей тишины во время звучания музыки, кажется, превышал все допустимые нормы. Атмосферу в Большом концертном зале на всех четырех концертах иначе как праздничной не назовешь.

Истосковавшаяся по традиционным концертам публика за считанные дни раскупила билеты на концерты. Перед желанием вернуть себе привычное ощущение слушателя в концертном зале отступил даже страх «подцепить вирус». Впрочем, все меры по санитарной защите были предприняты и проведены безупречно.

Gran01.jpg

mc_05.jpg

mc_12.jpg  mc_13.jpg

РОМАН С ПУБЛИКОЙ. ГЛАВА ПЯТАЯ

Добрым гением, волшебником, вернувшим в Томск живые концерты и живого зрителя, выступил народный артист России, большой друг Томска и Томской филармонии Денис Мацуев:



- Я всегда предвкушаю праздник, когда лечу в Томск. Все сибирские города – это родная сцена. Всегда говорил, что сибиряки – это практически мои родственники, это отдельная национальность. И действительно, когда я выхожу на сцену Томской филармонии, я выступаю перед близкими мне людьми. И этот фестиваль, уже пятый по счету, мини-юбилей, - результат наших долгих отношений с потрясающей томской публикой, которая мне очень близка по духу.

Никогда не забуду свой первый приезд в Томск в середине 90-х годов. Это были дни культуры, и мы приехали с группой музыкантов. Я играл одну часть концерта Чайковского с Томским оркестром и польским дирижером Богуславом Давидовым, много лет назад он был главным дирижером. Вот тогда и начался наш бурный виртуальный роман. Ой, нет, не виртуальный, слава Богу, а живой. Виртуального мы уже «наелись» в эти месяцы. Так называемые онлайн-концерты, надеюсь, уже в прошлом.

Пятый фестиваль продолжил роман томской публики с Денисом Мацуевым. В первый вечер он отыграл два концерта с Томским Академическим симфоническим оркестром. Сделано это было для того, чтобы все желающие смогли увидеть и услышать выдающегося музыканта, а также молодых, но уже именитых его друзей – Гайка Казазяна и Александра Рамма – на сцене БКЗ Филармонии. Ведь, согласно требованиям Роспотребнадзора, разрешена только пятидесятипроцентная заполняемость залов при «шахматной» рассадке.



- Слава Богу! Хоть пятьдесят, но это настоящий живой концерт. Ни одна даже самая гениальная трансляция онлайн не заменит живого восприятия музыки, живого дыхания зала. Я уже больше месяца нахожусь в напряженном гастрольном графике и радуюсь каждому выходу на сцену.

Сегодня будет звучать Второй концерт Шопена. Его можно называть «пандемическим». Выучил за эту так называемую самоизоляцию. Много лет я пытался найти контакт с этой потрясающей музыкой. И когда вышел на репетицию с оркестром, был рад услышать, что оркестр в блестящей форме. Я с удовольствием это констатирую. Должен заметить, Второй концерт Шопена – не простой для ансамбля. Маэстро Грановский просто потрясающе подготовил оркестр.

Томск стал третьим городом после Суздаля и Красноярска, который услышал шедевр романтической музыки в исполнении Дениса Мацуева. Что такое для пианиста, даже мирового уровня, вынести на публику вновь разученное произведение? Что влияет на выбор? Только ли изоляция помогла или это переосмысление жизни, себя? Ведь раньше музыкант признавался, что не чувствует Шопена. Эти вопросы и размышления волновали томских журналистов. Обычный порядок общения хедлайнера фестиваля с представителями СМИ в этом году был изменен по понятным причинам: вместо встречи в конференц-зале – пресс-конференция по Zoom. Денис Леонидович отвечал из своего гостиничного номера:



- Трудно ответить на этот вопрос. Тот момент, когда ты готов вынести то или иное произведение на сцену, на живую публику, подсказывает внутреннее ощущение – готов ли ты к этому. Как говорил Рихтер, «вода начинает закипать». Это внутреннее ощущение, что ты соединился с этим произведением, что находишься в начальной точке этих отношений. Потому что любой концерт, который ты несешь на сцену, будешь учить всю жизнь. Если ты в первый раз сыграл то или иное произведение, это еще не значит, что ты его выучил. Так никогда нельзя сказать. Скажем, Третий концерт Рахманинова я сыграл больше трехсот раз на всех континентах и неоднократно. И тем не менее каждый раз, когда я выхожу на сцену – как первый раз.

Шопен – это долгая история. Конечно, я знал оба концерта, и Первый, и Второй, с самого детства. И я их играл для себя или для педагога – моего папы. Но долго не чувствовал ту «химию», которая проходит через тебя, когда ты выносишь произведение на сцену, ты являешься неким передатчиком – через твое нутро, через твою душу, через твое сердце, через твою интерпретацию. Я должен передать то ощущение, которое испытывал композитор, когда писал эту музыку много-много лет назад.

Шопеновская музыка, конечно, гениальна. Конечно, она пианистична. Конечно, она романтична. В этом романтическом концерте нужно сгорать на сцене в хорошем смысле слова. И каждая мелодия – это шедевр. Это удивительное настроение, удивительное состояние музыки Шопена, для которого нужен хороший дирижер и оркестр. Несмотря на то, что оркестровка шопеновских Концертов не такая насыщенная, как Концерты Рахманинова, Чайковского или Бетховена, но тонкость аккомпанирования – один из главных, ключевых факторов успеха этого Концерта. И хочу отдать должное Томскому оркестру – замечательное удовольствие играть с этими музыкантами, которые тоже находятся в предвкушении общения с живой публикой.


ГАЛА-ЧАЙКОВСКИЙ

У фестиваля «Денис Мацуев и друзья» есть свои неписанные правила. К ним относится обязательный сольный выход Дениса Мацуева. И еще одно правило - всегда звучит Чайковский. Во второй вечер фестиваля два правила соединились в одном концерте.

Денис Мацуев открыл его исполнением цикла «Времена года». Произведение хрестоматийное настолько, что оно давно перестало быть только музыкой – оно, как и пейзажи Исаака Левитана, стало «геном» русской культуры, русской природы. Но чем известнее музыка, тем сложнее произвести впечатление, об интерпретации этого опуса написаны десятки и даже сотни диссертаций. И только выдающиеся пианисты не боятся показаться банальными в своем выборе, когда ставят в афишу это название, ибо знают, насколько «Времена года» бездонны – черпай ковшом, не вычерпаешь.

Исполнение «природного» цикла сопровождалось видеопрезентацией: чтобы помочь новому слушателю, который тоже был в зале наряду со знатоками творчества Чайковского, сориентироваться в последовательном чередовании 12 пьес. Каждой был предпослан эпиграф – поэтические строки известных русских поэтов. Так музыка обрела еще одно измерение – поэтическое.

«Гала-Чайковский» – такое название второй концерт получил не случайно. Он был посвящен 180-летию со дня рождения великого русского композитора. Чайковский в судьбе всех музыкантов, вышедших в этот вечер на сцену БКЗ – Дениса Мацуева, Гайка Казазяна и Александра Рамма – сыграл решающую роль. После победы на конкурсе его имени траектория творческого пути у каждого резко пошла вверх. Естественно, что в репертуаре каждого из музыкантов Чайковский присутствует давно и в большом количестве.

Но трио «Памяти великого артиста» ля минор, которое композитор посвятил своему другу, первому ректору Московской консерватории Николаю Григорьевичу Рубинштейну, безвременно ушедшему в 1881 году, исполняется не часто. В исполнении Гайка Казазяна (скрипка), Александра Рамма (виолончель) и Дениса Мацуева (фортепиано) оно впервые было представлено Томску. Своего рода премьера.

Еще накануне Александр Рамм переживал, как все получится. Для этого нужна и сыгранность музыкантов (а у каждого свой концертно-гастрольный график), и главное – особый настрой. Этот настрой, по признанию самих музыкантов, дала томская публика. И более близкое знакомство с Томском, где и Гайк и Александр уже выступали, но после экскурсии по городу они приблизились к пониманию духа места.

Для публики роль камертона, настроившего на нужное восприятие, стала история сочинения – трио «Памяти великого артиста» открыло новую страницу в истории русской музыки – музыкальную эпитафию. Своей музыкой Чайковский будто создал монументальное надгробие. «Артист – это грандиозное явление. Это и художник, и человек, и образ мыслей, и образ жизни. Кроме того, ритм этих слов – памяти великого артиста – сам по себе замечателен», – писал некогда профессор Л. Гаккель. Исполнение было настолько глубоким, а сила этого шедевра так велика, что после того, как в воздухе концертного зала растаял последний звук, хотелось просто молчать. Но артистов и в последний путь провожают аплодисментами.

21 сентября 2020 года в Томске слушатели в свои овации вложили восторг и благодарность за пережитые чувства и испытанные эмоции.

day3_06.jpg

В ДУХЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Вынужденные ограничения, зрители в масках и мысли о пандемии в голове – вот антураж, предлагаемые обстоятельства, в которых проходил пятый фестиваль.

Денис Мацуев несколько раз возвращался к этой теме – и в разговоре с журналистами, и в общении с публикой:



- Такого не было никогда. Мы пережили очень странный и, наверное, беспрецедентный момент в нашей индустрии. Потому что даже «испанка», которая унесла в начале ХХ века более 50 миллионов жизней, такой угрозы не создала. Из писем Прокофьева, которые Сергей Сергеевич писал из Америки, можно узнать, как он считал цепочки распространения болезни: тогда-то заболел его сапожник, в такой-то день – его парикмахер. К счастью, сам Прокофьев не заболел. Ситуация похожая, но в то время концерты не отменяли. Впервые в истории – такое масштабное закрытие всего и вся. И, увы, эти смутные и неопределенные времена не заканчиваются. Ничего нельзя предсказать.

Буквально через неделю – тур с Венским оркестром, сначала по Европе (Германия. Австрия), а потом по Азии (Китай, Корея, Тайвань) – уже с Валерием Гергиевым. Но никто не может сказать, состоятся ли эти концерты. Обстановка меняется каждый день. Дай Бог, чтобы это все быстрее закончилось. Многие филармонии открываются – я открывал сезон Московской филармонии, и в Красноярске, и в Сочи возобновился наш фестиваль Crescendo. Я хочу пожелать всем здоровья. Потому что это - самое главное.

И даже на заключительном третьем концерте, который по традиции походит в джазовых ритмах, и который по традиции ведет сам Денис Мацуев, тень пандемии показалась на сцене. Но энергичным жестом ведущий указал ей на место.

- Это так прекрасно, что концерты начинаются! Нормальные концерты, вживую! С потрясающей публикой! То, что мы пережили – не хочется вспоминать, - сказал Мацуев, обращаясь к томичам.

Оппозицией этой «мертвой» самоизоляции стал джаз. За пять лет томичи уже привыкли к тому, что вместе с Денисом Мацуевым на сцену выходит Андрей Иванов (контрабас) и Александр Зингер (ударные). Но на этот раз место Зингера занял Давид Ткебучава – и Томск впервые услышал барабанщика, который выступал на фестивалях «Джазовый перекресток» (Казань), «Джазовая провинция», «Джаз в саду «Эрмитаж»» (Москва), а также в Литве, Польше и США. Москвичам он известен как участник проектов Andrey Makarevich Yo5 и Евгений Борец трио. Именно его энергичное соло открыло джазовый вечер.

Вступление Давида подожгло «бикфордов шнур» импровизации.

- Импровизация – это здесь и сейчас. Это спонтанность. Джазовая импровизация – это порыв души – вот так перевел Денис Мацуев в слова ритм, заданный Ткебучавой.

Перехватив у ударника инициативу, Денис Мацуев поистине с напором футбольного форварда повел концерт в атакующем стиле. И…

… И если уж импровизация была провозглашена главным двигателем музыкального события, то и мы, подчиняясь ее законам, изменим привычную форму «отчета с мероприятия» и дадим слово слушателям, вернее, слушателю, тонкому знатоку джаза Валерию Рыбакову. Все три дня он следил за ходом фестиваля благодаря трансляции на сайте Томской филармонии.

- В этот третий вечер на сцене властвовала, кроме Дениса Леонидовича, ещё группа гостей, приехавших вместе с ним и составивших джазовое трио, которое выступало со своей программой и сопровождало выступление других участников в качестве ритм-группы, - пишет на своей странице в Фейсбуке Валерий Васильевич Рыбаков. – это Андрей Иванов (контрабас) и Давид Ткебучава (ударные). Оба прекрасно владеют своими инструментами. Придраться не к чему. Классическая надёжная выучка.

О Денисе Леонидовиче не говорю. Он превосходен в классике и ритмах джаза. О нём уже много написано. У меня слов и образования не хватит.

Как и положено, в начале вечера Денис с друзьями усадил всех, находящихся в зале, в Поезд «А» Билли Стрейхорна, чтобы зрителям было веселее чувствовать себя на страницах программы. Ведь этой мелодией начинал свои джазовые вечера по радио неподражаемый Уиллис Коновер.

Затем трио исполнило в необычной трактовке типа парафраз «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Правда, её называют и «Голубой рапсодией». Но причём здесь голубой цвет, я не ощущаю. Мало ли как ещё переводится слово blue.

На сцену выходит наш старый знакомый, мультиинструменталист Аркадий Шилклопер со своим громоздким альпийским рогом. Он в очередной раз показал, как этот необычный инструмент может звучать по-джазовому. Ещё Аркадий выходил в течении концерта и со своим основным инструментом, валторной.

Следом упомянутое трио показало, как можно соединить мелодию из классики и шедевр джаза, исполнив в размере 5/4 мелодию «Улетай» из оперы Бородина «Князь Игорь» и знаменитую «Take Five» Пола Дезмонда. Причём мелодии плавно перетекали одна в другую. Чудесно!

Наконец Денис Леонидович начал представлять победителей детского конкурса «Синяя птица».

И первой вышла крохотная балалаечница Настя Тюрина, исполнив в джазовых ритмах «Каприс» Паганини. Ну, великий композитор легко поддаётся джазовой обработке. Настя отдала дань и народному наигрышу, исполнив соло собственную пьесу «Ваня».

Ещё одна юная участница появилась на сцене, держа в руках трудноватый инструмент для исполнения. Софья Тюрина на своём альт-саксофоне легко и непринужденно показала все прелести звучания этого инструмента.



Без вокала джаза не бывает. На сцене предстала юная вокалистка и пианистка Ярослава Симонова. Отсутствие зрения нисколько не сказалось на её выступлении. С настоящим драйвом она исполнила вечнозелёные джазовые мелодии - непростую пьесу Джо Завинула «Birdland» и быструю «I Got Rhythm» Джорджа Гершвина. Она неплохо владеет и индивидуальным стилем скэт. В заключении своего выступления исполнила на рояле собственную нежную песню, причём на китайском языке.

В течение вечера были исполнены и другие пьесы, просто не хочу затягивать повествование.

А какая ж песня без баяна и какой же джаз без «Каравана»? Все участники музыкального вечера вышли на сцену и грянули сообща этот вечнозелёный хит Хуана Тизола и Дюка Эллингтона.


НЕМНОГО ДЖАЗА В ТОМСКОМ ПЕЙЗАЖЕ

Абсолютно в духе джазовой импровизации, перед началом третьего заключительного фестивального концерта было принято решение транслировать его на светодиодные экраны, установленные на новой набережной Ушайки. И вот в семь «с копейками» вместо анонсов филармонических концертов на экранах появился зрительный зал, а еще через несколько минут полилась музыка.

Так, впервые за пять лет своего существования фестиваль «Денис Мацуев и друзья» вышел из концертного зала на экраны, а джаз слился с томским пейзажем. Это импровизационный поворот оживил в памяти страницу истории культурной жизни Томска: в начале 90-х здесь проходил фестиваль «Джаз на берегах Томи». В первую пандемичную осень 2020 года джаз звучал на берегу Ушайки, у подножия Воскресенской горы, откуда «есть пошел» Томск.

Смена кадров на экранах и музыка были замечены прохожими, и уже через минуту на трибунах сидели несколько юношей и девушек.

- Как только услышала музыку, решила, что надо на Набережную идти, - говорит Анна Ворошилина, студентка второго курса Томского колледжа социально-культурных технологий и инноваций. – Пришла Мацуева послушать. Он же наш товарищ, сибиряк! Сибирская кровушка! Вот учителя-то мои обзавидуются! А я вот тут, можно сказать, на концерте Мацуева! Для меня это первое за полгода культурное мероприятие. В последний раз я ходила на концерт рок-группы «Слот».

А между тем на сцену уже вышел Давид Ткебучава – и ритм ударных рассыпался по всей набережной. Проезжающий по Каменному мосту трамвай ответил барабанщику стуком колес и трелью звонка.

В серых сумерках осеннего вечера, пока не зажглись фонари, экраны своим светом привлекали публику. Да, ее было немного. Но, что характерно, это была в основном молодежь. Кто-то сидел и обнимался, кто-то катался на роликах. Пришли молодые родители с детьми. Те, конечно, не сидели на месте, а под музыку резво носились по площадке. Поколение XXI века принимало эстафету от века ХХ, породившего джаз.

Джаз на воздухе – это свобода в движении. Хочешь – целуйся. Хочешь – обнимайся. Хочешь – катайся. Хочешь – визжи от удовольствия!

– Мы сначала думали, что экраны установили для футбола, потом увидели рекламу концертов. Классно! А когда услышали музыку, завернули сюда. Приятно и неожиданно. Филармония – молодец, что решила транслировать концерты, – говорят супруги Ирина и Вадим. – Это полезно для молодежи, которая здесь часто гуляет. Они будут смотреть, будут слушать, будут проникаться этой энергией. Билет-то они вряд ли купят – а так приобщатся. Зал все равно сюда не переместится, а за счет этой площадки он просто раздвинет свои границы. Иногда едешь по городу, видишь афиши – так бы и сходил! Но часто нет такой возможности. А тут идешь – и музыка! И ничто не мешает зайти и послушать. Если будут постоянные трансляции в режиме реального времени, то это будет просто классно!

С этой парой согласна другая парочка, которая сидела на трибуне в обнимку. Казалось, музыка их не интересует. К счастью, все оказалось не так.

- Мы проходили мимо, увидели, решили здесь посидеть и посмотреть. Это так неожиданно и приятно! Это классно! – признаются студенты-первокурсники ТУСУРа Светлана и Илья. – Такие трансляции очень актуальны сейчас.

Светлане больше нравится джаз, и поэтому она была страшно рада, что внезапно оказалась на джазовом концерте фестиваля, а ее спутнику приятен любой стиль, лишь бы вдвоем, и лучше в обнимку.

На открытую площадку пришел посмотреть трансляцию и начальник департамента по культуре Томской области Павел Волк.

- Надо же посмотреть, как все происходит, - объяснил он свое неожиданное появление. – Вот сейчас стемнеет, пейзаж станет еще красивее. Да, прохладно – сезон закончен. Но народ будет двигаться – приходить и уходить.

Павел Леонидович оказался прав. Когда на сцену вышли юные дарования, сумерки настолько сгустились, что вечерний Томск уже утопал в электрических огнях. Подсветка придала всему действу фантастически красивый вид. Джаз бликовал в темной воде Ушайки так же, как и уличные фонари. Город жил в ритмах джаза.

- Это такой кайф! На улице, а как будто в концертном зале, - говорит Юлия Грунина. – Я именно на этот концерт хотела попасть. Но этот ковид… Боюсь пока ходить во всякие заведения, а вот тут, на улице – прямо очень хорошо. Я всегда хожу с работы домой пешком. И сегодня выбрала правильный путь. Прохожу мимо – и вдруг джаз, Мацуев! Он вернул нам музыку!

Девушка по имени Светлана специально приехала на Набережную на электросамокате. Она поет в хоре Богоявленского собора, вот после службы – скорее сюда. Послушать и посмотреть на Дениса Мацуева.

- Я Гергиева здесь слушала. А когда в воскресенье проезжала мимо, увидела крутящуюся рекламу фестиваля – думаю, пойду, вдруг будет. Пока слушала, начала даже подтанцовывать. А что делать? Надо как-то греться. Хочется весь концерт послушать. Я же музыкант, и каждая встреча с таким музыкантами, как Мацуев – это подарок судьбы.

Вот так джаз на Ушайке стал завершающим аккордом всей трёхдневной программы фестиваля.

Тест: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

day3_01.jpg

day3_02.jpg

day3_03.jpg

day3_04.jpg

day3_05.jpg

day3_07.jpg

day3_08.jpg

day3_09.jpg  day3_10.jpg

day3_13.jpg  day3_14.jpg

day3_11.jpg