bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

vh oct weborgan live web 02.11francem web 2organ live web 09.112berega webdeti web 12holberg webrom20 web2BS weborni webdeti web 25cm fest conc webduh webrococo web 2
ОРГАН НАВОДИТ МАРАФЕТ
organ_03.jpg

ОРГАН НАВОДИТ МАРАФЕТ...
...и уходит в заслуженный отпуск

Каждый июль, отправляясь в Органный зал, Дмитрий Ушаков прихватывает с собой зубной порошок и нашатырь. Этот набор нужен... для инструмента. Смесь порошка и нашатырного спирта отлично подходит для приведения в порядок фасадных элементов органа. Фасадных труб, например, на которых нет-нет, да и остаются отпечатки пальцев рабочих сцены.


ПРО ИГРАЛЬНЫЙ СТОЛ НЕ ЗАБУДЬТЕ!

«Банные процедуры» томский орган принимает летом. Как правило, в июле, перед тем, как он вместе с музыкантами уходит в отпуск. Фронт работы не маленький. Все-таки речь о трехэтажном инструменте весом 10 тонн. Поэтому и процесс «наведения марафета» одни днем не обходится.

- Вообще уборка органа – это как домашний ремонт: закончить нельзя, можно только остановить, - улыбается органист Дмитрий Ушаков. На протяжении уже многих лет он собственноручно приводит инструмент в порядок после каждого концертного сезона. – Закладываю на этот процесс примерно месяц. Самое оптимальное время – июль, когда концертов не так много. Начинаю обычно как раз с фасадной части. Обыкновенный советский зубной порошок с лёгким добавлением воды, нашатырного спирта и самой простой зубной пасты - лучшее средство для чистки элементов, выполненных из латуни. Это, например, некоторые части так называемого «игрального стола». За ним работает музыкант во время концерта.

«Игральный стол» - вещь дизайнерская, всегда выглядит по-разному. Собственно, как и сам инструмент, который изготавливается исключительно по индивидуальному проекту – с учетом размеров и акустики зала. В зависимости от того, как расположен «игральный стол», органист будет находиться или спиной к залу, или лицом. Последний вариант обычно практикуют французы.

- Мне доводилось играть на разных органах. Расположение на сцене, безусловно, влияет на спектр впечатлений, которые ты получаешь во время концерта. Когда выступаешь с оркестром, удобнее сидеть лицом к залу и к музыкантам. Но вообще комфорт на сцене определяется тем, насколько ты готов к концерту, нежели какими-то другими факторами, - рассказывает Дмитрий Ушаков.

Отдельное внимание при уходе за «игральным столом» уделяется клавишам. Они аккуратно протираются влажной тряпкой, восстанавливается чёрная окраска клавиш там, где она потёрлась (для чего обычно используют нигрозин, а иногда – обычный перманентный чёрный маркер). Главное, не переусердствовать – клавиши выполнены из дерева, так что лишняя влага ни к чему. Для изготовления клавиш годится не каждое дерево. С буком, например, это изначально провальная затея - зимой его «ведёт», клавиши начинают цепляться друг за друга. Лучший вариант – сосна или, быть может, дуб.


... И КАПРЕМОНТ В ПЕРСПЕКТИВЕ

С трубами – отдельная история. Их у томского органа около двух тысяч, все разного размера. Материал для органных труб – дерево (обычно всё та же сосна) и сплав олова и свинца в разных пропорциях. Тут всё зависит от того, какое звучание нужно получить. Для тихо звучащих труб используется большее содержание свинца. Олово, наоборот, дает громкость и звонкость.

Для ухода за трубами нужно не так много: обыкновенная тряпка, обыкновенное моющее средство, горячая вода, средство для защиты дерева, клей, паяльник… Главное, никакого фанатизма.

- Как сказал мастер фирмы «W.Sauer Orgelbau», которая построила наш орган и теперь его обслуживает: «Пыль надо убирать только там, где она мешает». Дело в том, что органные трубы без лишней необходимости лучше не тереть. От этого их стенки становятся хоть и незначительно, но тоньше. Что влияет на звучание инструмента, - поясняет Дмитрий Ушаков. - Раньше органостроительные фирмы при проведении капремонта в обязательном порядке полировали трубы меловым раствором. Сейчас многие от этого отказались.

Капитальный ремонт органа, к слову, должен проводиться в среднем один раз в 10 лет. При этом снимаются все трубы, проводится полная ревизия каждой, их промывка и чистка изнутри, устраняются выявленные недостатки, заменяются изношенные части инструмента, проводится пропитка деревянных труб, обрабатываются графитовым раствором трущиеся части тяжей.

- Срок капремонта для нашего органа уже подошел. Были кое-какие планы на это лето, но эпидемия внесла свои коррективы, - рассказывает Дмитрий Ушаков. – Как только всё останется позади и жизнь вернется в прежнее русло, мастера из Германии к нам обязательно приедут для диагностики инструмента.


ПЫЛЕСОС ДЛЯ ГОТИЧЕСКОГО ЗАМКА

С обратной стороны орган похож на трехэтажный готический замок. На первом его этаже располагается механическая часть инструмента, которая через систему тяг передает «сигнал» от нажатых клавиш и педалей к трубам. На втором этаже установлены трубы, которые связаны с нижней клавиатурой, на третьем – с верхней.

И если бы только они! Для органа в Сибири климат не подходящий. Инструмент «любит», когда температура +20 градусов, а влажность - 60%. В противном случае страдают трубы, что сказывается на его звучании. Чтобы создать для органа максимально комфортный микроклимат, кроме кондиционеров в зале, внутри инструмента установлены специальные кондиционеры. А также датчик и увлажнители, которые поддерживают определенную температуру и влажность воздуха.

Вот уж где не обойтись без влажной уборки! Отличный помощник в борьбе с пылью внутри органа – пылесос. Причем советский, с системой выдува. Пыль из органа удобнее выдувать в обход всех труб на сцену и уже там собирать ее пылесосом.

Генеральную уборку органа достаточно проводить один раз в год. Но следить за его состоянием и самочувствием нужно постоянно.

- Вообще орган – достаточно капризный инструмент. Но наш – на удивление «держится». Немецкие мастера каждый раз удивляются, что томский орган, несмотря на сибирские резкие перепады температуры и влажности, находится в хорошей форме, - говорит Дмитрий Ушаков. - На самом деле при правильном, регулярном уходе орган будет служить очень долго. В этом смысле он – инструмент благодарный. А томский орган еще и достаточно молодой, в следующем году он отметить свой 40-летний юбилей.

...сейчас инструмент в отпуске, он «отдыхает». Но отдых будет недолгим. Уже в середине августа Томская филармония возобновит концерты органной музыки. Пока в режиме прямых эфиров.


Текст: Елена ШТОПОЛЬ
Фото: Игорь ВОЛК

organ_01.jpg  organ_02.jpg

organ_04.jpg

organ_05.jpg

organ_06.jpg

organ_07.jpg

organ_08.jpg  organ_09.jpg