bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Органный The best. Продолжение
g18 01

Концерт «Бах: Великие 18. Часть 2» на прошлой неделе «поставил на паузу» цикл мини-концертов в прямом эфире «Орган LIVE». Это один из первых проектов Томской филармонии, родившихся во время пандемии и вынужденного перехода в онлайн-режим. Настолько неожиданный финал, впрочем, слушатели ожидали вряд ли...

Очередной онлайн-концерт объединил в своей программе 18 хоральных обработок Баха – быть может, лучших из тех, что композитор создал за свою жизнь. Цикл хоралов, получивший название «Лейпцигский автограф» - своеобразный итог его творческого пути. В последние годы жизни Бах собрал, переосмыслил и доработал хоральные фантазии более раннего периода творчества.

g18 02   g18 03

В первой части концерта прозвучали 11 пьес цикла. Во второй его части – оставшиеся семь. Включая самый загадочный, 18-й по счету хорал. История его создания до сих пор остаётся вопросом без ответа.

- Главная версия заключается в том, что умирающий, потерявший зрение Бах в один из последних дней жизни продиктовал этот хорал своему зятю Альтниколю. Но в то же время есть другая, аргументированная точка зрения – 18-й хорал «Лейпцигского автографа» не был последним произведением, которое создал композитор, и на самом деле он написал его гораздо раньше. Мне кажется, эта версия не лишена смысла. Трудно представить, чтобы можно было создать целую музыкальную пьесу «под запись», - поясняет Дмитрий Ушаков. – Но и рассказ о том, что Бах что-то диктовал в последний час жизни Альтниколю, тоже не мог возникнуть из ниоткуда. Мне кажется правдоподобной версия, по которой композитор начал работу над хоралом еще в расцвете жизненных и творческих сил. На смертном одре, возможно, дал зятю (или кому-то другому из своих близких) указания что-то поправить и что-то улучшить в этом произведении. И самое главное – продиктовал новое название хорала. Вместе прежнего «Когда мы в глубочайшей нужде» - «Пред троном твоим я предстаю». Бах был ортодоксальным лютеранином. Для христианина лютеранского вероисповедания смерть – переход в иной мир, важный момент, к которому человек готовился заранее. Существовали даже целые трактаты о том, как правильно это сделать. Так что название хорала Бах заменил не случайно. Именно поэтому мы можем считать 18-й хорал «Лейпцигского автографа» предсмертным произведением композитора, его эпитафией себе самому.

vor

Исследователь творчества Баха, Иоганн Николаус Форкель, признавался: каждый раз, когда он играет этот хорал, его охватывает трепет. Не покидает ощущение, что умирающий композитор слышал гармонию сфер.

В чем убедились те, кто подключился к онлайн-концерту «Бах: Велики 19. Часть 2».


... Цикл концертов «Орган LIVE» паузирует,но солисты Филармонии не прощаются со слушателями. Это лишь временная пауза. Уже в середине августа мини-концерты в прямом эфире возобновятся. Встречаемся 17 августа в режиме онлайн. Вас ждет «Фейерверк оперных увертюр»!