bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Последняя история «короля»: музыка эпохи Романовых
rom_08.jpg

Последняя история «короля»: музыка эпохи Романовых
Абонементный цикл «Органная классика: король о королях» завершился онлайн-концертом


Празднично и приподнято прошло прощание с абонементным циклом «Органная классика: король о королях» – в тональности Ре мажор, которую задала Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и придала всему концерту торжественный характер. Не всем абонементам сезона 2019/20 годов повезло так, как повезло «Органной классике»: цикл концертов удалось завершить даже в условиях пандемии и режима ограничения концертной деятельности.

Прямой эфир вновь соединил Тюмень и Томск. И даже то обстоятельство, что орган звучал в домашней обстановке (из квартиры Марии Блажевич), оказалось созвучно теме концерта. Так как завершающая встреча «короля» со слушателями была посвящена семье Романовых. Правда, и на этот раз речь шла не столько о музыкальном воспитании и личных предпочтениях императорских особ, сколько о музыкальной атмосфере эпохи и даже музыкальной политике. Напомним, знакомство с императорами России началось с Екатерины Великой и музыкой при ее дворе.

Хотя правление Романовых охватывает более 300 лет, но произведения, заявленные в программе «Династия Романовых и музыка», были написаны в XIX веке. Поэтому наиболее близко музыка знакомила с теми венценосными особами, кто наиболее существенно повлиял на музыкальную жизнь страны и чье правление пришлось на этот «золотой» век. Он действительно был золотым – подарил не только России, но миру Пушкина, Глинку, Чайковского и такое явление, как русский классический романс. На этих ключевых понятиях и именах русской культуры и сосредоточила внимание музыковед Василина Сыпченко, которая вела концерт из Органного зала Томской филармонии.

Ярко выраженный национальный характер музыки Михаила Глинки в Увертюре оперы «Руслан и Людмила», которой открыла концерт Мария Блажевич, исполнив органное переложение Дж. Скотта) сразу обозначил вектор размышлений – о самобытности русской культуры (начали ведь с богатырского героического образа) и сохранении своего лица «не общим выраженьем» в меняющемся мире.

Собственно, история воцарения Романовых на русский престол связана именно с темой укрепления русского государства, формирования национального сознания и патриотизма. Национальная идея, говоря современным языком, и заключалась в сильном монархе. История прихода к власти первого из Романовых – Михаила Федоровича и стала сюжетом первой русской национальной оперы «Жизнь за царя». Такое название сочинению Михаила Глинки дал император Николай I, взамен авторского «Смерть за царя». Весьма символичная замена! Не жертвенность, а служение идее или лицу, воплощающему эту идею – вот что требовалось. Хотя главный герой оперы Иван Сусанин, подвиг которого и открыл путь Михаилу Федоровичу на московский престол, гибнет, но гибнет с убеждением, что «свой долг исполнил я», и «долг мой чист и свят…».

Солист Томской филармонии Вячеслав Клименко, спевший арию Сусанина, весьма выразительно сделал акцент на светлом чувстве героя: после просьбы к матери-земле принять его прах, исполненной в басовом регистре, дальнейший текст он интонационно высветлил. И последняя мольба – увидеть зарю («Ты взойдёшь, моя заря, над миром свет прольешь, Последний раз взойдешь, Лучом приветным горя») звучит как-то оптимистично утверждающе и скрашивает дальнейшие жалобы на «горькую судьбу». При повторении призыва-обращения к заре («Ты взойди, взойди заря – над миром свет пролей, взгляни на Русь мое, лучом ее согрей») и вовсе появляются теплые нотки сыновьей заботы о родной стране.

Пример истинного патриотизма по случайному стечению обстоятельств был явлен слушателям в дни, когда в стране началось общероссийское голосование за поправки в Конституцию.

К слову, о патриотизме и музыке: в годы правления Романовых появились первые консерватории, в провинции - музыкальные классы. Томск оказался в числе тех городов, где начиналась профессиональная подготовка музыкантов, когда на базе первых музыкальных классов было открыто первое в Сибири музыкальное училище.

Музыкальное образование получали и члены правящей семьи. Каждый из преподавателей старался прививать любовь к музыке, как русской, так и европейской. Неудивительно, что Александр I оказался знатоком флейтовой музыки, как и его «коллега» - Фридрих II Великий, прозванный королем-флейтистом. Неизвестно, правда, играл ли сам император, но его коллекция флейт положила начало петербургскому Музею музыкального и театрального искусства, который первоначально был музеем Придворного оркестра. В этом же музее хранятся корнеты, принадлежавшие Александру III, скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные императрицей Александрой Федоровной супругу Николаю I, и виолончель, преподнесенная в подарок Николаю II.

Ведущая концерта напомнила слушателям и о том, что сама форма концертной жизни появилась благодаря Романовым, а точнее, благодаря твердой воле Петра Первого. Одобрение великим князем Михаилом Павловичем строительства железной дороги до Павловска было связано… с музыкой. В Павловском вокзале король вальсов Иоганн Штраус исполнял свои вальсы. Его вальс «На прекрасном голубом Дунае», но в переложении для органа Дж. Скотта, прозвучал в исполнении Марии Блажевич.

Однако самый ощутимый вклад в музыкальную культуру России слушатели концерта «Династия Романовых» почувствовали, когда стали звучать романсы на стихи загадочного «К.Р.». Под этим псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, с которым был дружен Петр Ильич Чайковский. Его романсы и серенаду исполнили Ирина Макарова и Вячеслав Клименко. И хотя исполнение этих вокальных произведений – не внове, но в контексте концерта они прозвучали свежо и на такой высокой лирической ноте, что затмили «государственный» статус поэта, вызвав к нему симпатию как человеку, тонко чувствующему музыкальность и красоту слова.

Романс «Сирень» на стихи Александра Блока открыл еще одну страницу монаршего благоволения к этому жанру. На этот раз со стороны Николая II, будто бы он исполнял его. Правда, история, которую поведала Василина Сыпченко, оказалась неоднозначной и представляет, по сути, загадку: чей же романс с названием «Сирень» пел последний российский император – Сергея Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой, который ему нравился, или «Сирень» на стихи Александра Блока. Глеб Панфилов в своем фильме «Романовы. Венценосная семья» остановился на версии блоковских стихов, так как он использовал ноты тех музыкальных произведений, которые императорская семья взяла с собой в Тобольск. Но в фильме музыку к этим стихам писал современный композитор Вадим Биберган. Так или иначе, но романс Бибергана на стихи Блока, прозвучавший в прекрасном исполнении Екатерины Клеменс, украсил концерт и одобрительную реакцию публики.

«Вы, как две прекрасные феи, подарили волшебство чудесного романса «Сирень», - написала на странице Марии Блажевич в соцсети «В контакте» жительница Нижнего Тагила Татьяна Евдокимова.

Благодарила она и всю команду «за такой прекрасный концерт»: «Ваша команда – супер! Василина - прекрасный рассказчик, Мария Блажевич - виртуозный исполнитель, вокалисты прекрасны! Браво! Особенно мне понравился дуэт Марии и Екатерины. Здорово, что концерт смогли увидеть гораздо больше людей, чем это планировалось сделать в Томске».

Своим отзывом Татьяна Евдокимова подтвердила факт расширения зрительской аудитории за счет онлайн-трансляций концертов. Когда-то она оказалась слушательницей «живого» концерта Марии Блажевич и Евгения Штейнмиллера, с тех пор следит за их творчеством, а теперь, благодаря трансляции через Интернет, открыла для себя новых исполнителей в Томской филармонии.

В завершении «королевского» вечера прозвучала органная версия императорского гимна «Боже, царя храни», написанного Алексеем Львовым, и который импонировал царской семье. Так на торжественной ноте король инструментов – орган – завершил цикл концертов о царствующих особах Германии и России и их отношении к музыке.

Татьяна ВЕСНИНА

rom_01.jpg

rom_02.jpg

rom_03.jpg

rom_04.jpg

rom_05.jpg

rom_06.jpg

rom_07.jpg