bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Три мировых премьеры к юбилею

Томский композитор Константин Лакин собрал аншлаг в Органном зале филармонии

День 29 января останется яркой страницей в музыкальной летописи Томска. В верхнем левом углу крупными буквами выведено имя юбиляра: «Константин Михайлович Лакин. 80 лет». Избранные страницы биографии композитора на концерте представила музыковед Василина Сыпченко.

Органный зал филармонии в этот вечер не смог вместить всех желающих услышать композитора Лакина, который живет и творит в нашем городе почти полвека. Поздравить единственного члена Союза композиторов России приехали представители творческого союза из Новосибирска. Памятный адрес зачитал Андрей Кротов.



Рапсодия для большого симфонического оркестра, две песни для баритона «Бессмертный полк» и «Волшебный мой край», Концерт №1 для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Алые паруса», симфония – сюита в 6 частях «Томск» – программа юбилейного концерта оказалась весьма насыщенной разножанровой музыкой. Что особенно важно: к своему юбилею патриарх музыкального Томска приготовил три премьеры.

Мировой премьерой и открыли концерт. Рапсодия, законченная в июне 2019 года, прозвучала в исполнении Томского Академического симфонического оркестра ярко и мощно. Именно для этого коллектива она и была написана и ему посвящена. Готовил к премьере и исполнял новое произведение главный дирижер оркестра Михаил Грановский. Все особенности лакинского письма интерпретированы были точно.




Если в Рапсодии четыре эпизода чередовались по настроению: эпическое несколько мрачное начало, передаваемое красками медных духовых и ударных инструментов, уступало веселому народному празднику, где струнные состязались с деревянными духовыми, то в симфонической поэме «Алые паруса» солирующая скрипка Семена Промое вела за собой оркестр. Голос скрипки олицетворял Ассоль, а оркестр играл роль моря в разных его состояниях. Премьера этого произведения состоялась в 2017 году, и ее так же впервые исполнял Томский Академический симфонический оркестр. Тогда за дирижерским пультом стоял сын Константина Михайловича, Александр. На юбилейном вечере «Алые паруса» прозвучали в обновленной редакции в интерпретации маэстро Михаила Грановского.



Второе отделение концерта тоже открыли премьерами. Две песни на стихи Жанны Рыбаковой, жены и музы Константина Михайловича, прозвучали в исполнении солиста Томской филармонии Вячеслава Клименко. А Гимн городу на стихи Рыбаковой (одна из частей сюиты «Томск») спела Хоровая капелла ТГУ. Песню «Бессмертный полк» композитор посвятил памяти своего отца, художника Михаила Лакина, погибшего в 1943-м, под Воронежем.

Маэстро Константин Лакин не скрывает, что его музыка биографична, но рассказывает она не столько о внешних событиях, сколько отражает его внутреннее состояние. О тревогах и прозрениях человека творческой души повествовала скрипка народного артиста России Сергея Зеленкина, когда он исполнял скрипичный Концерт №1, который композитор посвятил именно ему в 1985 году. Этот концерт звучал во многих городах России и за рубежом.



Завершился юбилейный концерт масштабным эпическим полотном – симфонией –сюитой «Томск» с участием Хоровой капеллы Томского государственного университета (руководитель и дирижер – Вячеслав Сотников). Написана она была в 2003 году, к 400-летию Томска и уже звучала в исполнении Томского симфонического оркестра. Но торжественность музыки и ее романтический строй создали у всех ощущение, что не только композитор празднует свой юбилей, но и весь город.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.