bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Иван-солдат и вся Сибирь

Исполнением оперы Эдисона Денисова «Иван-солдат» Томская филармония завершила Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова, посвященный 90-летию со дня рождения композитора

«Будьте здоровы, Иван и царевна!» - провозглашает радостно народ. Анна-царевна в нежных объятиях Ивана-солдата. Довольный и величественный взгляд Царя. Все счастливы и празднуют свадьбу! И, как писал Пушкин, «никто с начала мира не видал такого пира». В традициях народных сказок герой, пройдя испытания, приложив свой ум и хитрость, добивается своей цели. Так и произошло в опере Эдисона Денисова «Иван-солдат».
26 ноября 2019 года исполнением оперы Томская областная государственная филармония завершила Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова, который проходил с апреля по ноябрь 2019 года в Томской области при поддержке Министерства культуры РФ и Администрации Томской области.



Опера «Иван-солдат» Денисовым была создана ровно 60 лет назад – в 1959 году. В своих воспоминаниях Денисов писал: «Я купил у букиниста старое и большое издание сказок Афанасьева, которыми зачитывался. На одну из этих сказок я и написал оперу. Либретто я делал сам…». Оперой он завершал обучение в аспирантуре Московской консерватории. Именно тогда и состоялось первое исполнение оперы, а точнее только первой картины. На этом сценическая жизнь оперы приостановилась более чем на 50 лет!

Идея дать новую жизнь не совсем завершенного произведения (сам Денисов в партитуре написал только первую картину, Ариозо царевны и Колыбельную из четвертой картины) родилась в 2015 году. В Томск для участия в мероприятиях, посвященных памяти Денисова была приглашена вдова композитора Екатерина Купровская-Денисова. Именно тогда во время совместного обсуждения планов томских коллег и возникла мысль об исполнении оперы.



Оркестровую версию на основе авторского клавира согласился сделать ученик Денисова Юрий Каспаров. В работе над партитурой, как сказал сам Ю. Каспаров, он не дописывал никаких контрапунктов и полностью, до ноты, сохранил денисовский текст, как он есть. «Я хотел, чтобы меня вообще не было видно за этой оркестровкой. Конечно, разного рода контрапункты оживили бы оперу, сделали её ещё более интересной и насыщенной с музыкальной точки зрения, но здесь не тот случай, когда можно допускать подобные вольности…. Одна из моих задач заключалась в создании оркестру максимально комфортных условий, чтобы оркестрантам играть было удобно».

Мало кто верил в успех подобного «авантюрного» мероприятия, но 15 декабря 2016 года в концертном зале Центра культуры Томского государственного университета опера была поставлена силами двух образовательных учреждений – Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова и Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Обо всех деталях этой постановки рассказывается в полнометражном документальном фильме режиссёра и продюсера Натальи Ивановой (Москва).



К сожалению, исполнение оперы состоялось только один раз! Несмотря на актуальность сказочного сюжета, интересное, нетривиальное его развитие, яркость образов и индивидуальность композиторского стиля, опера «Иван-солдат» вновь осталась в стороне от музыкально-театральной индустрии. «Героизм» томичей не подвиг продюсеров музыкальных и оперных театров на совершение «подвига». Но томичи не стали останавливаться на достигнутом и в конце 2018 года организатор первой томской постановки Василина Сыпченко, заведующий музыкальной частью Томской филармонии, помощник режиссера второй постановки, инициирует очередное исполнение оперы. Идея была одобрена и поддержана директором филармонии Наталией Чабовской, которая сама всегда принимала активное участие в реализации проектов, связанных с пропагандой современной музыки. На этот раз в творческий процесс, организованный Томской филармонией, была вовлечена практически вся Западная Сибирь – Томск, Кемерово и Новосибирск
Для Томской филармонии исполнение оперы дело не совсем привычное, но и не новое. Уже были концертные исполнения опер с участием томских и приглашенных солистов С. Рахманинова «Алеко», П. Чайковского «Евгений Онегин», Ж. Бизе « Кармен», сценическая постановка моно-оперы М. Таривердиева «Ожидание». Последний раз к жанру оперы филармония обращалась в 2016 году, когда была представлена в концертном исполнении с использованием театральных костюмов и видео-сопровождения опера современного композитора Олега Проститова «Ермак», специально созданная по заказу филармонии.



Постановка «Ивана-солдата» должна была быть сделана, «как в оперном театре», где есть музыка, сценография и сценическое действие. Учитывая тот факт, что в Томске опера уже исполнялась, перед режиссером Василием Лукьяненко (Новосибирск) стояла задача – не повториться, а, как сказал сам режиссер, «раскрыть произведение, ничего не надумывая, потому что композитор уже все заложил в клавире». И, судя по реакции зрителей, в числе которых были томские музыканты, неоднократно соприкасающиеся с творениями Денисова, постановка, которую готовили в течение восьми месяцев, удалась.

Для исполнения оперы была взята партитура, сделанная Ю. Каспаровым, в которую некоторые корректировки для исполнения оркестром Томской филармонии внес Михаил Грановский, художественный руководитель и главный дирижер коллектива.



Очень важную функцию в опере играет хор. В каждой картине он выступает в разных ролях: няньки-мамки, глашатаев, матросов, стражников, голи кабацкой, народа на площади. Поэтому от хора требуется постоянное перевоплощение. Найти профессионального «хорового» партнера оказалось непросто. (Увы, своего хорового коллектива в Томской филармонии нет). На предложение о сотрудничестве откликнулся Губернаторский камерный хор Кузбасса (художественный руководитель и главный дирижер – Ольга Шабалина, главный хормейстер - Михаил Казанин).

В музыку Денисова коллектив впервые «погрузился» в апреле 2019 года, участвуя в концерте-открытии фестиваля «Классическое лето». Камерный хор - коллектив не театральный. Исполнять непростые хоровые партии, написанные композитором, и одновременно двигаться, для артистов, не имеющих подобного опыта, было бы нелегко. Кроме того, у коллектива был очень плотный и насыщенный собственный концертный график, который не позволял заниматься только оперой. Поэтому режиссером было принято решение: хор разместить на сцене традиционно – на хоровых станках (в черных классических костюмах) и оставить ему только роль «поющую». На игровые роли пригласили хореографический коллектив – Школу-студию народного танца «Русские забавы» Дворца творчества детей и молодёжи Томска (руководители: Ольга Алексеева и Наталья Гаврилюк) и студентов специальности «Вокальное искусство» Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова. Со своей задачей все коллективы справились отлично! Тем более, их поддерживал режиссер и хореограф Василий Лукьяненко, принимающий активное участие во всех хореографических сценах. На премьере, он привел в восторг публику, сделав вместо традиционного поклона кульбит.



Ни одна опера не может обойтись без солистов. В «Иване-солдате», на первый взгляд, кажется, что солистов в опере не много, поскольку развернутые сольные партии имеют всего четыре персонажа: Иван-солдат, Анна-царевна, Царь и Мамка-нянька. Остальные роли второго плана, но каждая из них, как и исполнение ведущих партий, от вокалистов требовала скрупулёзной работы.

По мнению слушателей, опера «Иван-солдат», вопреки некоторым предубеждением, касающихся музыки Денисова, очень хорошо ложиться на слух. Он отлично знал русский фольклор, и это прослушивается в каждом такте оперы, хотя прямых цитат не использует, за исключением небольшого эпизода в третьей картине, где звучит мелодия песни «Ой вставала я ранешенько». В остальном, Денисов, переосмыслив народные мелодии, помещает их в оправу своего оригинального композиторского стиля. Опера звучит по-русски. Для солистов же изучение материала стала работой очень трудоемкой, так как денисовский язык сильно отличается от стиля классиков, чьи произведения в основном составляют репертуар солистов.



Прежде всего, героизм проявил Андрей Гладков, баритон Новосибирской филармонии, подготовив главную партию Ивана-солдата всего за две недели! (Так случилось, потому что планируемый солист отказался от участия в постановке ровно за месяц до премьеры и, пришлось срочно искать замену). Андрей и вокально, и артистически раскрыл образ Ивана-солдата: сосредоточенный и эмоционально-сдержанный на службе, покорный в присутствии Царя, разухабистый в кабаке, нежный и влюбленный с царевной. Он рассудителен, умен, хитер и порою остер на язык («…Кабы мне да столько денег, да я бы тоже царем бы был»). Некоторые из выражений Ивана вызывали смех в зале: «Я часовой!.. Солдат! Из тех, кто в часах сидит»,- выходя из часов, отвечал он Царевне.



Образ Царевны удивительно гармонично сочетался с вокальными данными и человеческими качествами её исполнительницы - Екатерины Клеменс, сопрано Томской филармонии. Утонченность, возвышенность, доброта, где-то даже наивность и желание испытать светлые чувства – все эти качества Екатерина воплотила в своей Царевне с легкостью.



В роли Мамки-няньки Светлана Черепова, солистка Капеллы Томского государственного университета, выступала уже второй раз. Он была единственной из солистов первой постановки. Но работа с другими партнерами, новыми дирижером и режиссером дали возможность по-другому раскрыть образ.



Глубокий бас и пронзительный взгляд Владимира Коварского, солиста Новосибирской филармонии, ещё на репетициях указывал на то, что перед нами настоящий Царь – умный, властный, у которого всё под контролем. Он – правитель государства, и будет так, как он скажет, но слово своё он держит даже данное простому солдату!



Харизматична была Кабатчица – Олеся Журавкина. Не так часто солистке Новосибирской филармонии приходиться выезжать на сцену на телеге, пританцовывать и при этом исполнять непростую музыку Денисова. Но Олесе это всё удалось.

Двойная нагрузка легла на исполнителей второстепенных, но очень важных ролей. Играя несколько ролей им было необходимо быстро, не только переодеваясь в другие костюмы, но и перевоплощаться. Вячеслав Клименко, баритон Томской филармонии, был Палачом и Первым Купцом, Алексей Прилуцкий (Новосибирск) выступал в роли Ефан и Третьего купца, Алексей Поляков, артист Северского музыкального театра сыграл Епифана и Второго купца. В отличие от Вячеслава и Алексея, уже имеющих опыт участия в музыкально-театральных постановках, для Николая Прилуцкого это был дебют на филармонической сцене.

В клавире Денисова были заявлены ещё два солиста – Парень и Первый стражник, но из-за определенных условий, сильно не нарушая замысел композитора, режиссер исключил этих персонажей.

Как говорил режиссер постановки, «тенденция времени: менять формат, что-то делать для визуализации музыки…. Для меня визуальный ряд – это решение музыкальной фактуры».



Чтобы оперу «Иван-солдат» с вниманием и удовольствием не только слушали, но и смотрели, режиссером и художником сценографом Михаилом Заикиным (Новосибирск) было найдено много интересных решений. Так, телега то превращался в кабацкий стол, то «легким движением руки» работников художественно-постановочной части филармонии (заведующий - А.И Кипов) в кровать Анны-царевны. Вместо обычных декораций – видеопроекция разного рода, от картинок-заставок до изображений с использованием сложных видеоэффектов в стиле современных мультимедийных шоу.

Успех оперного спектакля во многом зависит и от профессионализма оркестра. В плане исполнения произведений современных композиторов Томский академический симфонический оркестр можно назвать подготовленным коллективом. Опыт работы над произведениями Тарнопольского, Смирнова, Тихомирова, Денисова помог при подготовке оперы. Несмотря на ограниченное количество репетиций, дирижер Михаил Грановский добился от музыкантов точного прочтения партитуры и исполнения всех интонационных и ритмических сложностей, задуманных автором. Для сохранения состава оркестра и необходимости воплощения художественного замысла оркестр пришлось размещать в трех точка – в оркестровой яме (основная часть оркестра), в правом (две трубы) и левом (ксилофон, вибрафон, челеста) карманах сцены. Это потребовало дополнительного технического оснащения, прежде всего, видеомониторов.



Многое, что было проделано для успешной постановки оперы Эдисона Денисова «Иван-солдат» осталось «за кадром». Но в современных условиях реализовать такой грандиозный проект концертной организации, не имеющей своих костюмерных и реквизиторских цехов, возможно только при наличии хорошей высокопрофессиональной команды, которую смогли собрать в Томской филармонии.

Как только закрылся занавес уже не в зале, а на сцене раздались громкие аплодисменты и возгласы «Ура! Мы это сделали!». Так исполнители поздравляли себя с окончанием грандиозного творческого проекта, реализовать который было не просто.

Текст: Василина СЫПЧЕНКО, заведующая музыкальной частью Томской филармонии, помощник режиссера.

Фото: Игорь ВОЛК.