bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Шанс равный судьбе
Денис Мацуев принял шесть юных томичей в музыкальную семью фонда «Новые имена»


Четыре года назад Томская область вошла в список «мацуевских» регионов, где благотворительный фонд «Новые имена», который он возглавляет, проводит отбор юных музыкантов. Таких регионов – около двадцати. Томск попал в этот «шорт-лист», когда стал принимать у себя музыкальный фестиваль «Денис Мацуев и друзья». Собственно, с «Новых имен» начинался и нынешний четырехдневный фестивальный марафон.

Путь в Москву через мастер-класс


По часу на каждого ребенка, и так три дня подряд – в таком режиме работали три педагога, приглашенные фондом из Московской и Уральской консерваторий – Татьяна Директоренко (фортепиано), Елена Чверток (скрипка) и Анатолий Сидоров (флейта, кларнет). Для двадцати детей из музыкальных школ области первые три дня октября тоже прошли насыщенно. За два дня до начала мастер-классов они выдержали предварительный отбор, сыграв для комиссии произведения повышенной сложности.



И все-таки каждому из них преподаватели консерваторий Москвы и Екатеринбурга дали нужный совет, подсказали, как решить ту или иную проблему для совершенствования техники игры, для понимания сути произведений. Самому юному скрипачу восьмилетнему Александру Дорохову профессор Московской консерватории дала упражнения, чтобы он расслабил кисть и свободно вибрировал.


Профессор Уральской консерватории Анатолий Сидоров в первый день посоветовал Арине Непряхиной и ее педагогу по флейте Надежде Стуровой подобрать такое произведение, чтобы потренировать третий и четвертый пальчики, и уже на следующий день девочка играла этюды Гарибольди. И неочевидная связь итальянского флейтиста и композитора с венским классиком Бетховеном стала наглядной: этюды подготавливали руку для исполнения бетховенской сонаты, которую сейчас разучивает Арина.



Татьяна Директоренко, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории, во время мастер-классов объясняла и учащимся, и их педагогам, что сегодня на Западе приветствуется аутентичное исполнение барочной музыки, прежде всего, музыки Баха, и поэтому «надо играть украшательства поверх нот». Как это сделать, она показывала Полине Колесниковой, которая приготовила для мастер-класса большую программу.



- Как правило, дети делают обычные школьные ошибки, - поясняет профессор Московской консерватории Елена Чверток. – Поэтому мастер-классы – это еще и обмен педагогическим опытом. Мы, педагоги, где бы ни работали, всегда учимся. А дети… Дети везде одинаковы. Они все талантливы. Но важен момент раскрытия ребенка. И, как правило, это момент удовольствия от общения. Потому что музыкант – профессия творческая, а маленький музыкант нуждается в свободе, в открытости.

- Результат мастер-классов – всегда положительный, - считает Галина Прокофьева, артистка симфонического оркестра и педагог ДШИ №5. Вместе со своей ученицей Елизаветой Абдирмановой она отучилась все три дня. – Из общения с преподавателями столичных школ и консерваторий мы узнаем о современных тенденциях в преподавании специальности, о новых методах и приемах. Для нас это краткий курс повышения педагогического мастерства.

Важно и то, что общение с томскими дарованиями было интересно и для педагогов. Как заметила Елена Чверток, каждый преподаватель смотрит на каждого одаренного ребенка с профессиональным прицелом. «Мы ищем себе кадры, - призналась Елена Казимировна. - Консерватория начинается именно с этого: то, как мы воспитываем детей, то и получаем. Раньше с образованием детей в регионах было гораздо лучше. Сейчас уходит поколение советских педагогов, поэтому сейчас ездим по всем регионам, воспитываем себе смену. Сосредотачиваться просто в Москве, это значит, остаться без свежей крови и без наших талантливых детей из провинции».



Ценность таких мастер-классов осознают и сами ученики. Андрей Осин, который уже учится в Томском музыкальном колледже, в свое время ездил в Москву как победитель интернет-конкурса. Его прослушали преподаватели Гнесенки и вдохновили подростка. Он решил заняться флейтой профессионально. На мастер-класс пришел к профессору Уральской консерватории Анатолию Сидорову и почувствовал разницу московской и уральской школы и чем обе отличаются от томской.

- Стипендия – это стимул поучаствовать в мастер-классах, но не меньший стимул – поиграть в кругу хороших музыкантов. Редко попадаются хорошие концерты, но, когда становишься участником такого концерта, возникает ощущение, что ты не просто музыкант, ты – часть чего-то большого.

Андрей Осин не вошел в число стипендиатов, но принял участие в гала-концерте юных музыкантов, который завершал трехдневную «муштру» на мастер-классах.

Приняли в семью



- Эти дни были важными, наполненными волнением и серьезной работой, не только для детей, но и для нас, руководителей фонда «Новые имена», - признался вице-президент фонда Александр Петросян. – Ежегодно около 150 юных музыкантов в стране получают денежные стипендии от фонда. Летом они могут приехать в школу искусств в Суздале. В прошлом году фонд выиграл очень серьезный Президентский грант России, и Томская область вошла в этом президентский проект.

Вместе с начальником департамента по культуре и туризму Томской области Павлом Волком он зажег свечу «Новых имен». Этой традиции уже 30 лет, ей следовали и королева Великобритании, и Папа Римский. Чаша со свечой, символизирующую семью благотворительного фонда «Новые имена», стояла на сцене Органного зала во время гала-концерта, предварявшего торжественную церемонию вручения стипендий.

По итогам трех дневных занятий были определены шесть «новых имен». Строго говоря, новых имен пять, а шестой, вернее шестая – Полина Климова еще в прошлом году стала стипендиатом «Новых имен» и даже съездила в Суздаль. В этом году она подтвердила и высокую оценку педагогов, и свое намерение стать музыкантом. Последует ли она примеру Эвелины Рудер, которая воспользовалась статусом стипендиата фонда и поступила в Московскую специальную музыкальную школу, Полина пока не знает. Но в том, что музыка – ее призвание, убеждена.



Кроме нее, большую музыкальную семью, как называет «Новые имена» нынешний президент фонда Денис Мацуев, пополнили Маргарита Никонова, студентка Томского музыкального колледжа (флейта), Полина Шестко, ученица ДМШ-2 (кларнет), Кристина Евсюкова (скрипка), ученица ДШИ-3, Мария Голикова (фортепиано) из Северска и Анастасия Талах (фортепиано) из Стрежевого. Кроме того, Полина Климова, Маргарита Никонова и Полина Шестко получили путевку в летнюю школу искусств в Суздале.



- Когда услышала свою фамилию среди стипендиатов, испытала и волнение, и восторг одновременно, - признается Полина Шестко. - Это такое волнение, которое преобразуется в радость.

- Дети, которым сегодня вручили стипендию, получили мощный шанс изменить жизнь. Кроме трудолюбия, таланта, в жизни всегда важен шанс, - убежден Павел Волк. – Стипендия фонда «Новые имена» - это шанс попасть в музыкальную элиту страны, возможно, и мира. Шанс встретиться, позаниматься, поработать с лучшими педагогами в этой сфере искусства, которую избрали.

О серьезности отбора свидетельствует и система поддержки дарований: за каждым стипендиатом следят руководители фонда и помогают им делать музыкальную карьеру. Участники фестиваля «Денис Мацуев и друзья» пианистка Александра Довгань, музыкальная сенсация последних двух сезонов, и виолончелистка Анастасия Кобекина, ставшая в этом году лауреатом конкурса Чайковского в Москве, - подтверждают слова Дениса Мацуева, судьбу которого тоже изменил фонд «Новые имена» о том, что фонд – это большая семья, которая заботится о каждом своем члене.



- У вас сегодня успех. И мы поздравляем вас! – обратился народный артист России Денис Мацуев к шести юным томичам. – Но завтра, как говорила основатель фонда Ивета Николаевна Воронова, вам начинать с чистого листа. И так каждый день. Это правило действует всю жизнь. У меня тоже каждый день начинается с чистого листа. Каждый день – новая музыка, новая игра, новые города, страны, новая публика. Я хочу, чтобы вы поняли: то место, где вы сейчас стоите – сцена – это самое сказочное место для любого музыканта. Я желаю вам, чтобы вы находились на ней, как можно дольше.

В качестве напутствия и в подарок зрителям исполнил виртуозное произведение Ференца Листа «Мефисто-вальс», который когда-то давно, еще будучи мальчиком из Иркутска, играл на отборочном туре «Новых имен».

Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.