bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Музыка мира: Россия и Великобритания будут звучать в унисон

Концерт открытия 74-го концертного сезона Томской филармонии дал старт Году музыки в Великобритании и России на томской земле

Недостатка в громких, значимых именах и фигурах на открытии 74-го сезона не было. Даже афиша с фотографиями хедлайнеров концерта и названиями организаций, причастных к событию, настраивало публику на то, что вечер 22 сентября в Томской филармонии будет не рядовым.



Перекрестьем знаменательных музыкальных и культурных событий можно назвать открытие 74-го сезона Томской филармонии и 74-го сезона Томского Академического симфонического оркестра. В этот вечер был дан старт не только новому филармоническому абонементу «Музыка мира», но и международному проекту – Году музыки в Великобритании и России. В свою очередь музыка Англии, составившая большую часть произведений в программе концерта, и музыка великого русского композитора П.И. Чайковского, оказались вписаны в крупный музыкальный фестиваль – Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина, в котором Томск участвует впервые (несмотря на соседство с Новосибирском). Благодаря этому фестивалю Томск услышал, как звучат уникальные инструменты, которым 300 лет – скрипка Монтьяни Сергея Догадина (Россия) и виолончель Габриелли Джамала Алиева (Великобритания), стал свидетелем их виртуозной и глубоко проникновенной игры. 



- Без сомнения, этот вечер будет вписан в историю музыкального Томска, - заметила Оксана Козловская, спикер Законодательного Собрания Томской области, которая поздравила Томскую филармонию и оркестр с открытием нового концертного сезона. – Я хочу чуть-чуть отойти от традиции и поздравить с этим событием всех томичей. Это особый день и особый Год. На этой сцене будут выступать молодые, но уже с мировым именем музыканты. Конечно, в этом есть глубокий смысл. Потому что музыка объединяет людей. Она делает добрее и прекраснее. Как здорово, что в этот день мы снова вместе! Как здорово, что мы вновь прикоснемся к прекрасному. Абсолютно уверена в том, что и 74-й сезон будет ярким, самобытным, запоминающимся!

Свое поздравление Оксана Витальевна завершила словами композитора Эдуарда Артемьева, музыку которого часто исполняет Томский оркестр и с которым он выступал в 2011 году: «Оркестру никогда не найти замену. Когда десятки людей, каждый из которых индивидуальность, складывается в единое звуковое поле, то вас прошибает насквозь». И добавила от себя: «Прошибайте нас насквозь! Мы вас любим. Мы вами восхищаемся. Мы вами гордимся».



Начало сезона – это и отличный повод, чтобы отметить заслуги отдельных музыкантов и наградить юбиляров. И председатель Законодательного собрания от всего депутатского корпуса области поздравила и вручила награды и Благодарственные письма И.В. Сбитневу, ветерану оркестра, который еще недавно сидел на сцене за большим и малым барабаном, скрипачке Н. Ю. Девяшиной, артисту, концертному исполнителю П.Г. Шинкевичу, заведующему отделом по работе со зрителем Е.А. Кузнецовой.

Мысль об объединяющей силе музыки подхватила и развила первый министр, заместитель посла Великобритании в России Линди Сколл. Со сцены Большого концертного зала Томской филармонии она дала старт перекрестному Году музыки Великобритании и России.



- Дорогие томичи, дорогие друзья, - по-русски обратилась к залу госпожа Сколл и услышала в своей адрес благодарные аплодисменты публики. – Приветствую Вас от имени посольства Великобритании и от себя лично. Я очень рада снова быть в Томске. Я приезжала сюда год назад и пришла в восторг от нашего города( и вновь прозвучали аплодисменты как реакция на «наш» город). Поздравляю Томскую филармонию с открытием нового концертного сезона. И я счастлива, что сегодняшняя программа состоит из Британской музыки. Нынешний год – Год музыки Великобритании и России. Мы проводим масштабную, разнообразную программу британской музыки по всей России. Музыка объединяет людей наших стран. Это важно. Потому что культурные связи сейчас важны, как никогда. Спасибо вам за то, что пришли. Я желаю вам прекрасного вечера.

Линди Сколл приехала в Томск вместе с выдающимся виолончелистом из Великобритании Джамалом Алиевым, который исполнил концерт великого английского композитора Эдварда Элгара. Госпожа первый министр посольства напомнила, что Год музыки в России и в Томске продолжит Николас Маккарти, уникальный однорукий пианист, который 5 октября на сцене Органного даст единственный концерт для томичей.



А дальше слово было дано музыке. В исполнении Томского Академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского прозвучало самое известное сочинения Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру» - «Вариации и фуга на тему Пёрселла». Примечательно, что в названии произведения соединились два имени великих композиторов Великобритании. В 1904 году музыкальный критик Оскар Шмиц назвал Англию «страной без музыки», утверждая, что после смерти Пёрселла и Генделя, эта страна ничего не внесла в мировую музыку. Положение исправил в ХХ веке Бенджамин Бриттен: он написал произведения во всех современных ему жанрах музыки.
Но самым часто исполняемым произведением до сих пор остается «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». И действительно, если надо представить не просто голоса симфонического оркестра, но лучших солистов оркестра, это сочинение подходит как никакое другое. Именно в таком ключе можно взглянуть на последовательность номеров программы. Маэстро Михаил Грановский сначала показал оркестр и как ансамблевого исполнителя, его высокий артистизм и мастерство, и как коллектив, где есть прекрасные солисты.



Ответом на музыку Британии прозвучал скрипичный Концерт П.И. Чайковского Ре мажор. Его исполнил Сергей Догадин, лауреат первой премии и обладатель золотой медали XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Как сказал ведущий концерта Дмитрий Ушаков, это настоящее чудо, что у томичей появилась возможность услышать молодого и талантливого исполнителя. Ведь еще летом мы болели за него, когда смотрели финал конкурса в виртуальном зале филармонии.

- Этот концерт прошел сквозь всю мою жизнь, - признался Сергей перед началом репетиции с оркестром. – Впервые я его сыграл в 13 лет, а сегодня мне 31. Сложно играть этот концерт такое количество раз, а сыграл я его, наверное, раз 300, и всегда находить что-то новое. Иначе просто можно сойти с ума от однообразия.

И эти новые краски были найдены.

- Великолепный артист. Как он очень по-русски исполнил эту великую музыку: с мягким глиссандо, он как бы подбирался к звуку и потом давал им насладиться слушателю. Он не просто потрясающий солист, но и прекрасно играл в ансамбле с оркестром. Он вступал в разговор с каждым исполнителем, - заметила в антракте музыковед Томской филармонии Вера Тимофеева.

Во втором отделении балом правила Великобритания. Фантазия на тему английской (ирландской) народной песни «Зеленые рукава» Ральфа Воан-Уильямса в прекрасном исполнении оркестра погрузила публику в культуру Альбиона, которую русские лучше знают по литературе и кинематографу, чем по музыке. Говорят, вдохновленный Шекспиром, композитор задумал Фантазию как часть оперы, но сейчас она звучит как отдельная оркестровая пьеса, яркая и запоминающаяся. Как бы то ни было, но нежный голос флейты с первых нот создал грустно-лирическое настроение, созвучное неброскому пейзажу острова с его холмами и долинами, заросшими вереском и покрытыми туманами, неспешно покачивающимся дилижансом и пасущимися овцами.

Баллада, авторство которой приписывают Генриху VIII, в музыкальном прочтении Михаила Грановского и оркестра нарисовала историко-эпический культурный ландшафт вечера и подготовила восприятие, быть может, самого романтического Концерта для виолончели с оркестром Эдварда Элгара. Солировал в этом сочинении позднего романтика уроженец Азербайджана, а сегодня житель Великобритании восходящая звезда мировой сцены Джамал Алиев. Примечательно, что он окончил тот же Королевский музыкальный колледж, где в свое время учился и Воан-Уильямс.



Голос виолончели мастера Габриелли (1756) звучал так чувственно и глубоко, что ужасы Первой Мировой войны, на которые откликнулся композитор, воспринимались как личное переживание исполнителя. Неслучайно зал встал после окончания Концерта и стоя приветствовал музыканта, оркестра и маэстро.

По словам Джамала Алиева, это сочинение позднего романтика сыграло в его жизни важную роль.

- Я тринадцать лет живу в Англии. Моя музыкальная карьера в этой стране началась с исполнения музыки этого самого известного из английских композиторов, - рассказал он. – Концерт Элгара был самым первым сочинением, с которым я вышел на гастроли с Королевским филармоническим оркестром, это один из ведущих оркестров в Англии. Потом я его исполнял десятки раз. Для меня он такой же любимый, как и музыка Чайковского (Вариации в стиле рококо) и Шостаковича (Первый виолончельный концерт, сонаты).

Для томских слушателей виолончелист и оркестр приготовили сюрприз – романс «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило…». И так душевно все было исполнено, что зал затопила теплая волна светлой радости и грусти одновременно. Но торжественный концерт в честь стольких важных событий маэстро Михаил Грановский решил завершить по-королевски – Коронационным маршем Уильяма Уолтона. И он прозвучал мощно, убедительно, ярко и празднично.

Новый 74-й сезон открыт!

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.