bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

«Как во городе было, во Казани…»
Концерт Томского Академического симфонического оркестра в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева прошел с аншлагом.

Фраза из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Казань брал…» на разные лады обыгрывалась в разговорах музыкантов во время пути от Томска до столицы Татарстана. Никто не скрывал: ехали с желанием покорить казанскую публику. Хотя каждый знал: Казань – город с богатыми музыкальными традициями, с искушенным слушателем, который постоянно ходит в оперу и на концерты симфонического оркестра под управлением А. Сладковского, город, где есть своя консерватория и прекрасный центр современной музыки Софьи Губайдулиной…



Но чем сложнее задача, тем сильнее азарт. У Томского Академического симфонического оркестра была еще и миссия - представить томскую историю и культуру. Концерт, завершавший программу рабочего визита делегации Томской области в Республику Татарстан, одновременно был и визитной карточкой области и подарком жителям Казани.



Первые посетители в Государственный Большой концертный зале им. С. Сайдашева пришли за час до концерта. В ожидании встречи с новым для себя коллективом с интересом изучали буклеты с информацией о Томской филармонии, которая вскоре будет отмечать 75-летие, и с историей Томского Академического симфонического оркестра. Многие начали знакомство с томской культурой, рассматривая фотовыставку. «Прямо, как у нас, в Свияжске!», «И у них есть орган!», «Ну, ладно татары, а откуда эстонцы в Сибири?» - реплики казанцев по интонации совпали с интонацией томичей, не меньше удивлявшихся неожиданному внешнему сближению Томска и Казани.



При всей разнице в истории и архитектуре, нашлись общие черты городского быта. Например, дома в историческом заповеднике «Старо Татарская слобода» архитектурой, сочетанием дерева и камня, особым патриархальным укладом дворового быта томичам сильно напоминали томские улицы исторического района «Заисток», где уже более четырех веков живут томские татары.


Мечеть Марджани на улице К. Насыри казалась родной сестрой томской Белой мечети на Московском тракте, а Закабанная мечеть, построенная в честь 1000-летия принятия ислама, похожа на Красную мечеть Томска.


Но отличия были еще более разительными, и они, прежде всего, бросались в глаза. Тысячелетняя Казань предстала молодой, модной и ультрасовременной. Столичный стиль и ритм города-миллионника чувствовался во всем.
Казань, утопающая в цветах и зелени, с широкими улицами, умным использованием природного ландшафта, с современной инфраструктурой сразу влюбила в себя гостей из сибирского города.

Конечно, поразил Кремль своей стариной и гармоничным сочетанием культур русского и татарского народов. Соблюдение баланса, - этим словосочетанием, хорошо знакомым каждому оркестровому музыканту, объяснила экскурсовод не только близкое соседство двух крупных храмов - мечети Кул Шариф и Благовещенского собора, но и тот факт, что службы в каждом из них ведутся так, чтобы не мешать друг другу.

Экскурсия по историческим местам Казани, организованная министерством культуры республики, предшествовала концерту и стала для музыкантов своеобразным камертоном, помогла уловить настроение города и его жителей.

Концертная программа была выстроена на созвучиях томской и казанской истории. Казанские татары стали заселять томский Заисток еще в начале XIX века, а в конце того же столетия пять профессоров Казанского университета стали первыми преподавателями первого за Уралом Томского Императорского университета, и даже первый попечитель университета Василий Флоринский прибыл из Казани.

Из Казани в Томск приехал и ученый садовник Порфирий Крылов, под руководством которого был создан Ботанический сад, Университетская роща, Городской сад и Пушкинский парк. Казанские слушатели узнали и о томских татарах, без которых трудно представить сегодняшний культурный Томск, – о композиторе и хормейстере Фарите Тугушеве, о певце Рамиле Сафиуллине, о джазмене Асхате Сайфуллине.

Но первые аплодисменты заслужил томский композитор Константин Лакин. Его гимн Томску открывал концерт, и когда зрители услышали, что автор музыки - выпускник Казанской консерватории, они незамедлительно выразили свою радость и уважение. Такими же аплодисментами публика приветствовала и других выпускников консерватории, которые внесли значительный вклад в культуру Томска – руководителей и дирижеров Хоровой капеллы ТГУ Виктора Кузьминова и профессора, заслуженного деятеля искусств России Виталия Сотникова.

Своей альма-матерью считает Казанскую консерваторию и штатный органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков, учившийся у Рубина Абдуллина, ректора консерватории. Лауреат всероссийских и международных конкурсов вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра Михаила Грановского исполнил финал Симфонии № 6 соль минор для органа и оркестра Ш.-М. Видора.

Этот номер завершал программу концерта, который томские музыканты отыграли на одном дыхании. Полтора часа не заметно пролетели и для публики, которая до отказа заполнила прекрасный по акустике Государственный Большой концертный зал имени С. Сайдашева. Вместе с музыкантами благодаря видеофильму и рассказу, который вел артист Евгений Шевелев, она совершила заочное путешествие по Томской области, познакомилась с достопримечательностями города, с сибирской природой, с культурными брендами региона.

Программа концерта была выстроена так, чтобы слушатели получили возможность испытать радость и удовольствие от встречи с любимой и хорошо знакомой музыкой – вальсами и танцами из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», Увертюрой к опере «Кармен» Ж. Бизе, песнями и пьесами И. О. Дунаевского и Д. Д. Шостаковича из кинофильмов «Цирк», «Веселые ребята» и «Овод». Жители Казани смогли оценить мастерство молодых солистов оркестра Томской филармонии. Сначала Богдан Ридный покорил зал мягким и нежным звучанием своей скрипки, «Размышления» Ж. Массне вызвали шепот восхищения.

Виртуозным исполнением произведения-шутки А. Шрайнера «Все меньше» Евгений Лукьянчук привел в восторг зал: играя, он разобрал кларнет до мундштука! Озорная полька И. Штрауса «На охоте» подняла градус зрительского веселья «неожиданными» выстрелами.

Не менее виртуозная игра на ксилофоне Владимира Дорохова во время исполнения «Шмелиного буги» Д. Фины усилила яркость музыкальных впечатлений.

Овациями зал встречал и провожал народную артистку России Людмилу Травкину, солистку Северского музыкального театра, которая выступала с Томским симфоническим оркестром. После арии Сильвы из одноименной оперетты И. Кальмана ее не хотели отпускать со сцены.

В родном городе Софьи Губайдулиной, композитора-авангардиста, не могла не прозвучать музыка основателя школы авангардной музыки, уроженца Томска - Эдисона Денисова. Фрагмент из балета «Исповедь» оркестр сыграл так тонко и нежно, что вызвал восторг и удивление знатоков музыки. «Потрясающе насыщенное пиано! Дирижеру удалось дать точную трактовку «Исповеди». Оркестр звучал на уровне ведущих симфонических коллективов России», – отметил доцент Казанской консерватории Александр Овчинников.



На прощание оркестр и маэстро подарили доброжелательной публике польку И. Штрауса «Гром и молния». Михаил Грановский дирижировал и оркестром, и публикой.

«Какой замечательный у вас оркестр! А сколько нового мы узнали о томских татарах и Томске! Спасибо за этот замечательный вечер! Мы обожаем симфоническую классику, она прозвучала прекрасно. Душа поет, как жаль, что закончился концерт!», - с такими словами уходили из Государственного Большого концертного зала им. С. Сайдашева ветераны Тамара Кудрявцева и Саная Абдухатова. «Настроение прекрасное. Оркестр играл для нас, для каждого, и это чувствовалось, дирижером просто любовались, музыка попадала в самое сердце», - поддержали ветеранов представители среднего поколения казанцев.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.