bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Юбиляры снаружи и изнутри

Бернстайн, Гершвин, Пуччини, Мендельсон и Мусоргский стали ньюсмейкерами абонемента «ВСтиле» в минувшем сезоне.

«Исправьте ошибку», «у вас название неправильное» - такова была первая реакция на новинку филармонического абонемента - «ВСтиле» в 2017 году. В нынешнем сезоне уже таких замечаний не было. Быть ВСтиле понравилось тем, кто ценит камерную музыку.

Однако внутри абонемента произошли изменения. Формат камерного, «почти домашнего музыцирования» изменился на торжественный прием в честь юбиляра. Именно таким увидела этот абонемент его автор – музыковед Вера Тимофеева. «Юбилей – отличный повод для встречи с шедеврами музыкального искусства и их авторами», - написано в аннотации абонемента.
Под авторами подразумевались композиторы, поэтому все четыре концерта были посвящены композиторам, чьи юбилеи пришлись на период с октября по апрель. Таким образом, в список попали Джордж Гершвин, Леонард Бернстайн, Джакомо Пуччини, Феликс Мендельсон-Бартольди, Модест Мусоргский.



«Прием в честь юбиляра» стал действительно приемом, режиссерским ходом, который позволял, с одной стороны, просвещать публику, то есть знакомить с фактами биографии и творчества юбиляра, с другой – показать творчество композитора через «магический кристалл» камерного исполнительства. Ведь формат абонемента и предполагает камерное звучание даже оперных сочинений. Обе эти задачи предельно честно и со стороны автора сценариев концертов, и со стороны исполнителей выполнялись.
Если в концерте 5 октября «HAPPY BIRTHDAY. Юбилейная Америка», приуроченного к 100-летию со дня рождения Л. Бернстайна и 120-летию Д. Гершвина, прозвучали популярные, любимые, часто звучащие мелодии, как например, Рапсодия в стиле блюз Гершвина, то в концерте 19 апреля, посвященном 180-летию М. Мусоргского были исполнены фрагменты из оперы «Борис Годунов», которая в Томске не звучала очень давно, потому что в филармонии нет своего баса. (На роль Бориса пригласили Евгения Дмитриева из Музыкального театра Кузбасса).

Исполнительский аспект далеко не последнюю роль играл в составлении программ концертов. Так, невозможно было представить «юбилейную Америку» без джаза, а джаз – это не только вокал, преимущественно женский. Какой джаз без кларнета и саксофона?! Или джазового рояля?! А флейта пригодилась для мюзикла, которому тоже нашлось место в концерте. Донести очарования и красоту синкоп и показать богатую палитру джазовых акцентов, «хулиганских» выходок инструментов были призваны Всеволод Ивашковский (кларнет, саксофон), Евгений Некрасов (флейта), Павел Шинкевич (фортепиано), вокалисты – Юлия Шинкевич, Екатерина Клеменс, Ирина Макарова, Евгений Штеймиллер, Вячеслав Клименко. Музыканты задали джазово-именинное настроение, представив Гершвина и Бернстайна «изнутри», т.е. через музыку.



Дата рождения другого юбиляра – маэстро Пуччини – 22 декабря подсказала название концерту «Новый год у маэстро Пуччини» и форму подачи биографического и музыкального материала. По воле режиссера концерта все оказались среди … персонажей опер Пуччини, а те в свою очередь пришли поздравить маэстро со 160-летием. Конечно, если бы этот замысел можно было воплотить, как в театре, с помощью света и сценографии, то, возможно, эффект присутствия был бы более ощутим. Но концертный вариант исполнения оперных партий обусловил минимальные «спецэффекты» - только участие плазменного экрана. Аромат большой оперы и чудесно-новогоднего настроения создавали вокалисты, ставшие главными героями вечера: Елена Бурова (Тоска, Лиу), Екатерина Клеменс (Мюзетта, Лауретта), Юлия Шинкевич (Мими, Чио-Чио сан), Вячеслав Клименко (Скарпия), Евгений Штейнмиллер (Джани Скикки), Денис Дорофеев (Каварадосси, Принц Калаф).



На концерте, посвященном 210-летию Ф. Мендельсона, был найден интересный прием – сквозной лейтмотив, который отлично сработал не только на Мендельсона, но и на Мусоргского в следующем концерте. В первом случае это была фортепианная «Песня без слов» (это сочинение и дало название концерту). Светлана Чудакова вела тему, соединяя салонные романсы и инструментальные пьесы. Во втором случае – «Картинки с выставки», которые связывали воедино рассказ о самобытном гении Мусоргского и фрагменты из опер «Борис Годунов», «Хованщина», романсы и шутливую Песню о блохе. Роль ведущего лейтмотива исполнил Павел Шинкевич.



Сквозной лейтмотив не только цементировал разнородные фрагменты литературно-музыкальной композиции, но подхватывал и развивал мысль, как биографическую, так и делал музыкальную огранку вокальным номерам.
Попутно заметим, что юбилей Мендельсона–Бартольди не остался незамеченным и составителями программ других концертов. Буквально через два дня после камерного концерта 24 февраля на сцене того же Органного зала в исполнении Томского Академического симфонического оркестра прозвучала «Реформаторская» симфония Мендельсона, а еще через некоторое время ансамбль «Sonore» обратился к его фортепианному трио.



И все-таки юбилейные портреты, несмотря на камерность, давали наиболее полное представление о личности. И в этом плане были хороши для слушателей, которые только начинают приобретать слушательский опыт. К тому же, приношения юбилярам были хороши и тем, что позволяли солистам концертно-камерного отдела работать с материалом разножанровым, разнохарактерным, в том числе с трудным для исполнительства, но на таких «ролях» и растет артист.

В следующем сезоне абонемент «ВСтиле» сохранит за собой формат, но сменит прием. Обращаясь к жанру романса, песни, оперетте и оперы, он выведет эти камерные произведения на улицу или, напротив, поместит их в частную квартиру, то есть будет экспериментировать с пространством.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.