bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Александр Постников: «В музыке ухвачено про любовь. Это главное»

28 апреля последний раз в этом году «Музыкальный кинозал» открыт для всех слушателей! 

Название концерту дал фильм, где звучит музыка Эдисона Денисова – «Безымянная звезда». В Томском театре драмы недавно состоялась премьера по пьесе Михаила Себастьяна. Пройти мимо этого совпадения было нельзя.

Классическая комедийная ситуация, когда два человека говорят о разном, но думают, что об одном и том же, предшествовала нашей беседе с заслуженным артистом России Александром Постниковым.

Я просила его пересмотреть «Безымянную звезду», тот самый фильм с Костолевским и Вертинской, которых повсюду сопровождает лирическая музыка Денисова. Именно о ней, о музыке из фильма, которая будет звучать в предстоящем концерте «Безымянная звезда», собиралась поговорить с актером Театра драмы, сыгравшем роль господина Испаса, начальника станции в недавней театральной премьере «Безымянная звезда». И не просто сыгравший, а превосходно сыгравший. Конечно, начальника станции в исполнении Михаила Светина забывать невозможно. Но! Господина Испаса – Постникова тоже забыть невозможно! Как он двигается! Как он околдовывает, очаровывает, заговаривает, завораживает своим плетением словес не только персонажей, но и зрителей!



Словом, я говорю: «Пересмотри». «Зачем пересматривать? Я в ней играю», - услышала я в трубку. Играет? То есть снимался? Почему я не знала до сих пор? А почему бы и нет! Открылся же учитель Мирою безымянную звезду, а учитель Удря написал симфонию в четырех частях… В конце концов, в 1977-м вышел фильм «Весенний призыв», где играет совсем молоденький Александр Постников, а «Безымянная звезда» была снята на Свердловской киностудии в 1978-м.


Стоит ли говорить, что фильм Михаила Козакова я изучала чуть не под лупой, особенно массовые сцены – на вокзале, в кафе, в кинотеатре – где проходит настоящая жизнь маленького заштатного городка, имеющего тюрьму, полицию и гимназию. Но ни в одном квадратном сантиметре не увидела знакомое лицо…

- Саша, простите, - начала я наш разговор, - но в двух сериях я не увидела вас. В каком эпизоде снимались?

- А я и не снимался у Козакова. Там снимался Михаил Семенович Светин, который играл ту же роль, что я играю в спектакле – господина Испаса. Фильм собрал замечательных актеров – Михаил Козаков, Игорь Костолевский, Анастасия Вертинская… Я всех их знаю по жизни. Мне, например, приятно, что играл на одной сцене с Михаилом Семеновичем Светиным в Театре комедии имени Николая Акимова.



- В каких спектаклях?

- В «Тени» по Евгению Шварцу. Михаил Семенович играл одного из Советников, а у меня была роль Тайного Советника. Меня часа два гримировали перед спектаклем. У меня был «лысый» парик, брови какие-то чудовищные, из гумоза нос огромный. Я появлялся на сцене, у нас со Светиным было несколько общих сцен.

С Михаилом Семеновичем рядом существовать очень сложно. Потому что человек комедийный по сути, по внешности и по «внутренности». Весь набор. У него любая роль – это комедия. Но не там, где комикуют, а там, где надо работать.

В спектакле по Шукшину (поставлен по рассказам) у нас с ним тоже была сцена. Начинался спектакль с того, что в колхозе шло собрание, и каждый рассказывал свою версию случившегося происшествия. В той постановке занят был не только Михаил Семенович, но и другие замечательные актеры из театра. Это был конец 80-х – начало 90-х. Я семь лет отработал в Театре комедии Акимова. Там я многому научился. Опыт бесценный.

- Но вернемся к «космогонической» музыке Денисова, к музыке случайных неслучайных встреч… Для вас о чем музыка?

- Музыка не о ЧЕМ, а музыка – КАК. Какие эмоции она рождает. Мне кажется, в музыке ухвачено про любовь. Это главное. Тема любви, тема романтизма, тема надежды на самое невероятное. Да, траекторию звезды изменить невозможно. У каждого человека есть судьба. Иногда она кончается… нехорошо, не так, как мы хотели бы… И в этом трагедия человека. Человек перед Космосом одинок. Мы думаем: вот семья, дети, дом, и все у тебя замечательно. Но иногда выходишь из дома, смотришь на Томь и понимаешь, что ты одинок. …

Интервью в полном формате будет опубликовано позже.