bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Танцы вчетвером
квартет1

Шестой год подряд встреча с ним наступает неизбежно, как сессия у студентов. И так же два раза в год – зимой и летом. Такова традиция. Фортепианный квартет «2 х 2», созданный Светланой Чудаковой осенью 2015 года, в эту зимнюю «сессию» держал экзамен по танцам. Поэтому вечер так и назвали: «Приглашение к танцу».

Однако никто не танцевал. Хотя в Органном зале звучали мелодии вальса, полонеза, галопа, тустепа и даже лезгинки. Но никто и не удивлялся, что нет танцующих пар. Достаточно было одного напоминания ведущей концерта Василины Сыпченко, что в иные годы в феврале в прекрасной Вене шли балы, как включалось воображение. А быть может, воображение включилось с первыми аккордами Парафраза на тему П. И. Чайковского, когда слушатели сначала узнали вальс из «Лебединого озера», а потом полонез из «Евгения Онегина»... Слушали – и мысленно танцевали или представляли, как по паркету движутся фигуры… Можно было воображать себя в Мьюзикферайне или на балу в дворянском собрании.

Впрочем, когда на сцене два рояля (и у каждого три «ноги») и четыре пианистки (восемь рук), и они одновременно играют Хроматический галоп Ференца Листа – это шоу. Незабываемое шоу. Вот представьте себе –четыре солиста, четыре ярких личности, четыре красивых женщины – Светлана Чудакова, Наталья Скрипник, Валентина Шитикова и Алиса Ефромеева – в невероятно быстром темпе ударяют то вместе, то по очереди по клавишам. Их пальцы действительно неудержимо быстро скачут по черно-белым клавишам. И от этого скачущего ритма – голова кругом.

Мало Ференца Листа – так прекрасная четверка добавляет градус вечеру, исполняя остроумную, зажигательную пьесу французского композитора Альбера Лавиньяка! Настроение в зале стало сразу легкомысленно прекрасным… как будто нет никаких строгой социальной дистанции, масок и прочего антуража пандемии. А не в меру резвая фантазия отдельных слушателей помогла им оказаться в атмосфере куртуазного Парижа.

квартет2           квартет3

Привычка слушать танцевальную музыку сидя в зале родилась давно. Пожалуй, с того момента, как возник балет, то есть когда танцы перенесли на сцену театра. И это удовольствие наслаждаться пассажами музыкантов всегда числилось по разряду аристократических удовольствий. Но, сочиняя свои Симфонические танцы, Сергей Васильевич Рахманинов думал совершенно не об удовольствии. Он прощался с миром. Это его «прости» наполнено такой болью! Особенно драматична вторая часть, которую в четыре руки сыграли Светлана Чудакова и Алиса Ефромеева. Эта меланхолия в темпе вальса брала за душу!

Вальс в программе вечера звучал часто. И в самом неожиданном контексте. Там, именно вальс представлял первую национальную оперу Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», несмотря на то, что ее главный герой – мужик, Иван Сусанин. В чем-то он перекликался с вальсом из Струнной серенады Петра Ильича Чайковского, который прозвучал в Парафразе. Эти были три минуты, когда квартет легко, изящно дарил незабываемые мгновения. А, допустим, Лирический вальс Александра Цфасмана – это совершенно другая эпоха, а, значит, и другое настроение, хотя все те «раз, два, три… раз, два, три… и по кругу, по кругу…дайте ж, сударыня, руку…».

Прекрасна была не только музыка, звучал ли жгучий и томный Астор Пьяццолла, или зажигательный Арам Хачатурян с лезгинкой из балета «Гаяне», или Милий Балакирев, удививший мир фантазией «Исламей», но великолепна была и игра квартета. Наблюдать, как мелодии перетекают от одной пары рук к другой, как одна солистка начинает, а ей отвечают другие три – поистине изысканное зрелище, эпикурейство для меломанов. А ценители фортепианного искусства непременно отметили очень хорошую школу, технически безупречную игру. Ведь многие пьесы требовали виртуозности от исполнительниц. Та же фантазия «Исламей» по уровню технической сложности повлияла на всю дальнейшую фортепианную музыку. И Морис Равель, сочиняя своего «Ночного Гаспара», держал в голове балакиревскую пьесу.

В репертуаре фортепианного квартета «2 х 2» есть золотые хиты, которые непременно звучат на их концертах. К таковым относится и музыка Альфреда Шнитке к фильму «Сказка странствий». В этот вечер девушки исполнили три танцевальный пьесы из сюиты – Вальс-раздолье, Менуэт и Танец Мая. А завершили вечер куражливым «Тустепом» Александра Цыганкова из сюиты «Старогородские мотивы», где отчетливо звучал мотив народной песни «Сизая голубка».

Букеты роз каждой пианистке от поклонников квартета – заслуженная награда за прекрасный танцевальный вечер.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.