bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Долой предрассудки! Привет любви!
prm 02

- Сегодня мы отказываемся от предрассудков. Бросаем вызов системе и себе самим!

Так Семён Промое, концертмейстер Томского академического симфонического оркестра, анонсировал первый концерт абонемента «Классика без предрассудков». Вопрос, который часто задают артистам: зачем в оркестре нужен дирижер, если у каждого есть ноты? Может быть, все это предрассудки и музыканты вполне могут справиться самостоятельно?

Струнная группа Томского академического симфонического оркестра под управлением Семена Промое решилась на такой творческий эксперимент. В творческом сезона 20/21 они предложили слушателям серию концертов без дирижера.

- Работая без дирижера, музыканты должны еще внимательнее слушать друг друга, себя, партию солиста. Это непросто, но интересно и очень полезно, - отмечает Семен Промое.

Дебют состоялся в октябре прошлого года, когда струнная группа в компании солиста Павла Шинкевича (фортепиано) исполнила «Времена года» Вивальди. Программу второго концерта без дирижера подсказала его дата – 14 февраля. В День Святого Валентина со сцены БКЗ звучали произведения русских и зарубежных композиторов, навеянные чувством любви.

- На самом деле ни одно знаковое произведение не рождается без любви. Любви к прекрасному, к миру, к музыке… Можно еще долго продолжать этот список, - обратился к слушателям со сцены солист и ведущий концерта «Признание в любви» Семен Промое. – Но сегодня, в День всех влюбленных, мы будем исполнять для вас музыкальные произведения, которые воплощают разные грани самого прекрасного и желанного чувства на свете.

prm 09

prm 01

prm 06

prm 07

Один из самых романтичных способов признания в любви, конечно, серенада. Серенада – это не только песня о своем пылком чувстве, исполняемая под балконом объекта обожания. Это еще и жанр камерной музыки. Первые серенады для небольшого оркестра появились в XVII веке и сочинялись по заказу знатных лиц. Позднее этот жанр нашел отражение в творчестве Гайдна, Моцарта, Дворжака, Брамса и других известных композиторов. Серенада для оркестра – легкая, лирическая, мелодичная музыка. Или, как ее еще называют, музыка вечернего настроения. Все перечисленные эпитеты в точности описывают Серенаду для струнного оркестра Эдварда Элгара, открывшую праздничный вечер в Томской филармонии. Это потрясающе красивая музыка и первое произведение Элгара, прочно укрепившееся в репертуаре оркестров мира.

Сочинение британского композитора прекрасно демонстрирует выразительные возможности инструментального ансамбля. Будучи скрипачом, Элгар трепетно относился к тембрам струнного оркестра и его музыкальный почерк сохраняется на протяжении всей пьесы, которую он описал как «по-настоящему струнную».

Не уступает Серенаде по своей популярности другое произведение Элгара - «Salut d’Amour» («Приветствие любви»). Начинающий композитор сочинил короткую изящную пьесу для скрипки и фортепиано, которую преподнес в качестве обручального подарка своей невесте Кэролайн Эллис Робертс. А в результате «Salut d’Amour» стало одним из самых известных произведений Элгара и вдохновило музыкантов на многочисленные транскрипции для различных инструментов и ансамблей. Для его исполнения на сцене БКЗ к струнному составу присоединилась духовая группа томского оркестра.

Еще один распространенный жанр романтической музыки – ноктюрн. Лирические произведения, написанные на «ночную» тему, сочиняли Лист, Мендельсон, Григ, Глинка, Чайковский, Балакирев. Создавая ноктюрны, русские композиторы часто вдохновлялись народной музыкой. Но в случае Александра Бородина, чей ноктюрн из Струнного квартета №2 исполнили томские музыканты, поводом для вдохновения стала поездка композитора в Германию. В те места, где 20 лет назад он познакомился со своей будущей женой. Растроганный нахлынувшими воспоминаниями, Бородин по возвращении на родину создает свой знаменитый Струнный квартет, посвятив его супруге. И это одно из немногих произведений композитора, где он творил не в сфере эпических образов (достаточно вспомнить его «Богатырскую» симфонию или оперу «Князь Игорь»), а лирических.

От вокальных камерных жанров – к танцевальным. Самый трепетный танец, танец влюбленных - вальс. В XVIII веке он приобрел популярность и быстро завоевал мир.

- Вена – родина вальса, а Штраус – признанный король вальсов. Но есть еще один австрийский композитор, который может смело конкурировать со Штраусом за такой титул. Это Фриц Крейслер, - убежден Семен Промое. - Крейслер не только композитор, но и скрипач-виртуоз. Его перу принадлежит 55 сочинений и более 80 транскрипций и обработок различных концертов и пьес. В их числе стилизации старинных венских вальсов – «Радость любви», «Муки любви», «Прекрасный розмарин». Это очень красивая проникновенная музыка, отражающая разные грани любви.

Подхватило танцевальную тему и тему разных проявлений любви танго «Ревность». Это единственное сочинение датчанина Якоба Гаде, благодаря которому его имя известно сегодня. В молодости Гаде был прекрасным скрипачом, затем стал писать музыку для немого кино. Для одной из картин он сочинил танго «Ревность». Мелодия мгновенно шагнула на концертную эстраду и обрела огромную популярность. По данным зарубежной музыкальной статистики, в 1970-х годах танго «Ревность» было на втором месте среди всех музыкальных произведений по количеству публичных исполнений, уступив лишь хиту «Yesterday» группы «Битлз». Картина, для которой сочинялось танго, давно канула в лету. А мелодия не сдает позиций и сегодня, оставаясь такой же популярной, исполняемой и любимой.

Любовь дарит не только радость и сладкие муки. Иногда она оборачивается страданиями и даже трагедией. Но даже тогда становится импульсом для созидания и творчества. Пример польского скрипача и композитора Генрика Венявского – яркий тому пример.

Во время гастролей в США скрипач-виртуоз встретил девушку, которую полюбил с первого взгляда. Чувство оказалось взаимным, но родители девушки выступили против этого союза. В XIX веке профессия гастролирующего артиста была рисковой: в то время переезды между странами, и уж тем более между континентами, не были так уж безопасны. К тому же профессию скрипача отец девушки считал недостойной настоящего мужчины. Получивший отказ Венявский продолжил свое турне. На последнем концерте он исполнил «Легенду» для скрипки и симфонического оркестра, которую сочинил под влиянием любовных мук. Музыка произвела огромное впечатление на публику. А расчувствовавшийся отец девушки, присутствовавший на концерте, поднялся на сцену со словами: «Только великая любовь способна вдохновить на создание такой великой музыки!». И дал согласие на брак Венявского со своей дочерью. Но при условии: композитор застрахует свою жизнь на солидную сумму, чтобы в случае его смерти страховка покрыла расходы супруги и будущих детей.

Увы, столь желанный союз не принес счастья. Как писали советские музыковеды: жена-мещанка интересы мужа не разделяла. К тому же Венявского сильно тяготили обязательства по страховке. В концертных поездках он проводил времени гораздо больше, чем дома. Напряженный гастрольный график и семейные проблемы подорвали здоровье Венявского. Отменять концерты было невозможно – стоило отсрочить хотя бы один платеж по страховке, и музыкант лишился бы всей суммы.
Генрик Венявский умер во время гастролей в Москве в возрасте 44 лет. И вот в чем ирония судьбы: на похоронах композитора в родной Польше звучала его «Легенда». Та, с которой началась история любви и которая в итоге свела его в могилу.
На томскую публику сочинение Венявского в исполнении струнной и духовой групп оркестра произвело большое впечатление. Как и на всех, кто когда-либо слышал или слышит «Легенду», признанную одним из выдающихся произведений в мировой музыкальный культуры.

Мощным завершением романтического вечера в Томской филармонии стало «Объяснение в любви» и «Полет Орландо» из музыки к кинофильму «Сказка странствий». Они прозвучали в транскрипции для струнных и ударных Сергея Симонова. «Сказка странствий» и работа над ней композитора Альфреда Шнитке – тот случай, когда именно музыка делает фильм. Без этих мелодий Альфреда Шнитке картина потеряла бы свою неповторимую атмосферу. И концерт струнной группы Томского академического симфонического оркестра, посвященный Дню всех влюбленных, тоже.

«Объяснение в любви» Шнитке, как и любая великая музыка, больше, чем мелодия для кино. Когда бы и при каких обстоятельствах ни звучала эта музыка, она создают особую ауру, потрясает, захватывает и ведет за собой. Лучшее тому подтверждение – звенящая тишина в зрительном зале, воцарившаяся на несколько секунд после завершения музыки. А затем – горячие, продолжительные аплодисменты, во время которых слушатели концерта встали в едином порыве. И это было уже их признание в любви – гениальной музыке и артистам, вдохновенно, трепетно и тонко исполнившим ее в этот вечер.

prm 03

prm 04

prm 05

prm 08


Фото: Игорь ВОЛК