bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Лапландия откроет Томску ТРИ новых сочинения
lapl_web.jpg


16 января 2021 в Большом зале Филармонии дают ТРИ томские ПРЕМЬЕРЫ. Откроет концерт «Карнавал норвежских художников» Юхана Свенсена, продолжит Каприччио Нильса Гаде, а завершит концерт «Шведская рапсодия» Хуго Альвена.

- Мы подарим томичам скандинавскую сказку - «Музыка Лапландии», - говорит маэстро Михаил Грановский. – Три премьеры и два шедевра мировой музыки. Если бы Ян Сибелиус, который написал множество произведений для оркестра, написал только свой Концерт для скрипки с оркестром, то ему уже можно было бы поставить памятник. Потому что это выдающееся произведение. На мой взгляд, это лучшее сочинение из всей мировой скрипичной литературы…


… Информация о сочинении норвежского композитора Ю. Свенсена «Карнавал норвежских художников» недоступна в открытых источниках. Как появилось на свет произведение описано во вступительном слове к дирижерской партитуре опуса. Специально для Томской филармонии перевод текстового пояснения музыки сделала бывшая томичка, а ныне жительница Бостона Галина Веснина. Полная версия русского текста доступна здесь.

Союз Художников Христиании (прежнее название Осло) проводил карнавалы художников ежегодно. Каждый праздник имел специальную тему и определённый девиз. Одним из источников вдохновения празднеств 1874 года (когда написано сочинение Свенсена) стала драма «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Шествие состоялось под девизом «Брак принца карнавала с дочерью Горного короля», символизирующим союз холодного севера и тёплого юга.

- Как выяснилось, это первая музыка, написанная по мотивам драмы «Пер Гюнт», то есть Свенсен опередил Грига на два года, - рассказывает главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский. – Кроме того, «Карнавал» интересен тем, что Юхан Свенсен использует в нем народные мелодии и трехдольные норвежские танцы - так называемый спрингар или спрингданс - парный танец вприпрыжку, зажигательный по характеру.

Полонез – самое начало сочинения Свенсена - использовали на открытии карнавала. Ежедневная норвежская газета Aftenbladet сообщала в 1874-м году, что пока Свенсен дирижировал, «пещера на заднем плане открылась, и оттуда вышла свита Горного короля […], а после тамада отошёл и обратился с приветствием Принцу карнавала и его свите, и провёл их в зал».

Помимо музыки Свенсона, Томский оркестр откроет слушателям имя шведского композитора Хуго Альвена, познакомив с его потрясающей «Шведской рапсодией». Альвен, как и многие композиторы—романтики, обращался к фольклору, использовав шведские народные мелодии обрядовых танцев.

Третья томская премьера – Каприччио для скрипки с оркестром датского композитора Нильса Гаде.

- Это сочинение в России практически не известно. И в принципе мало исполняется в мире, - поясняет маэстро Грановский. – Солист Московской филармонии Сергей Поспелов специально для нашего концерта разучил это произведение.